Начало зимы встречаем бурно – фестиваль электронных искусств, опера про полицейских, гоголевский бордель, малохольный построк и море ностальгии по девяностым.
Опера про оперов и другие механические гости
Выходные плотно оккупирует фестиваль «Электромеханика», да так плотно, что вряд ли останутся желания и силы на что-то еще. Электронный собрат фестиваля SKIF, устраиваемый Центром современного искусства им. Сергея Курехина, в этом году пройдет уже в третий раз и растянется на три дня. Сосредотачиваться на какой-то одной команде на «Электромеханике» смысла не имеет. Лучшая стратегия – фланировать от главной сцены, расположенной в старом советском кинозале, к сцене клубной, заглянуть в чилл-аут, посмотреть видеоарт, послушать стихи, выпить кофе, наконец. Во второй день фестиваля выступит Гудрун Гут, практически мать-основательница берлинского андеграунда. Начинала немецкая дива с Einstürzende Neubauten, правда, играла совсем недолго: ушла создавать свои собственные группы, например, панк-девичник Malaria!. Два года назад Гудрун записала замечательный сольный альбом «I Put A Record On» – завораживающий потусторонними шумами и старинными вальсами.
Вокальную манеру певицы можно сравнить с исполнительской подачей Лори Андерсон и Бликсы Баргельда – такое же мягкое проговаривание, местами драматически аффектированное. Хотя в ноты, по ее признанию, артистка попадает с трудом. В тот же день сыграют исландец Бен Фрост и американец венесуэльского происхождения Мигель Де Педро, больше известный как Kid606.
Первый выдает на-гора тягучий эмбиент с шумом океанских волн, осколками льда и горячими взрывами гейзеров. Второй же придумывает прыгучую витальную электронику со смешными закольцованными фразами, охами-вздохами и жестким танцевальным ритмом. Хип-хоповую оперу «Копы в огне», которую представят 4 декабря, придумали и воплотили музыканты how2make совместно с творческим объединением Le Cirque de Sharles La Tannes, куда входят режиссеры, актеры и художники. Четыре копа из Отдела особо опасных дел с пародийными фамилиями вроде Козульски и Яблонски борются против злодея Джигурдамариса, а в сущности – против лавинных потоков дурного вкуса в окружающем мире. Орудуют они картонными пистолетами преувеличенных размеров и представляют собой целую галерею полицейских типов: от французского «фараона» – до брутального лос-анджелесского копа.
Богиня красоты и Борзов с бородой
В субботу 28 ноября можно сходить в «А2» – послушать новый альбом московской группы Everything is Made in China под названием «Automatic Movements».
Его, как и предыдущую работу «Chemical Sounds», коллектив записывал в Канаде под руководством опытного саунд-продюсера Дина Мариино (работавшего, к слову, с Godspeed You! Black Emperor). Ставшие известными под этикеткой русского построка, они решили двинуться принципиально в другую сторону – к клавишному звуку и электронике.
Ровно на следующий день в том же клубе выступает Даша Люкс — самозваная «богиня красоты», поющая песни, словно из начала 90-х – и по букве, и по духу, и по аранжировке. Дашу уже окрестили молодой Ветлицкой, ее образ — нечто среднее между инструкторшей по аэробике и капитаншей космического корабля.
Если же хочется чего-то более романтичного, то в «Орландине» 28-го будет выступать Найк Борзов.
Музыкант отрастил себе убедительную бороду, написал саундтрек к аудиокниге «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (обработки песен Rolling Stones, The Beatles, Jefferson Airplane) и продолжает придумывать немного дурашливые песни с цепкими гитарными риффами. Начало всех трех концертов – в 20.00.
Хулиганы в ассортименте
1 декабря в 18.00 в клубе «Этаж» желающие могут поностальгировать по бедовому детству без помощи старых и новых Ветлицких. Приезжает группа Onyx – с самыми свирепыми рэпами и оглушительными «мазафаками» через слово.
Если же эпоха Onyx для вас ушла окончательно, то стоит предпочесть Евгения Гудзя и его Gogol Bordello в «ГлавClub», тоже 1 декабря, но в 20.00. Цыганщина, балканщина, славянщина, помноженные на панк и колоритный бардак на сцене, – вот составляющие этого музыкального энергетического сгустка, снискавшего мировую популярность благодаря покровительству Мадонны.
В середине наступающей недели (3 декабря, 20.00) «Танцы» предоставят сцену французам La Phaze – троице диджеев и музыкантов, то зарубающих панк-рок, то подпускающих ломаных электронных ритмов и спецэффектов. Поют же хулиганскими голосами про социально-политические проблемы – как известно, во Франции о политике не беседуют разве что, когда молчат.
А 4 декабря в 22.30 в клубе Achtung Baby выступит группа «Барто» – любимцы музыкального критика Артемия Троицкого. Они тоже скучают по 90-м, о чем с порога сообщает хамоватая солистка под голые программированные ударные.
Стоит предупредить, что смелость и лексический запас у девушки похлеще, чем у Шнура, а музыкальное оформление может показаться простецким. Однако первое впечатление обманчиво: это, в общем, достойная группа.
Оксана Булах
Фонтанка.ру