Демидова и Гафт читают стихи, Москвина дебютирует в режиссуре, Носков играет Сирано, в БДТ увлеклись историей вертихвостки, а в ТЮЗе – историей рогоносца.
Белый теплый театр
Печальная комедия Островского «Последняя жертва» повествует о злоключениях богатой вдовушки Юлии Тугиной, до потери сознания влюбившейся в эгоиста и игрока Дульчина, а в итоге вышедшей замуж за основательного пожилого купца Прибыткова. В Театре им. Ленсовета Тугину сыграет Елена Кривец, Дульчина – Сергей Перегудов (у этого молодого и одаренного артиста много поклонниц, так что аншлаги спектаклю гарантированы), а на роль Прибыткова приглашен актер уникального дара и обаяния – Вячеслав Захаров из Театра на Литейном. Ставит «Жертву» небывалый и странный тандем. Режиссер Роман Смирнов – не самый умелый мастер, но вроде бы довольно зрелый и дееспособный, однако к нему – совсем как к дебютанту – приставлен «художественный руководитель постановки». Вот он-то (а точнее – она) в режиссуре как раз дебютирует. Театровед и литератор Татьяна Москвина прежде была известна лишь теоретическими изысканиями в области драматургии Островского, а также хлесткими и возбужденными публицистическими статьями в периодической прессе. В них она на своих эстетических и политических оппонентов «накладывала проклятья» и даже желала им «заснуть летаргическим сном». Особенно неприятны Татьяне Владимировне ею же самой придуманные течения «черного театра» и «холодного театра». Хочется надеяться, что ее собственный режиссерский дебют выйдет белым и теплым.
Премьера – в уик-энд, 21 и 22 ноября, начало в 19.00, цена билета – от 100 до 1000 руб.
При заветных свечах
А вот выдающаяся актриса Алла Демидова – интеллектуалка и одиночка – давно уже не испытывает нужды в партнерствах, предпочитая творить на сцене свой монотеатр. 21 ноября в МДТ Демидова будет декламировать стихи, а в этом умении с ней мало кто сравнится. Никаких чтецких штампов, дежурного пафоса – только ритм, только музыка слова, только напряженное вслушивание в мысль и эмоцию автора. Элегантная сдержанность Демидовой по энергетическому накалу даст сто очков вперед самой жгучей страстности. На этот раз актриса исполнит «Поэму без героя» Анны Ахматовой – со знаменитой поэтессой ее связывает давнее творческое притяжение.
Демидова даже написала книгу об Анне Андреевне «Ахматовские зеркала», а не так давно позволила себе вступить в полемику с видным ахматоведом Романом Тименчиком. Начало вечера – в 19.00, цена билета – от 350 до 2500 руб.
Агнец в волчьей шкуре
Не менее известный и любимый артист Валентин Гафт вечером 21 ноября тоже будет читать стихи – но свои собственные. Талант Гафта – автора эпиграмм давно уже из закулисной радости театра «Современник» стал общенародным достоянием и растаскан на цитаты. Казалось бы, столь едкий острослов должен смотреть на своих коллег по цеху свысока – как на объект для новой остроты. Ан нет, оказывается, Валентина Иосифовича всерьез беспокоят проблемы пожилых и малообеспеченных артистов.
Так что на желчные эпиграммы Гафта, которые прозвучат со сцены «Русской антрепризы» им. Миронова субботним вечером, актерам обижаться не надо. А зрителям не следует обижаться на цены билетов: от 500 до 5000 руб. Вечер благотворительный, а собранные средства пойдут на нужды ветеранов сцены. Начало в 19.00.
Вчера бревно, сегодня Сирано
Классическую героическую комедию Ростана «Сирано де Бержерак» о внешне непривлекательном, но богатом внутренними качествами поэте и дуэлянте Сирано, несчастно влюбленном в красавицу Роксану и творящем из любви чудеса самоотверженности и благородства, у нас ставят часто – а вот успешного спектакля что-то за последние годы и не припомнить. В «Приюте комедианта» за Ростана очертя голову взялся молодой режиссер Андрей Корионов, для которого нынешний год оказался счастливым. Что предыдущая «приютовская» постановка «Лето, которого мы не видели вовсе», что сделанный на лаборатории «ON.Театр» спектакль «Записки провинциального врача» были яркими и удачными. Занятная идея использовать в «Записках» в роли пациента неотесанное бревно, а в качестве медицинских инструментов – содержимое столярного набора принесла Корионову репутацию остроумца. Хватит ли ему остроумия, чтобы совладать с высоким поэтическим слогом Ростана и оправдать довольно неожиданное назначение на роль Сирано Андрея Носкова, последняя заметная актерская работа которого состоялась в негероической телекомедии «Кто в доме хозяин», покажет премьера 23 и 24 ноября, начало в 19.00, цена билета – от 400 до 1000 руб.
Городская дама, а ни стыда, ни срама
Описывая героиню «Вешних вод» Марью Полозову, не очень симпатизировавший ей Тургенев наделил даму чертами плебейской внешности: низким лбом и мясистым носом. Полозова для протагониста романа – Санина – явилась злым гением. Пользуясь преимуществом своего материального положения, завлекла пылкого юношу в любовные сети и расстроила его чистый и нежный роман с бедной итальянкой Джеммой. Трудно сказать, почему Полозова вдруг попала в репертуарные сети БДТ: одно из двух – то ли ее хотят окончательно заклеймить как куртизанку и похотливую самку, то ли оправдать в качестве своеобразного «Печорина в юбке», молодого и пылкого существа, ищущего в мимолетной любовной связи экзистенциальную свободу. Скорее следует склониться ко второму варианту, ибо исполнительница главной роли в новом спектакле с анекдотически длинным названием «Вешние воды. Вторая часть. Марья Николаевна Полозова» Ирина Патракова и талантлива, и безупречно красива. И нос, и лоб у нее в порядке.
Ставит спектакль режиссер и педагог Елена Черная: на ее счету как минимум один удачный спектакль, поставленный вне стен Театральной академии, – «Бесплодные усилия любви» в Пушкинском театральном центре. Премьера состоится на малой сцене БДТ во вторник 24 ноября, начало в 19.00, цена билета – 400 руб.
Дорогой Дон Кихота
Несчастья сервантесовского Рыцаря печального образа – ничто в сравнении с судьбой режиссера Владимира Золотаря. Только борется Золотарь не с ветряными мельницами, а с дубинноголовыми чиновниками от искусства, которые попрятались в кадровом резерве лишь в столицах, а в провинции продолжают править бал. Золотарь – один из немногих талантливых профессионалов нового поколения, которые не стремятся работать разъездными постановщиками по контракту, а готовы возглавить театр и служить не за гонорары, а за копеечные зарплаты. Однако провинциальным чиновникам этого мало; они хотят еще, чтобы режиссер по возможности обходился без искусства. А то искусство это – оно народу не всегда понятно, оно депрессивное, не отражает бодрый текущий момент. Опять-таки на сцене иногда непорядок: то какую-нибудь обнаженную часть тела покажут, то закурят, а то пьесы какие-то сомнительные играют – вроде «Войцека» Бюхнера, которого даже нет в школьной программе. Эту жестокую и глупую атаку Золотарь выдерживал сначала в Барнауле, потом в Нижнем Новгороде, где дело дошло до голодовки актеров в поддержку любимого режиссера. Когда актеры готовы за режиссера голодать, это ему самая лучшая характеристика.
У нас Золотарь проездом – он выпускает на большой сцене ТЮЗа новую версию своего нашумевшего в начале 2000-х барнаульского спектакля «Великодушный рогоносец» по фарсу Фернана Кроммелинка. Тот спектакль был сильным, ярким, горьким и отчаянным. Удастся ли вторично войти в ту же реку, нелегко предугадать. Если удастся – будет маленькое чудо: успешных премьер в ТЮЗе не было давно, очень давно. Первые публичные показы «Рогоносца» – 25 и 26 ноября, начало в 19.00, цена билета – от 120 до 300 руб. И детей туда вести не надо – это постановка для взрослых.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру