Михаил Боярский, Наталья Данилова и пьеса Алексея Арбузова возвращаются. А вот следует ли в их приятную компанию допускать призрак фрау Рифеншталь, обещает разобраться молодая режиссура.
«Смешанные чувства»: Семейный подряд
Театр им. Ленсовета бьет все рекорды по количеству премьер. Под Новый год в родных стенах отмечает шестидесятилетний юбилей всенародный любимец Михаил Сергеевич Боярский. Боярский никогда не кичился своими актерскими заслугами на театральной сцене – а они у него есть, и весьма серьезные. И прежде всего, на сцене Театра им. Ленсовета. В легендарной труппе Игоря Владимирова он негласно считался вторым лицом – после Алисы Фрейндлих. Минус заключается в том, что комедия Ричарда Баэра «Смешанные чувства», избранная режиссером Олегом Леваковым для бенефиса Боярского, уж больно незамысловата и особенного простора для демонстрации драматического диапазона артиста не предоставляет. А плюс – сценическое партнерство Боярского с супругой Ларисой Луппиан, также замечательной актрисой; по крайней мере, в слаженности этого дуэта сомневаться не приходится. Премьеру сыграют сегодня и завтра, 25 и 26 декабря, начало в 19.00, цена билета – от 200 до 2000 руб.
«Дни нашей жизни»: Возвращение чародейки
Есть надежда, что скоро в нашем городе появится много хороших спектаклей по произведениям Леонида Андреева. Поговаривают, что вскоре в Александринке начнется работа над андреевской «Анатэмой» в трактовке знаменитого поляка Кристиана Люпы. Режиссер Юрий Цуркану не так знаменит, но своим ремеслом владеет отменно. Его постановки в «Русской антрепризе» им. Миронова по не замыленным репертуаром пьесам русской классики – «Нахлебнику», «Шутникам», «Пучине», «Плодам просвещения», по булгаковскому «Бегу» – представляли собой и добротные образчики психологического театра, и диалог со сценическими канонами (что очень важно, когда режиссер берется работать в «традиционном» ключе), и слегка ироническую «игру в Малый театр», и корректную оправу для галереи актерских талантов, собранных антрепризой Рудольфа Фурманова. Пьеса Леонида Андреева «Дни нашей жизни» – одновременно и мелодрама, и лирический портрет времени: экзальтированного, полного страстей и смутных устремлений начала XX века в России – будет разыграна превосходным актерским ансамблем. Главные роли поручены молодым, но давно доказавшим свой талант актерам – Полине Толстун и Сергею Дьячкову.
Интригует участие в спектакле великолепной Натальи Даниловой, ее прекрасно знают все, кто в начале 80-х бывал в БДТ или хотя бы смотрел телеспектакли Ленинградского телевидения. Помните, скажем, «Похищение чародея»? О, это был, как сказали бы сегодня, хит. Как минимум по фильму «Место встречи изменить нельзя» актрису знают все. Данилова ныне играет редко, и каждая ее новая роль – событие. На спектакль приглашают 26 и 27 декабря, начало в 19.00, билеты – от 250 до 1000 руб.
«Мой бедный Марат»: Красный треугольник
Еще один хит – на этот раз советской драматургии – пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». И это опять-таки и мелодрама, и портрет времени: и история любовного треугольника, и рассказ о поколении, пережившем войну и ленинградскую блокаду. Арбузов тонок и многое в его пьесах имеет вневременное звучание; «Марат», как показала история постсоветского театра, вполне может состояться и на современной сцене.
Тут есть два перпендикулярных примера: коммерческий спектакль Андрея Житинкина в Театре Моссовета – с жирными эротическими подтекстами (по-прежнему идет) и тонкий авторский спектакль Анатолия Праудина в Александринке (давно снят с репертуара). По какому пути пойдет молодой режиссер Евгений Семенов, готовящий премьеру на малой сцене БДТ, скоро узнаем. Для Семенова это дебют на театральной сцене, он работал в кино, в частности, снял фильмы «Бог печали и радости», «Танец живота» и «Мойщики» – не широко известные опусы, так что о профессиональных кондициях режиссера говорить трудно. В спектакле заняты хорошие актеры: Александра Куликова, Федор Лавров и Семен Мендельсон. Спектакль состоится 25 и 27 декабря, начало в 19.00, все билеты по 400 руб.
«Триумф Лени Рифеншталь»: Предадимся Лени
Ассоциация «Живая классика» и театр «Дапертутто» (названный ни много ни мало прозвищем самого легендарного Мейерхольда) объявляют о любопытной премьере. Молодой режиссер Мария Александрова собрала материалы об одиозной персоне XX столетия Лени Рифеншталь – великом режиссере-документалисте и в то же время одной из ключевых фигур пропагандистской машины Третьего Рейха. Спектакль «Триумф Лени Рифеншталь» обещает стать художественной провокацией, сценическим продолжением неумолчных споров о фигуре Лени. В главной роли – чудесная Елена Калинина, актриса МДТ.
На спектакле есть вероятность встретить в зале Светлану Крючкову; она играла Рифеншталь в московском Театре им. Гоголя в спектакле «Марлени». Премьера пройдет на камерной сцене МДТ – Театра Европы в субботу 26 декабря, начало в 19.30, билеты стоят от 450 до 600 руб.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру