Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 ноября 2009 16:37      401

Классическая музыка на неделе: 27 ноября – 3 декабря

Когда-то в Белом зале Политехнического университета танцевала знаменитая Матильда Кшесинская и пел Леонид Собинов. Теперь среди белоснежных колонн снова звучат музыка и пение. Неистовые революционеры дебютируют в органном концерте в Академической капелле. Прославленный «Терем-квартет» порадует горожан новыми аранжировками и даже споёт, а Большой зал Филармонии  наполнится звуками аргентинского танго.

Вокал и барокко — все в Белом

Одно время считалось, что Белый зал Политехнического института (ныне — Университета) — это второстепенный концертный зал города в «непрестижном» районе. Однако концертная жизнь в зале Политеха, притихшая в девяностые годы, ныне расцвела вновь: в сентябре 2005 года состоялось торжественное открытие Белого зала после реставрации. Были воссозданы исторические интерьеры начала ХХ века, заменены поврежденные подвески на знаменитых хрустальных люстрах. На первом в новейшей истории зала концерте выступили знаменитые «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. И вот уже четыре сезона в зале проходят концерты замечательных петербургских и российских исполнителей – пианистов, скрипачей, всемирно известных солистов из Мариинского и Михайловского театров; выступают камерные и симфонические оркестры.



А «концертная» история Политеха — это одна из интереснейших страниц петербургской культурной жизни. Главный корпус Политехнического университета, в центре которого находится Белый зал, был построен в конце 1901 года по проекту архитектора Э. Вирриха вместе с остальным комплексом зданий – первого в России университетского городка европейского типа. В разработке проекта также участвовал знаменитый акварелист Альберт Бенуа. Он готовил оформление интерьеров и делал эскизы для росписи плафонов зала. Увы, плафоны сохранили первоначальную белизну, а эскизы Бенуа пропали без следа.

Первый директор Политехнического института — князь Гагарин — был большим меломаном. В первый же год он закупил не только рояль, но и музыкальные инструменты для студенческого симфонического оркестра. Два раза в неделю, начиная с 30 ноября 1908 года, в актовом зале силами студенческого оркестра проводились концерты. В программе, помимо симфонических произведений, звучали голоса певцов и выступали солисты-инструменталисты. 25 апреля 1909 года состоялся первый оперный спектакль: были поставлены три картины из «Евгения Онегина» Чайковского и одна картина из «Русалки» Даргомыжского.

В дореволюционном Политехе часто выступали известные артисты: солисты Императорского Мариинского театра Л. Лапковская и балерина Кузнецова (по мужу Бенуа), знаменитая Матильда Кшесинская; в 20-е годы там пел «русский Орфей» Леонид Собинов. На хорах Актового зала, где располагалась тогда физическая лаборатория, в 1922 году Лев Термен впервые услышал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Так родился новый музыкальный инструмент — терменвокс. Впервые концерт терменвокса состоялся в Белом зале Политехнического института. Здесь же прошел первый в СССР концерт вернувшегося после эмиграции А. Вертинского, а в 50-е годы свои «психологические опыты» здесь показывал знаменитый Вольф Мессинг; Со сцены зала пели Георгий Нэлепп и Борис Штоколов; на том самом, ещё «гагаринском» рояле играл Владимир Софроницкий.

27 ноября в 19 часов поклонники вокала смогут услышать в Белом зале СПбГПУ концерт народного артиста России, солиста Мариинского театра баритона Василия Герелло. В сопровождении ансамбля «Оркестрино гармония» он споёт арии из опер, а также итальянские и украинские песни. Цены на билеты здесь, в отличие от Мариинки, радуют своей демократичностью: 245 – 395 рублей.

Любители музыки барокко могут прийти в Политех 28 ноября в 17 часов: произведения Ф. Куперена, Ж. Оттетера и А. Вивальди исполнит ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» в составе: Павел Андреев (скрипка), Юлия Лурье (скрипка, виола да гамба), Любовь Павлова (барочная виолончель) и Михаил Блехер (клавесин). Цена билетов: 110 – 195 рублей.



Революция в отдельно взятом органе

Любопытно, что в 1911 году для Белого зала Политехнического института был
заказан и даже изготовлен в Штутгарте орган, однако на выкуп его не хватило средств. А нынче вот средств на инструмент работы французской фирмы «Даниэль Керн» хватило в Концертном зале Маринки. Оценить его звучание можно 29 ноября в 20 часов на вечере органной музыки, где профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского Алексей Паршин исполнит опусы Маршана, Клерамбо, Куперена, Коррета и Баха — то есть, вполне традиционную программу.



