Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 16 февраля 2010 18:02      311

Богдан Ступка: «Мечтаю о роли без слов»

На двух городских сценах – в БДТ и во дворце культуры «Выборгский» проходят гастроли главного театра Украины, киевского Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. С 1991 года театром руководит народный артист СССР и Украины Богдан Ступка, кумир многих россиян. Уникальный актер дал эксклюзивное интервью «Культурной столице».

Богдан Сильвестрович, какие нити связывают вас с Петербургом?

– Во-первых, здесь жил Тарас Григорьевич Шевченко, а этот писатель и художник для меня очень много значит. Он ведь был еще и академиком Российской академии искусств. И Гоголь жил в Петербурге, премьера «Ревизора», с которой он сбежал, прошла в Александринке. Много, много здесь осело удивительных людей из Украины. Вот и сейчас на сцене БДТ блистает Валерий Михайлович Ивченко, с которым мы когда-то много играли на одной сцене в Киеве. С БДТ у нас особые отношения. В прошлом году Большой драматический театр отмечал 90-летие и приезжал в Киев, выступал на нашей сцене. Настал момент нам нанести ответный визит, посвященный 90-летию Театра имени Ивана Франка. Я хотел привезти девять спектаклей, чтобы показать всё, на что мы сегодня способны. Все твердили, что я сумасшедший, что гастроли некоммерческие. В итоге привезли пять названий. Поверьте, нам есть, что показать петербуржцам. Я внимательно слежу за самыми интересными театральными событиями на Западе, в России, Украине и убежден, что среднее поколение артистов нашего театра – замечательное, лучшее. Но самое главное: мне нравится, что в петербуржцах, особенно в вашей театральной публике, еще остались интеллигентность, высокая культура, аристократия духа – что-то хорошее еще осталось, даже в наш жесткий век, когда все хапают, набивают карманы, а политики нас тянут сами не зная куда. Нет, такое отношение к культуре, как сегодня в Петербурге, далеко не везде встретишь.



Богдан Сильвестрович, однажды вы сказали золотую фразу, что приравняли бы бюджет Министерства культуры Украины к бюджету Минобороны.

– Я тогда был министром культуры Украины и действительно произнес такую фразу на заседании кабинета министров. Они решили, что это мечтательность, маниловщина. Бюджет Министерства обороны 10 лет назад равнялся трем миллиардам гривен, а на культуру давали всего двести миллионов. Вот я и предложил – давайте на один год поменяемся и посмотрим, что я сделаю в культуре! Всего за год. По залу пошел смешок. Я и сейчас бы такой эксперимент провел – и в Украине, и в России.

В ваших интервью я вычитал удивившую меня фразу, что, мол, вы ничего не успели сделать за те 17 месяцев, что провели в министерском кресле… Мне кажется, такого не могло быть, не тот вы человек, чтобы бездействовать!

– Кое-что я все-таки сделал. Согласно моему первому указу, каждый месяц в последний четверг при наличии свободных мест в театры, кино и концертные залы стали бесплатно пропускать солдат срочной службы, студентов и пенсионеров. До сих пор этот указ работает. Я сделал так, что Украина стала полноправным участником Венецианской биеннале. Киевский сахарозаводчик Терещенко построил павильон в Венеции для этой биеннале, но когда Советский Союз распался, павильон достался России. Украине оставалось только платить за аренду огромные деньги, но я исправил ситуацию. Я постарался помочь Львовскому драматическому театру, где когда-то начинал актером, чтобы он получил статус национального театра: такой статус всего у пяти театров в Украине, он предполагает совершенно другое финансирование, другие зарплаты. Нынче львовский театр не бедствует и в творческом плане очень успешный.



Почему, уйдя из министерского кресла, вы не пошли в депутаты? Вот Раймонд Паулс, например, побыв министром культуры Латвии, затем перебрался в Сейм и говорил мне, что для него это очень важный статус.

– Я думаю, Раймонд Вольдемарович все-таки идеалист, если считает, что в ранге депутата что-то сделает для культуры. У нас в Украине депутатские мандаты получили многие артисты, и если они что-то сделали, то, наверное, только для себя. А чтобы сделать еще и для театра – такого я что-то не припомню. Мне же для себя давно ничего не надо. Поэтому я и не соглашался идти в депутаты. Я всегда говорю: я – депутат партии искусства! А на недоуменные вопросы некоторых политиков: когда, мол, такая партия создана, отвечаю: «Да уже пять тысяч лет назад!» И не спрашивайте больше меня о политике. Не мое это дело, не мое.

Богдан Сильвестрович, для меня большая загадка, почему в возрасте за 50, когда большинство актеров уже «сворачивает удочки», вы раскрылись гораздо ярче, чем в молодые годы, сыграв свои главные роли?

– Попались замечательные кинорежиссеры – Бортко, Месхиев, Муратова, Чухрай, Кеосаян… Это судьба! Для артиста ведь, кроме знаний, опыта, кроме трудоголизма, нужно везение. Мне уже в серьезном возрасте отчаянно повезло, а я сам для этого палец о палец не ударил.

А ведь и Владимир Бортко, пригласивший вас на роль Тараса Бульбы, тоже украинский батько.

– С его отцом я играл еще во Львове, а мама его была нашей актрисой, и Вова мальчишкой бегал в Театре Франка. И вот как судьба обернулась, что он взял меня на роль Тараса – без всяких проб, хотя я поначалу отказывался: ну какой я Бульба, в нем же 16 пудов было!

За эту роль вы недавно получили «Золотого орла». А были те, кто принял вашу трактовку в штыки?

– Что-то не знаю. Одна дама-критик, правда, написала, что Ступка ничем ее не удивил, не увидела большой разницы, как я сыграл Богдана Хмельницкого и Тараса Бульбу. Действительно, какой-то период «вождизма» у меня получился: сыграл Хмельницкого, Мазепу, Брежнева, Годунова. А сейчас на «Ленфильме» запускают фильм «Дни Турбиных», и мне предлагают сыграть гетмана, а я уже не хочу. Я уже мечтаю о роли без слов. Наорался, накомандовался, накричался за свои полвека в искусстве.




Вы ведь демонстрируете еще и потрясающую физическую форму: в свои шестьдесят восемь выходите на сцену в огромных ролях, много снимаетесь в кино, гастролируете, руководите театром. Откуда у вас столько энергии?

– А вот такой я заводной человек. Устаю, конечно, переутомляюсь, но прекрасно понимаю, что в движении – жизнь. А если остановишься, то умрешь – и физически, и умственно.

И все-таки, вы как-то поддерживаете физическую форму?

– Ничего особенного, думаю: только бы отоспаться! Вчера прилетел в Петербург, намаялся, самолет задержали, попробовал заснуть, но не смог, взял книжку «Жизнь Антона Чехова», позавтракал и только потом немного вздремнул.

Вы ведь не пьете, не курите?

– Нет, могу выпить и курю, к сожалению. Десять лет не курил, а тут опять принялся.

А в кино вы часто ходите?

– Редко. Разве что внук Дима посоветует. Неудобно: приходишь в зал, садишься, а на тебя все пялятся. В кино я не ходок, зато создал в прошлом году Киевский международный кинофестиваль. В этом году грядет второй фестиваль – с 25 мая.



Правда, что в свои 23 года ваш внук живет с дедушкой и бабушкой?

– С девяти месяцев.

На недавней премьере фильма «Мы из будущего-2», где Дима сыграл одну из главных ролей, я спросил у него: «Как тебя дед воспитывает?» На что он сказал: «Когда я загулял в 2000 году, дед на меня не кричал, не выпорол, но целую неделю со мной не разговаривал».

– Тогда получилась шумная история – информация проникла в прессу: «Пропал внук министра культуры Украины». Подняли всех на ноги, а они с парнем, оказывается, рванули в деревню к бабушке-дедушке. Потом рассказывали: «Там же краника нет, вода не течет, надо до крыницы ходить, воду ведрами носить. Боже, как там жить можно?!» Сейчас Дима повзрослел, учится у меня на курсе, играет Треплева в дипломном спектакле, получит распределение в театр, где работаю я и его отец Остап Ступка, один из лучших в том самом золотом среднем поколении актеров.

Роль в фильме «Мы из будущего» у него яркая – младший Ступка играет папенькиного сынка, сына депутата Верховной Рады, который нахватался националистических лозунгов.

– Я фильма еще не видел, но представляю, о чем речь. Здорово, конечно, что Дима уже начал сниматься в главных ролях, тем более съемки шли летом под Петербургом, на военном полигоне в Токсово. Он не только снимался, но и город успел посмотреть. Недавно приезжал на премьеру фильма, а 19-го вновь приедет в Петербург, чтобы сыграть в спектакле «Женитьба»: у него там несколько ролей – от Дуняши до молодого Гоголя. Спектакль наш получился многоплановым. Там не только юмор, но и тоска гоголевская: все говорят о женитьбе, замужестве, но что-то не складывается.

Богдан Сильвестрович, какие-то мечты в искусстве, в жизни у вас остались?

– «Оскар» (смеется)! А если серьезно – есть у меня мечта вывезти украинский театр на международную арену. Тут нам предложили на две недели «сесть» в одном из лучших бродвейских театров, со спектаклем «Тевье-Тевель», но просят огромные деньги – два-три миллиона долларов для организации таких гастролей. Не потянем пока. А еще мечтаю дождаться правнуков.

Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»