Декабрьская лихорадка. Эксперты предсказали предновогодний потребительский бум
В грядущую новогоднюю ночь петербуржцы намерены показать кризису, что его нет, а также сформировать свое новое будущее, уверен доктор психологических наук, профессор кафедры маркетинга СПбГУСЭ Александр Векшинский. Именно с желанием россиян продемонстрировать свое «фи» всем невзгодам, обрушившимся на страну, он связывает неожиданный предновогодний потребительский бум, разгоревшийся в пору экономического кризиса. Пир во время чумы или закономерность? Этим вопросом задались участники сегодняшней пресс-конференции, на которой Векшинский и озвучил свой тезис.
По мнению экспертов, даже экономический кризис не отменяет новогодний потребительский бум. Несмотря на то, что в прошлом году специалисты давали более чем пессимистичные прогнозы, ожидая значительное падение торговли, сегодня социологи отмечают - 97% россиян основную часть праздничного бюджета потратят в декабре. На декабрь приходится около 20% продаж, в то время, как остальные 11 месяцев довольствуются по-братски разделенными между собой 80%. Цифры говорят сами за себя и в дополнительных комментариях не нуждаются.
Для торговли наступают поистине золотые дни. Ведь именно в это время предприниматели имеют возможность «отыграться»: сбыть залежалый или бракованный товар, привлечь новых клиентов, представить новую продукцию. Производители продовольствия (в особенности, с ограниченным сроком хранения) выходят на круглосуточный режим работы, продлевают рабочий день предприятия общественного питания и торговли.
«Петербург является одним из лидеров по «насыщенности» предприятий и количеству предложений на рынке. В городе на тысячу жителей приходится 927 квадратных метров торговых площадей. Петербуржцы могут сходить за покупками в 15 тысяч объектов торговли. В нашем городе существует 23 рынка, из них 16 специализированных. Ежегодно мы открываем ставшую уже традиционной рождественскую ярмарку», - по-чиновничьи сухо и кратко отчитался начальник управления торговли Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга Сергей Палинчук.
Словом, есть, где разгуляться душе даже самого взыскательного покупателя, который, словно ребенок, замирает, ощущая ни с чем не сравнимый аромат мандаринов, гулким эхом отдающих беззаботным детством. Каждый россиянин всеми фибрами души чувствует приближение той самой ночи, когда и стар, и млад готовы поверить в чудо. Впрочем, без ложки дегтя в бочке мёда не обошлось и здесь. Пока рядовые россияне в предвкушении праздничных торжеств «носятся» по магазинам в поисках подарков для родных и близких, КЭРППиТ ожидает сокращение розничной торговли на 7%, несмотря на то, что именно она составляет 20% бюджетообразующей отрасли.
Тем временем петербуржцев продолжают засыпать заманчивыми предложениями сообразительные производители товаров и услуг. Бесконечные SMS-сообщения, обзвоны, письма на электронный ящик с призывом приобрести любой аромат определенной марки туалетной воды и получить мягкое махровое полотенце в подарок, 35% скидка на обувь и многое другое. Наступательная стратегия, к которой обратились продавцы, безусловно, дает свои плоды, ведь приступ предновогодней лихорадки у россиян год от года не снижается, а, наоборот, усиливается и приобретает все более изощренные формы.
Начальник отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Елена Ткаченко отмечает грамотность петербургских потребителей, которые «подходят к процессу покупок более чем ответственно». Правда, больше всего нареканий среди специалистов получают продукты питания и парфюмерно-косметические товары, которые по давней российской традиции оказываются либо просроченными, либо их качество совершенно не соответствует стандартам качества. Ткаченко посетовала на то, что, приобретая лососевую икру «возбужденные» покупатели, как правило, не обращают внимания на условия хранения товара, который недобросовестные продавцы кладут прямо рядом с кассой, в то время, как он требует особых условий хранения. По ее словам, основные жалобы в Центр поступают после праздников. Эксперт призвала горожан не приобретать товар на улицах и несанкционированных местах торговли, а также изначально выяснять, в каких случаях товары подлежат обмену и возврату, а в каких — нет.
Александр Векшинский уверен, что «предновогодние покупки имеют в сознании человека символический смысл», поскольку в Новый год человек ставит перед собой вполне конкретную задачу — сформировать свое будущее. Если декабрь 2008 года был ознаменован судорожным ожиданием россиянами дна экономического кризиса, то в декабре 2009 люди нацелены на то, чтобы вспугнуть кризис и показать ему, что «мы-то живы, мы-то потребляем». Создается такое впечатление, что наши сограждане весело напевают «А нам все равно, а нам все равно». Впрочем, Векшинский не видит в этом ничего хорошего, поскольку излишнее рвение россиян заглушить эхо кризиса приводит к повышению уровня так называемой мишуры. «Мы можем начать потреблять то, что нам не нужно. Мы должны перейти от мишуры к долгосрочным товарам, к тому, что действительно важно. Люди должны, в первую очередь, стимулировать сами себя, а не экономику. Мы должны переориентировать свое потребление на духовные ценности, нежели на постоянное сжирание и выпивание», - довольно категорично заявил профессор кафедры маркетинга СпбГУСЭ.
Доктор психологических наук также считает, что сегодняшние рекламные акции направлены на то, чтобы «вернуть людей к различным комплексам». В качестве примера Векшинский привел многочисленные скидки и распродажи, к которым, как правило, и апеллируют продавцы, ведь здесь производители играют на банальной жадности, присущей человеческой природе. Правда, в последнее время, по его мнению, среднестатичестический покупатель взрослеет и на прежние уловки с былым энтузиазмом не реагирует.
Маркетологи обратили внимание на новые веяния и постепенно меняют свое отношение к покупателям. Например, недавно один из ювелирных магазинов продемонстрировал потребителям свое становление на новые «экономические рельсы» тем, что выпустил серию плакатов, на которых указывается, что «никаких скидок» не будет, ведь качественные товары и платежеспособные покупатели в скидках не нуждаются. «Не от хорошей жизни идет усиленное стимулирование. Никто не отменял Маркса и кризис перепроизводства. Сегодня задача производителей — любой ценой продать товар и они, не жалея сил, вбивают людям в мозги всякую мишуру», - раскритиковал предпринимателей профессор.
Генеральный директор кондитерской компании «Ацтек» Владимир Маринович, напротив, был настроен более чем благожелательно и с радостью поделился с присутствующими некоторыми секретами ведения успешного бизнеса. «Необходимо правильно себя позиционировать. Мы, например, продаем не шоколад. Мы продаем удовольствия и доставляем наслаждения!», - с гордостью заявил предприниматель.
Также бизнесмен рассказал, что в начале года наблюдалось резкое снижение выпуска серийной продукции, поскольку потребители хранили кошельки ближе к сердцу и в ожидании «голодных» 2000-х не спешили расставаться с кровно заработанными. Вместо элитного шоколада приходилось довольствоваться карамельками. К счастью, перед новым 2010 россияне решились побаловать себя дорогими шоколадными лакомствами. Что касается корпоративной продукции то, по утверждению Мариновича, количество заказчиков осталось на прежнем уровне, а вот объем заказов снизился ощутимо. Например, если в декабре 2008 небольшая компания могла заказать 300 штук шоколадных сувениров, то сейчас их количество не превышает 200 штук. «В первой половине года продажи резко снизились в два раза», - с ужасом вспоминает бизнесмен. Тем не менее, в сентябре ситуация стала стабилизироваться. Таким образом, в ноябре продажи шоколадной продукции оказались в 4 раза выше, чем в мае этого же года. Среди тенденций года Маринович отметил «поиски новых видов продукции по содержанию». «К нам с предложениями о сотрудничестве стали обращаться руководители крупных хлебобулочных производителей Петербурга, поскольку мы являемся марципановыми монополистами. Возможно, в скором времени в магазинах появятся булочки с марципанами», - пояснил он. Маринович также сообщил о том, что его компания утвердила новогоднюю коллекцию шоколадных тигрят (напомним, следующий год как раз пройдет под знаком этих полосатых хищников) еще в августе.
Впрочем, почти новогоднее настроение пресс-конференции было омрачено вопросом журналиста, который поинтересовался контролем государства «в сфере реализации пиротехнических устройств». Поводом к вопросу послужила недавняя пермская трагедия. «Продажа регулируется точно также, как и в случае с обычным продуктом. К сожалению, лицензирование отменено. Ограничение продажи пиротехники на уровне субъектов не может быть произведено. Пиротехника — средство повышенной травмоопасности. В Петербурге ежегодно проводятся плановые мероприятия МВД. В прошлом году, например, были остановлены фуры с пиротехникой, поскольку у водителя не было сопроводительных документов и сертификата соответствия», - рассказал Сергей Палинчук. Ни в коем случае не приобретайте пиротехнику вне магазинов, в один голос обратились эксперты к петербуржцам.
Векшинский, в свою очередь, напомнил о том, что «изначально фейерверки предназначались для отпугивания злых духов». «Внутри помещений злые духи никуда не уходят. Трагедия в Перми это продемонстрировала. Для того, чтобы совершить полноценный обряд, фейерверки нужно пускать за городом, где много открытого и свободного пространства, чтобы злые духи, если уж улетели, то улетели!», - излишне эмоциально закончил свое выступление профессор кафедры маркетинга СпбГУСЭ.
Говоря о подарках к празднику и тенденциях, эксперты отмечают постепенно входящие в моду «презенты в виде услуг», среди которых лидирующие позиции занимают абонементы в фитнес-клубы и туристические путевки.
Отметим, что КЭРППиТ совместно с «Центром контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» заключили соглашения с торговыми сетями Петербурга, благодаря которым будет осуществляться контроль качества товаров по жалобам потребителей. В том случае, если потребителя не устроит качество купленного товара, то он может обратиться за консультацией в Центр, сотрудники которого, в свою очередь, в том же магазине приобретут товар, вызвавший нарекания, и проведут экспертизу, то есть акт оценки. Таким образом, инициаторы подписания соглашений надеются убить сразу трех зайцев - производитель узнает о качестве своего товара, розничный продавец осуществит дополнительный контроль, а покупатель получит защиту. В Центре также можно получить бесплатную консультацию для этого достаточно позвонить по телефонам горячей линии: 274-12-37, 274-12-41
Александра Гармажапова, Фонтанка.ру