В отличие от программы «Революционного органного концерта» — именно так, неброско и скромно, назвал своё первое выступление в Петербурге американский органист Камерон Карпентер, которое состоится 2 декабря в Государственной Академической Капелле. Организаторы концерта уверяют, что «исполнение Карпентера полностью стирает стереотипные представления об органной музыке». Камерон Карпентер – первый в мире органист, чей сольный альбом был номинирован на премию «Грэмми». «Своенравный органист» по словам «The New York Times» и обладатель «глубочайшей музыкальной интеллигентности» по версии «The Wall Street Journal», во многих американских изданиях музыкант называется «не имеющим себе равных».



С одной стороны, впечатляют рассказы о том, что он переложил для органа этюды Шопена (ор. 10), а  также Пятую симфонию Малера, не говоря уже о виртуозных произведениях для фортепиано в органных переложениях: «Этюдов-картин» Рахманинова, «Мефисто-вальса» №1 Листа, Вариаций Горовица на тему из оперы «Кармен» Бизе и транскрипций этюдов Шопена Годовского. На видео можно посмотреть, как Карпентер лихо «нарезает» на педали (то есть, на ножной органной клавиатуре) безостановочные шопеновские гаммы из «Революционного» этюда.



С другой стороны, смущает то, что за дизайн концертной одежды и обуви, которой Карпентер уделяет явно преувеличенное внимание, пресса назвала его «органист с подиума»: на сцене он появляется только в обуви, предназначенной для исполнения латиноамериканских танцев, и блистательных концертных костюмах.

В общем, послушать, конечно, любопытно: Камерона называют человеком, совершившим «революцию в области органной музыки». Хотя с другой стороны, меломанов с берегов Невы революциями удивить трудно.

«Музыка города N…»

28 ноября поклонники «Терем-квартета» смогут посетить Большой зал Филармонии, чтобы открыть для себя новые грани творчества легендарного петербургского ансамбля. В программе «Музыка города N...», определенной еще и как «зарисовки к спектаклю в четырёх частях с прологом», солисты квартета не только сыграют музыку русской провинции, но и впервые запоют. В концерте примет участие пианист Андрей Диев.

В основу спектакля положена музыка А.Шнитке, Ф.Пуленка, Л.Десятникова, А.Чайковского созданная в разные эпохи, с разными идеями и драматургическими задачами. Однако в творческом преломлении «Терем-квартета» эти произведения наполнились новым, подчас совершенно неожиданным содержанием, подлинным русским духом и собрались в цельное художественное полотно.

В своих неповторимых аранжировках музыканты «Терем-квартета» лёгко и точно  рисуют добрый и немного ироничный портрет города Энска – собирательного образа бесчисленных городков российской провинции. Иванушки-дурачки, хлестаковы и чичиковы, подлецы и герои – в зарисовках к спектаклю «Музыка города N..» перед зрителями предстанет целый ряд узнаваемых характеров, воплощённых в звучании русских народных инструментов и уникальной драматургии «Терем-квартета».



В концерте прозвучат: Увертюра А. Чайковского, «Бал-маскарад» Пуленка, «Отзвуки театра» Десятникова, «Ревизская сказка» Шнитке и «Солдатский реквием» Дашкевича  из кинофильма «Бумбараш».

Скандала не будет — но будет танго

29 ноября в Большом зале филармонии открывается новый абонемент с довольно пафосным названием «Скандальные премьеры мира». В исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра Титова прозвучат «Прощальная» симфония Гайдна и первая симфония Шнитке. Два этих произведения отделяют друг от друга почти двести лет.

Свою Симфонию № 45 Йозеф Гайдн написал, чтобы показать владельцу оркестра князю Эстергази, что музыканты давно не были в отпуске. Поэтому каждый из оркестрантов гасил свечу на своем пульте и доиграв партию, уходил. Князь понял намёк оркестрантов и отпустил их в долгожданный отпуск, а симфония стала называться «Прощальной» и приобрела необычайную популярность у дирижеров и публики.

