Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 02 марта 2010 16:44      424

Выставки недели: 2-7 марта

От многозначительной академической живописи до насмешливого поп-арта, от экспрессионизма любыми средствами до украшения космических станций – неделя целиком заполнена современным отечественным искусством. События на любой вкус, в том числе – предпраздничная «женская» выставка, правда, адресованная, как ни странно, мужчинам.

Теплоотдача

В Союзе художников открывается выставка живописца Ашота Хачатряна, замечательного колориста, мастера превращать картину в месиво краски, которое может складываться в портрет, натюрморт, пейзаж или во всё сразу, но непременно излучает тепло и силу. Когда-то он приехал из Армении учиться в ленинградскую Академию художеств, академию не закончил, но остался здесь и превратил свою мастерскую в уголок южного сада: виноград, кусты граната и финиковые пальмы, а между ними цветут такие же жизнелюбивые картины.

В Союзе обещают показать около 100 работ, 6 марта у петербурженок есть шанс выиграть одну из них. Жаль только, что назвали выставку уж совсем безлико – «Моя палитра».

Молитва красками



С 4 марта в Мраморном дворце проходит выставка московского живописца Виктора Калинина, яркой фигуры в кругах художников-семидесятников. Сто произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерской художника демонстрируют один из вариантов эстетического эскапизма в ту глухую эпоху – бегство в русское Средневековье, иконопись и почти врубелевский символизм. Калинин пишет простые сюжеты, но благодаря его дару монументалиста они обретают философскую глубину и масштаб библейских событий: «Вопрошающая» со скорбным взглядом, несомненно, Богоматерь; «Ворота» открываются в иное измерение, откуда льется неземной свет. Отец художника выглядит мудрым старцем, а отрок – ангелом, держащим Евангелие. С автопортрета смотрит настоящий древнерусский иконописец: светлые прямые волосы, борода, русское широкое лицо, невнятная темная масса одежды.

И биография у Калинина самая подходящая – родился в алтайском селе двенадцатым ребенком, дед был протоиереем. Неудивительно, что за бытом он провидит бытие, а жизнь возвышает до жития.

Фанатская коллекция

Галерея «100 своих» 4 марта представляет проект Максима Ляпунова, дизайнера, рок-музыканта и тусовщика, – серию плакатов с портретами рок-звезд: от Пола Маккартни, Элтона Джона и пятерки Deep Purple – до Рави Шанкара и группы Gogol Bordello.

Это броский и не претендующий на глубину поп-арт, где лица крупным планом оттенены яркими декоративными пятнами, а для пущей притягательности по изображению раскиданы барабанные палочки, медиаторы, диски и автографы, придающие плакатам вид фанатских раритетов. Название серии «Rock you!» отсылает к знаменитой песне Queen, что обычно переводится как «Мы вас потрясем!», но в плакатах нет ничего особенно «потрясающего», это просто неплохие обложки для дисков или постеры. Полукарикатурные портреты музыкальных деятелей – жанр вполне традиционный, но посмотреть на очередного губастого Мика Джаггера всегда приятно.

Грязь со значением




Галерея «Квадрат» с 4 марта приглашает на выставку Валерия Лукки, названную строкой из стихотворения Бродского «Пейзаж с наводнением»: «Даже железо не знает своей судьбы...». Художник известен брутальным экспрессионизмом, родившимся как протест против академической мертвечины в конце 1970-х годов. В его полотнах краска залепляет и заливает холст, но из этой чавкающей грязи возникает то видение «Сватовства майора» Федотова, то «Ареста пропагандиста» Репина, а также произведений Вермеера, Леонардо, Малевича и других разнообразных – автор называет такие вещи «эскизами». А теперь Лукка взялся за многослойный картон и приделывает к картинам полосы жести: неопрятные разрывы превращаются в невские волны, мертвенное свечение металла передает безрадостную атмосферу зимнего дня, потеки черной краски оказываются тучами с дождем. Экспрессионизм Лукки нагружен концептуальными высказываниями, в которых запутываешься так же, как в аллюзиях Бродского. Он ищет пути создания плохих картин, то есть таких, которые сделаны правильно, но бьют мимо цели – ведь попадать в цель неинтересно, и только «глупый» жест несет в себе заряд энергии.

Мужской стандарт женской красоты

Галерея Ивана Славинского с 5 марта показывает коллекцию женских образов, в которую вошли как российские, так и западноевропейские авторы. Вкрадчивые и хищные женщины-пантеры Сергея Чепика, выпускника петербургской Академии художеств, хрупкие и полупрозрачные страдающие девочки Жана Жансема, признанного на Западе мастера трагических образов, роскошные фламандские красотки Ханса Лаагланда, бельгийского последователя Рубенса (как по стилю, так и по составу красок), обнаженные тела из коллажа шелка, кружева и золота, созданные бельгийцем Лионом Лендерсом, растекающиеся акварельными пятнами журнальные модели латвийского художника Виктора Шелега и, конечно, гиперреалистические чувственные идеальные тела работы самого Славинского – все они объединены вполне феминистским лозунгом «Homo sum / Я – человек!». Однако картины выставки противоречат ее названию – все они написаны с сугубо мужской точки зрения и наглядно превращают женщину в объект вожделения. Какая уж тут самоидентификация, сплошной домострой.



Археологи будущего

Музей нонконформистского искусства 6 марта открывает две выставки: «Путь туда и обратно» Валерия Шалабина и «Суперсимметрию» Тимура Юсупова. Шалабин пишет абстрактные композиции, выражающие древнейшую потребность в формотворчестве, и называет свой творческий метод «археологией сознания». Выпускник исторического факультета, специалист по древнерусскому искусству до XIII века, затем участник Товарищества экспериментального изобразительного искусства, объединения не официальных, но не особо радикальных художников, – биография сама привела к попытке выразить вселенские ритмы человеческой истории и культуры, вписала в традицию, наследующую идеям авангарда, прежде всего Павла Филонова. Юсупов также отталкивается от проектов начала ХХ века, «космических городов» братьев Весниных, и создает интерьерную живопись для этих фантастических космостанций. Композиции вписаны в круг и рассчитаны на вращение вокруг своей оси – принципы плафонной фрески сочетаются с особым динамизмом изображений. Словно физик, сталкивающий частицы, художник синтезирует разнородные элементы. В космосе пока не до живописи, но игры в будущее – хорошая традиция русского искусства.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Выставки»