Снегопад, засыпавший улицы на протяжении нескольких дней, прекратился. Однако город по-прежнему парализован: непроходимыми оказались даже центральные магистрали. А вместе с окончанием метели надвинулась и еще одна беда: на крышах стремительно начали образовываться сосульки. Первые пострадавшие уже есть.
В тисках снежного коллапса
Петербургские улицы напоминают декорации к голливудскому фильму-катастрофе. По узким тропинкам, протоптанным через снежную целину, пробираются одинокие человеческие фигурки. Рядом с огромными сугробами трудятся люди, вооруженные детскими лопатами, пластмассовыми совочками, а иногда и сковородками — автовладельцы пытаются откопать свои машины.
Трех- и четырехполосные магистрали сузились до одной колеи, по которой медленно ползут автомобили вперемешку с бредущими по проезжей части пешеходами. Тротуары, как правило, не убранные, отделяют от проезжей части снежные барьеры высотой в человеческий рост. Движение в Купчино заблокировано из-за завязших в снегу фур. В воскресенье снегом оказались завалены даже Дворцовая площадь и Невский проспект, «державшиеся» до последнего.
Ходить по тротуарам стало опасно для жизни. «Мы всё понимаем — техники не хватает, ситуация сложная... Но за всю неделю не было ни одной уборочной машины, которая бы убрала снег хотя бы со 2-й Советской! Мы сегодня стали более или менее разгребать тротуары, но на них — огромная корка льда, которая не разбивается, а под снегом зачастую и не видна... Люди скользят, падают», — жалуются читатели «Фонтанки».
Такая же ситуация — нарост льда, покрытый слоем свежего снега — и на Большом проспекте Петроградской стороны. В Калининском районе перед входом в травматологическое отделение Военно-медицинской академии имени Кирова образовались горы льда — там, поскользнувшись на тротуаре, получил травму один из сотрудников АЖУРа. По переулку Крылова и улице Ломоносова можно передвигаться только посреди проезжей части — по колее, выбитой колесами машин. Подходы к станциям метро «Автово», «Проспект Большевиков» и весь Коломяжский проспект завалены сугробами, в которых люди проваливаются по колено. Такая же ситуация и в большинстве других районов города.
«Как можем, так и работаем»
В комитете по благоустройству и дорожному хозяйству уверяют, что делают все возможное для того, чтобы очистить город от снега. «Спецтранс» работает, заверил корреспондента «Фонтанки» Игорь Иванов, начальник отдела контроля и технического надзора Центра комплексного благоустройства КБДХ. Однако сообщить, сколько единиц техники сейчас трудится на улицах, отказался. «Все данные будут вечером», — заявил он.
По словам представителей районных администраций, уборочной техники, брошенной на ликвидацию последствий зимнего снегопада, явно недостаточно. «Чтобы убрать улицы, надо в 4-5 раз больше машин, чем работает сейчас, — ответил «Фонтанке» Валентин Копылов, директор ГУДП «Центр». — Делаем, что можем».
По его словам, на Васильевском острове в течение дня вручную убирают снег 23 постоянных сотрудника и 25 нанятых на временную работу. «Ручники» размещены на набережных, Биржевой линии и Уральской улице. Кроме того, работают несколько тракторов, один минитрактор, убирающий участок со 2-й по 7-ю линии, погрузчик и около десятка самосвалов. Два минитрактора расчищают территорию около станции метро «Приморская». Ночью по Васильевскому острову пройдет грейдер — «там, где он сможет справиться», уточняет Копылов. Будут работать около шести тракторов и все тот же десяток самосвалов. «Крутимся, чтобы все охватить», — замечает он.
В Калининском районе работает 57 единиц уборочной техники ГУ ДСП «Гражданское». Для уборки снега задействованы 75 профессиональных рабочих ручной уборки и 30 курсантов Артиллерийской академии. Для уборки дворовых территорий и очистки кровель от снега привлечена техника, дворники (дополнительно по договору приняты на временную работу 62 человека). На улицы вышли 100 курсантов Академии связи. Кроме того, районные власти заключили договор со строительными компаниями — застройщики предоставили для вывоза снега свою тяжелую технику. По словам пресс-секретаря районной администрации Юлии Лебединовой, район очищается от снега, начиная от улицы Комсомола, в северном направлении.
Деятельность подразделений «Спецтранса» уже привлекла внимание надзорных органов. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе городской прокуратуры, «на прошлой неделе в адрес 8 специализированных предприятий, с которыми у города заключены договоры на обслуживание дорог (в том числе, и на уборку, поддержание состояния дорог), внесены предостережения о недопустимости нарушения закона «Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», утвержденного постановлением городского правительства от 16.10.2007 года». В том числе одно предостережение объявлено первому заместителю председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.
«За нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность, — отметили в прокуратуре. — Сейчас по всем районам города проводится проверка, о результатах которой станет известно в ближайшее время».
С миру по лопате — город без снега
Районные власти находят свои пути — каждая в меру своих возможностей. «Я договорился с таксопарками, — рассказывает председатель администрации Колпинского района Дмитрий Румянцев. — Теперь диспетчеры спрашивают у водителей, какова ситуация на дорогах, где самые сильные заносы, где работает техника. Ответы передают нам, а мы скидываем их в «Росавтодор». Те, ориентируясь на наши сведения, убирают самые сложные и труднопроходимые участки». В результате, по словам главы района, ситуация на дорогах в Колпино намного лучше, чем в центре Петербурга. Надо заметить, что и в редакцию «Фонтанки» жалоб на дороги в этой части города не поступало.
Кроме того, на Петроградской стороне и в Калининском районе за уборку снега взялись курсанты. Тротуары на Большом проспекте расчищали ребята в форме с нашивками космических войск (слушатели академии имени Можайского), Лесной и Большой Сампсониевский проспекты — слушатели ВМА. Помогали военные справиться со снежными завалами и в центре города. «Я сейчас пишу письма с благодарностями руководству Военной академии связи и Военно-инженерного университета, — отреагировала на звонок корреспондента «Фонтанки» пресс-секретарь администрации Центрального района Людмила Щукина. — Они расчистили тротуары в своих кварталах полностью, выручив всех нас». Часть Шпалерной и Потемкинской улиц помогли убрать члены общества «Друзей Таврического сада».
«Мы ничего не можем сделать, — поясняют районные власти. КБДХ долго добивался, чтобы уборку улиц отдали им на откуп, и они свое получили. А мы теперь отвечаем за придомовые территории. Их и чистим». «Я понимаю, — добавляет Щукина. — Что горожане предъявляют претензии, главным образом, к неубранным тротуарам. Но хочу напомнить, что только в Центральном районе зарегистрировано 72 тысячи юридических лиц. И, соответственно, если бы каждый предприниматель вычистил свою собственность — участок перед входом, то снега на улицах было бы намного меньше».
Впрочем, как уже писала «Фонтанка», лопаты стали в городе острым дефицитом. Их раскупили в течение трех дней. Правительство Петербурга пообещало вручить этот инструмент желающим потрудиться на уборке города. Для того, чтобы обеспечить всех желающих, был даже объявлен конкурс на закупку 2000 лопат. Однако попытки дозвониться по указанному в КБДХ номеру телефона оказались безуспешными — с 11 утра до 15:30 телефон был беспробудно занят. Не удалось дозвониться корреспонденту «Фонтанки» и ни по одному из трех телефонных номеров «горячей линии» Жилищного комитета.
Корреспондент «Фонтанки» тем временем на личном опыте установил, сколько времени необходимо, чтобы очистить от снега хотя бы двор. За 15 минут с помощью обычной лопаты до асфальта удалось расчистить площадку под автомобилем и прилегающий проезд. Общая площадь составила около 25-30 метров. Благодаря тому, что соседи достаточно хорошо и дружно общаются на протяжении многих лет, во дворе можно запарковаться и пройти к дому. В любом случае, если бы на улицах работало 2000 тысячи дворников, как заявляют власти, то значительная часть дворов и тротуаров была бы уже очищена.
Пешеход, спасайся как можешь!
По словам всех представителей районных администраций, самая главная беда еще впереди — из-за перепадов температур на крышах образуются наледи, и начинается интенсивный рост сосулек («сосулей» — по профессиональной терминологии). «То, что сейчас лежит на тротуарах, находится и на наших крышах, — предупреждает директор Жилкомсервиса № 3 Ирина Романюк. — И все это месиво сейчас обледеневает, а потом обрушится вниз». Прецеденты уже есть.
К борьбе с сосульками в городе не готов никто. «Я знаю об этой опасности, но пока еще ничего не предпринимал, — честно признался Румянцев. — Мы только отправили телефонограмму в Жилищный комитет с просьбой помочь». «Мы физически не сможем убрать крыши, — разводят руками в Центральном районе. — У нас некому работать». «У нас очень сложная конфигурация кровель, поэтому очищать их от снега могут только люди, имеющие допуск к высотным работам, — поясняет Щукина. — В обычные годы мы заказываем промышленных альпинистов, но сейчас этих групп людей попросту не хватит, чтоб отчистить все дома в городе». «Мы столкнулись с тем, что у нас некому работать», — обескураженно вторит ей Ирина Романюк.
С вопросом, какие меры по борьбе с обледенением крыш намерены предпринимать городские власти, корреспондент «Фонтанки» обратился в Жилищный комитет, однако на момент выхода материала ответа не было. Районные же чиновники прибегают к паллиативным мерам — ограждают опасные места ленточками. И просят пешеходов передвигаться не по тротуару, а по проезжей части, чтобы уберечь себя от тяжелых, а часто и смертельных, травм. Видимо, под колесами автомобилей люди будут в большей безопасности, чем на тротуарах центральных улиц Северной столицы.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»