Первая симфония Шнитке — это, по сути, «перепев» симфонии Гайдна: начинается она импровизацией стремительно появляющихся на сцене музыкантов, и дирижёр выходит последним, «наводя порядок» в оркестре. А в конце второй части музыканты-духовики постепенно уходят за кулисы, предводительствуемые флейтистом. В финале они возвращаются, имитируя гротескное траурное шествие («привет» Первой Малера). И, наконец, в конце оркестранты вновь покидают сцену, и  остается звучать лишь гайдновская «Прощальная симфония» — но уже в записи. Затем (видимо, чтобы не оставлять последнего слова за Гайдном), вновь повторяется начало симфонии.

Первая симфония, законченная Шнитке в 1972 году, впервые была исполнена два года спустя, в Горьком, оркестром местной филармонии под управлением Геннадия Рождественского. Премьера имела большой общественный резонанс. Затем симфония прозвучала в Таллине, но вот московского исполнения она дождалась лишь в 1986 году, через двадцать лет после горьковской премьеры. Сегодня же она не имеет ни ореола «скандально-запретной» музыки, ни долгой и успешной жизни «Прощальной» Гайдна. Поэтому, если на концерте не оскандалятся оркестр или дирижёр, то всё пройдёт гладко и не очень заметно.

В отличие, кстати, от другого концерта в Большом зале, где с программой «Аргентинское танго» вновь выступят знаменитый нидерландский исполнитель на бандонеоне Карел Краайенхоф и его ансамбль «Sexteto Canyengue». Они исполнят  аргентинские танго — лучшие образцы этого жанра Астора Пьяццоллы и собственные композиции. Для тех, кто (как говорит нынче молодёжь) «в теме», ничего кроме имени  Краайенхоф и названия его ансамбля говорить не надо. Любовь и приверженность Карела к аргентинскому бандонеону была отмечена самим Астором Пьяццоллой, который пригласил музыканта работать в его бродвейском шоу «Tango Apasionado». С тех пор Карел Краайенхоф считается одним из самых тонких интерпретаторов музыки великого аргентинского композитора. Диски Краайенхофа и «Sexteto Canyengue» («Adios Nonino», «Tango Royal» (Universal), «Tango Maxima», «Street Tango») ежегодно продаются десятитысячными тиражами. Так что всех, кто любит бандонеон, танго и Пьяццоллу, ждут в Большом зале Филармонии 3 декабря.
 
Впервые в Петербурге — “сублимированное танго”

Впрочем, любители Шнитке и Пьяцоллы, приправленных Вагнером и Стравинским, могут ещё и 30 ноября сходить в Малый зал Филармонии, где будут исполнены «Последний круг» Голихова, Концерт для фортепиано и струнного оркестра Шнитке, «Зигфрид-Идиллия» Вагнера и «Dumbarton Oaks» И. Стравинского.

«Последний круг» Голихова, который в Петербурге прозвучит впервые — это, по словам критики, «монументализированное аргентинское танго»; он написан по мотивам творчества и в память композитора Астора Пьяцоллы.

Освальдо Голихов, несмотря на «русскость» фамилии — аргентинец, родившийся в семье еврейских выходцев из Австро-Венгрии, покинувших Европу в 1920-х годах и сокративших фамилию с Голиховский до Голихов. Он учился в консерватории города Ла-Плата, затем переехал в Израиль, а потом — в США, где изучал композицию в Пенсильванском университете. Музыка Голихова вбирает в себя как еврейские традиции (клезмерские и литургические), так и мотивы латиноамериканского танго. Знаменитым Голихов стал после того, как в 2000 году по заказу Международной Баховской академии в Штутгарте написал ораторию «Страсти по Марку» в честь Иоганна Себастьяна Баха. В январе 2006 года в Линкольн-Центре Нью-Йорка был открыт фестиваль «Страсти по Освальдо Голихову»; он был назван в США композитором года.

«“Последний круг” – это сублимированное танго, — говорит Освальдо Голихов о своём произведении. — Два струнных квартета противостоят друг другу, смычки перемещаются в воздухе, как ноги в перекрестной хореографии, притягивая и отталкивая друг друга, в постоянной опасности столкнуться и избегая этого с той неизменностью, которая может появиться  только тогда, когда горячая страсть превращается в целомудрие» .

В этот вечер «Санкт-Петербургская камерная филармония» представит также российский дебют лауреата многих международных конкурсов, американской пианистки Наоми Нискала в Концерте для фортепиано и струнного оркестра Шнитке. Дирижирует художественный руководитель оркестра Джеффри Майер.



Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру