Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 декабря 2009 22:15      279

Блестящее прошлое: «Эмали мира: 1700-2000» в Эрмитаже

Дни Эрмитажа в начале декабря по традиции притягивают крупные выставочные проекты. В этом году музей показывает 320 предметов эмальерного искусства из собрания лондонского профессора Нассера Давида Халили. В витринах царит удивительное разнообразие техник, традиций, форм, а все вместе вещи составляют большую ретроспективу эмалей Европы и Азии за последние три века.

Искусство эмали известно с эпохи Древнего Египта, в античные времена и особенно в Средневековье оно распространилось по всему Старому Свету – от запада Европы до Китая и Японии. Столетиями эмаль оставалась самым доступным способом имитировать драгоценные камни: наплавленная на медь, иногда серебро или золото, стекловидная масса с добавленными в нее окисями металлов создавала прочное и блестящее покрытие, не тускнеющее со временем. Синий от кобальта, желтый от серебра, красный от железа, розовый и пурпурный от золота, белый от олова, зеленый от хрома – яркие цвета эмали пришлись по вкусу разным культурам, и выставка наглядно демонстрирует обилие вещей, которые ею украшали.



В Европе к XVIII веку эмаль с церковных предметов переместилась на светские: шкатулки, несессеры, табакерки, посуду, медальоны, настольные украшения. В моду вошла расписная эмаль, требующая особых красок и по тонкости исполнения сравнимая с живописной миниатюрой, да и жанры все те же – портреты, натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Правда, красуются они не только в рамочках, но и приспособлены к функциональным вещам, например, пейзажи написаны на шкатулках, а обнаженные богини раскинулись по чашкам с блюдцами – невозможно выпить чаю, не погладив прелести Венеры или Дианы.

В XIX веке игривые росписи сменяются одноцветной опаковой (непрозрачной) эмалью, ею украшают приборы для письма, часы, рамки для портретов, медали. Швейцарских табакерок целая витрина – как же, главная дурная привычка аристократической Европы! Правда, женевские мастера были способны и на очень необычные вещицы – золотой флакон для духов сделан в виде револьвера с цветком, торчащим из дула, разные части изделия покрыты прозрачной и расписной эмалью с золотыми блестками (около 1805 года). Вероятно, надо нажать на спусковой крючок, чтобы из цветочка брызнули духи.



В европейском разделе выставки лучше всего представлена вторая половина XIX века – эпоха историзма и эклектического смешения разных стилей. Тут и различные кубки-чаши из горного хрусталя, агата и гелиотропа, где эмаль скромно ютится на крышке, ручке, ножке, оттеняя красоту цельного куска природного камня, и лиможские эмали, где на черную эмаль наносится слоями белая, так что получается имитация светотени. Ковши, братины и водочный сервиз в «русском стиле» украшены финифтью, то есть росписью эмалью по филиграни – крученой металлической нити. Бронзовые вазы в человеческий рост и настольные композиции парижской работы покрыты росписью в старинной, средневековой технике выемчатой эмали. А вот на громадном серебряном сосуде для вина, с портретами, аллегорическими фигурами и неприступным замком, что стоит в самом центре выставки, эмаль придется поискать: там есть три маленьких герба. Зато сияют и переливаются портсигары, рамки для фотографий, часы, пудреницы, бонбоньерки работы знаменитых ювелирных домов начала ХХ века, прежде всего, Карла Фаберже и Картье, – в это время предпочитали прозрачную эмаль, сквозь которую просвечивает рельеф и гравировка на металле.



Остальной ХХ век представлен буквально несколькими вещами, правда, одна из них действительно необыкновенная. Может ли от вечерней сумочки захватывать дух? Пожалуй, да, если она сделана из золота и платины, покрыта прозрачной эмалью ярко-зеленого цвета и украшена бриллиантами и рубинами. Это уже полноправное ювелирное изделие, и автор его, конечно, женщина – Алоисия Ручеллаи (сумочка выполнена около 1968 года).



Но самое интересное на эрмитажной выставке – вещи с Дальнего Востока. Фантастический китайский императорский столик второй половины XVIII века покрыт сплошной желтой эмалью в мелкой вязи цветов и стеблей, и надо присмотреться, чтобы найти среди них крошечных летучих мышек – известные китайские символы счастья. В это время в Китае активно применяли перегородчатую эмаль, к тому времени изрядно подзабытую в Европе, но украшали ею не скромные шкатулки, а массивные подсвечники, большие панно, алтарные предметы. В экспозиции есть еще загадочная фляга паломника диаметром в полметра и даже аквариум, где внутри резервуара для воды изображены рыбы.

В Японии тоже уважали эту технику, но в конце XIX века пошли еще дальше и освоили способ, при котором металлическая основа убирается перед обжигом, и получается перегородчатая эмаль без перегородок, так называемая «эмаль мусэн»: она представлена рядом ваз с белесым фоном, по которому разбросаны тонкие стебли, листья, птицы. Японцы и витражную эмаль, тоже обычно нуждающуюся в металлических нитях, оставили саму по себе, пусть просвечивает – отличный абажур для лампы. За эти изобретения Япония удостоилась множества наград на международных выставках начала ХХ века, да и сегодня рядом с такими чудесами технологии и стиля меркнут аляповатые аристократические роскошества Европы.

Ольга Лузина
Фонтанка.ру