В мире академической музыки, кроме концертов из цикла «маленькие радости для родственников и друзей», иногда мелькает нечто действительно интересное. В разные дни филармонические залы принимают крайне различные пласты публики: любители оперетты или музыкального авангарда, поклонники скрипки или органа, ценители музыки барокко или даже охотники послушать Let it be или «Альпинистка моя» Высоцкого в хоровом исполнении — филармоническая афиша Петербурга богата событиями на любой вкус.
Филармония: от весёлого до трагического
К разряду концертов «для родни и друзей» можно, наверное, отнести вечер классической оперетты в Большом зале Филармонии 21 ноября, где в сопровождении Санкт-Петербургского симфонического оркестра «Классика» под управлением Александра Канторова солисты Театра музкомедии Алина Алексеева, Валерий Матвеев и Михаил Луконин исполнят отрывки из классических оперетт Николаи, Кальмана, И.Штрауса, Легара, Зуппе и Оффенбаха.
В том случае, если вы не являетесь поклонниками лёгкого жанра, то для вас два дня подряд — 23 и 24 ноября — на эстраде БЗФ Симфонический оркестр филармонии во главе с Александром Дмитриевым и лауреат многих международных конкурсов, лауреат Государственной премии СССР, народная артистка СССР Лиана Исакадзе развернут мир высоких романтических страстей.
Они в оба вечера исполнят Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, а кроме того, его Пятую симфонию (23 ноября) и Скрипичный концерт Брамса (24 ноября).
Скромно и богато
«Инструмент столь же скромный, сколь и богатый» — говорил о шестиструнной гитаре композитор Мануэль де Фалья. Убедиться в этом можно 20 ноября в Малом зале филармонии, где состоится дебют известного итальянского гитариста Карло Маркионе. В его исполнении прозвучит музыка для гитары соло Вильсмайера, Паганини, Леньяни, Доменикони, Мангоре и других композиторов.
Карло Маркионе — лауреат многочисленных премий национальных международных конкурсов, как солист и участник камерных ансамблей выступал на ведущих музыкальных фестивалях в Европе и Америке. Он является профессором Консерватории Маастрихта в Голландии, регулярно проводит мастер-классы в ведущих европейских институтах музыки (в том числе в Консерватории в Гааге, Магдебургском университете и «Арс Академии» в Риме).
Назад, к Зильберману
В прошлом веке в американском городе Атлантик-Сити был построен огромный орган, насчитывающий 33 112 труб. Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них — семь клавиатур. Однако ещё в XX в. и органисты, и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. Широкую известность получило движение в Германии под лозунгом «Назад, к Зильберману!» (по фамилии известных немецких органных мастеров XVIII века, создавших органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными).
Наш орган в Большом зале филармонии гораздо скромнее американского рекордсмена; он находится в точке золотого сечения между старинными барочными органами и более поздними романтическими гигантами. Летом 2003 года этот инструмент был разобран и вывезен в Бонн, где целый год над ним «колдовали» специалисты фирмы «Клайс». Летом 2004 года орган вернулся, вновь обретя исторический внешний вид. Было восстановлено характерное «валькеровское» романтическое звучание органа на основе диспозиции 1903/1910 годов с её небольшим расширением, а также реконструирован фасад инструмента.
Для любителей органной музыки 27 ноября в Большом зале филармонии играет прославленный немецкий органист и дирижер Лео Кремер. В его исполнении прозвучат Три контрапункта из «Искусства фуги» и Хорал «Von deinen Thron» Баха, Три прелюдии и фуги, Соната №6 Мендельсона и собственные импровизации органиста на темы Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Лео Кремер — лауреат Международных конкурсов органистов в Австрии, Бельгии, Германии и Италии. В настоящее время он является капельмейстером Собора в Шпайере (земля Саар), где возглавляет также Филармонический хор и Камерный оркестр «Симфониетта Саарбрюккена». Кремер ежегодно проводит циклы концертов, представляющие стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма.
Хоровой кросс-овер
Жанр “Cross-ower”, или исполнение академическими музыкантами всяких «попсовых штучек», многим не даёт покоя. После Николая Баскова и Дмитрия Хворостовского к «кросс-оверу» стали примыкать целыми коллективами: 27 ноября в Смольном соборе Камерный хор Владимира Беглецова представит премьеру программы «Запрещенные песни-2», задуманную художественным руководителем хора как продолжение «Запрещенных песен» прошлого сезона.
В основе обеих программ — популярнейшие песни советского времени совершенно разных авторов. Запрещенное часто означает самое любимое и лучше всего известное. Поэтому программа наряду с открытиями предлагает слушателям множество встреч со «старыми знакомыми». На сей раз хор представит публике старинные русские романсы и песни, знаменитые сочинения Высоцкого, Вертинского и Окуджавы, а также композиции групп The Beatles, Queen, Pink Floyd и даже Майкла Джексона.
«Звуковые пути» всегда впереди — но барокко всегда в цене
Авангард, применительно к академической музыке — это такая музыка, которую пишут профессора и студенты консерваторий, чтобы убедить друг друга, а также круг своих знакомых и родственников, в наличии собственных экстраординарных талантов. Фестиваль «Звуковые пути», основанный в 1989 году, создавался, развивался и существует как фестиваль авангарда — то есть музыки для небольшого круга посвящённых и заинтересованных.
21 ноября на закрытии фестиваля в Малом зале филармонии ансамбли «Alpha» (Дания) и «Aktiev» (Германия) примут участие в концерте «Премьеры non stop», где наряду с не исполнявшейся у нас ранее классикой авангарда прозвучат и совсем новые имена. Будут исполнены сочинения Резетдинова, Антоненко, Крама, Слонимского, Радвиловича, Херферта, Фламмера, Сарвоса и Сзалонека.
Есть люди, которые музыкальный авангард просто не переносят — зато просто без ума от музыки эпохи барокко. Таким меломанам можно порекомендовать концерт 27 ноября в Малом зале Филармонии под названием «Музыкальное турне», в котором ансамбль «The Pocket Symphony» (художественный руководитель и солист — Назар Кожухарь, скрипка и виола да гамба) исполнит произведения немецких композиторов: Пахельбеля, Букстехуде, Бибера, Телемана, Фаша и И. С. Баха. Солировать в концерте на флейте траверсо и шалюмо, что характерно, будет тоже немец — Ханс Йоахим Фусс.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру