Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 декабря 2009 17:59      335

Ян Гиллан: Трудный глас

В петербургской Капелле выступил солист классического состава Deep Purple Ян Гиллан — в сопровождении симфонического оркестра Капеллы под управлением дирижера Пражской Филармонии Фридемана Риле.

Вариации на тему Deep Purple, ставшей для советских людей главной зарубежной рок-группой, к нам привозят уже больше года. Не далее как в октябре мы принимали Джона Лорда, и тоже с симфонической программой. И если Лорд в свое время собственноручно скрещивал рок с крупными оркестровыми жанрами, делал это мастеровито и концептуально, то Гиллан придумал облекать песни Deep Purple в струнные и духовые сравнительно недавно, года два назад. Не то, чтобы симфо-аранжировки в его случае выглядят неправомерно — наоборот, величественным риффам «Highway Star» и «Smoke on the Water» отрывистое скрипичное переложение очень идет и только добавляет уместного пафоса. Но вот с вокальной работой на фоне оркестровой мощи голос Гиллана, как показал концерт, не вполне справляется.



Оркестр занял почти всю площадь сцены, позади ютились барабанщик с басистом. Состав для зала Капеллы был усиленный, с обилием струнных и грохочущей меди. В первой части концерта, без Гиллана, музыканты под управлением Александра Чернушенко сыграли набор симфо-джаз стандартов, от Сидни Беше («Petite Fleur»), где импровизация кларнетиста Андрея Михайловского сорвала бурные аплодисменты, до «Лунной серенады» Глена Миллера. Ко второму отделению концерта все это имело крайне отдаленное отношение и разве что расслабляло публику перед ударным выступлением рок-певца.

Появление Гиллана аудитория встретила бурным ревом, буквально подскочив на своих стульях. Пружинящей походкой вышел певец на сцену, ведя за собой дирижера Фридемана Риле, который, к слову, уже давно поднаторел играть рок на оркестре. Кроме сотрудничества с Deep Purple, Led Zeppelin и Queen, он популяризирует симфоническую классику для непритязательного слушателя. Так что на концерте он играл скорее роль приглашенной знаменитости, и слаженность и красочность звучания стоит отнести к достоинствам самих оркестрантов Капеллы.



Начал и завершил выступление Гиллан с известных вещей с альбома «Machine Head» 1972 года - «Highway Star» и «Smoke on the Water» под занавес. С первых же слов «Highway Star» стало понятно, что либо концерт провален по звуку звукорежиссерами, либо Гиллан просто «не дотягивает» - голоса практически не было слышно, а на скоростных и высоких пассажах слышался лишь малоразличимый хрип — словно горло певца забито ватой.  Оркестр перекрывал пение солиста почти полностью. В центре зала, за звукорежиссерским пультом, куда корреспондент «Культурной столицы» переместилась в поисках более выгодной акустики, это ощущение сохранялось. Певец то и дело торопливо и в нос проговаривал слова, а перед высокими нотами весь будто скукоживался, изображая крайнее напряжение, но так и не выдал ни одной пронзительной интонации.

Впрочем, сам Гиллан, некогда обладавший уникальным диапазоном почти в четыре октавы и сверхгибким звуком, относится к происходящему на сцене с удивительной легкостью, демонстрируя непринужденность манер и словно отвлекаясь на свои партии, уделяя больше внимания молодцеватым прохаживаниям по авансцене, иронической пантомиме, да и просто тому, чтобы обменяться приветствиями со знакомыми в ложе.



Из новых композиций Гиллан исполнил духоподъемную «No Lotion For That» с альбома 2009 года «One Eye to Marocco». В целом исполнялись вещи семидесятых, причем сольный альбом Гиллана «Child In Time», который был бы очень кстати в симфо-джазовой аранжировке, был обойден вниманием.

Но слушатели, естественно, не допускали ни одной критичной мысли о концерте — это читаось на одухотворенных, близких к экстазу лицах зрелых, респектабельных людей, пришедших на концерт в первую очередь за эмоциями юности, чем за слуховыми впечатлениями.



Оксана Булах
Фонтанка.ру