Такое в страшном сне увидеть: великий и ужасный Мэнсон отыграл полуторачасовой концерт, а публика не только не рукоплескала, не требовала продолжения, а рванула из зала вприпрыжку, да еще под вой сирены, доносившейся до сцены! Именно такую картину обозреватель «Культурной столицы» наблюдал в Ледовом дворце, где Мэрилин Мэнсон представил альбом «The High End of Low» и широко разрекламированное «новое шокирующее шоу» в рамках мирового тура-2009.
А как хороши, как свежи были анонсы! Зрителям, например, обещали, что шокирующее действо, поражающее спецэффектами, случится на огромной сцене (24 на 14 метра) с выступом в виде «языка». Впрочем, Мэнсону не нужна особая реклама, потому что персонаж он до боли известный: и по видео, и вживую. Нынешний визит Мэрилина в Петербург третий за последние четыре года, а в Москву он наведывается еще чаще. Публика у артиста постоянная: немало парней и девушек, раскрашенных и наряженных под своего кумира. Длинные черные волосы, выбеленные лица, мощные сапоги, цепи, а главное – туманный взгляд. Причем пол того или иного зрителя определить не так просто (процветает «готический унисекс»). Впрочем, хватало и более заурядной публики, тоже ищущей сильных эмоций. Билеты, кстати, стоили не по-сатанински: 1500 руб. – стоячий партер, 1200-2200 – сектора. При этом верхние «четырехсотые» сектора были закрыты, у касс ни малейшего ажиотажа. В итоге собралась 4-5-тысячная аудитория. Это намного меньше, чем в первый визит Мэнсона в Петербург в 2005 году, чуть поменьше, чем во второй, однако вполне пристойный сбор по нынешним кризисным временам.
В отличие от многих гастролеров, Мэнсон предпочитает не томить публику, выступая без разогрева. Концерты его традиционно недлинные: нынешний стартовал в 20.22, а завершился около 22 часов. Конечно, все ждут от легендарного шок-рокера чего-то «эдакого»! Покопавшись в архиве, я нашел свою рецензию на концерт 2005 года в Ледовом: «Шоу Мэнсона поразило тем, как все продумано и отточено до мелочей. Минимум импровизации, максимум режиссерских фишек и находок. Прямо большой рок-театр!» Ничего подобного про нынешний «заезд» написать нельзя. Правда, начиналось многообещающе: упал черный занавес и явился Мэрилин, у него на пальцах мини-лазерные лучи, и эти красные «зайчики» он пускал в зал. Но, быстро наигравшись, ММ со товарищи погрузились в густые клубы дыма-тумана. Недаром Мэнсон попросил у организаторов гастролей 6 огромных баллонов с газом. Дым был очень густой, так что большей частью уходил не в зал (так обычно бывает), а поднимался к потолку. Однако фанаты в стоячем партере наглотались дымку будь здоров (для них-то, в отличие от предусмотрительных музыкантов, никто не заказал кислородные маски).
Под стать едкому густому дыму и музыка группы Мэнсона. Это тяжелый, вязкий рок, сыгранный мастерами своего дела. Традиционно считается, что самая сильная сторона этого проекта – шок и эпатаж. Но нынешний состав группы: Мэрилин Мэнсон (в группе с 1989 года), Твигги Рамирес (1993-2002, 2008), Крис Вренна (2007), Джинджер Фиш (1995), Энди Джерольд (с 2009 года) настолько силен и сыгран, что хоть давай мастер-классы. Слушать их для знатока тяжелого рока – истинное удовольствие. Такой плотный саунд еще поискать, причем музыканты играют подчеркнуто медленно. Вокал Мэнсона в этой истории вовсе не довлеет, а лишь используется как необходимая краска среди гитарных риффов, пассажей синтезатора и барабанной атаки. Но рискну предположить, что Мэнсону и его парням при всей их всемирной славе не хватает настоящего признания как музыкантам. Всем своим поведением они подчеркивают: слушайте наши опусы, а не глазейте на наши чудачества!
Достигнув возраста 40 лет, Мэнсон, похоже, наигрался во всемирное рок-чудовище. Шоу устроено в огромном Ледовом дворце, а по сути клубное (в Москве, кстати, ММ играет в этот раз в клубе «Б1»). Никаких видеоэкранов, изображение не выводится на лайтбоксы, подвешенные к потолку. Бедные зрители сидячего партера тщетно пытаются рассмотреть, что надето на Мэнсоне, что у него в руках, как он ведет себя на сцене. Но даже бинокли, запасливо принесенные из дома, не помогают. Рокер, как ежик в тумане, передвигается по сцене наощупь или с помощью банального фонарика. Световая пушка, которая обычно направляется на солиста, отсутствует. Лица героя не рассмотреть, как и лиц его коллег. Световые эффекты душат банальностью, шоу строится на мутной красно-черной гамме, иногда прерываемой ослепительными белыми вспышками. И в этой ситуации доминантой концерта становится аудио. Надо сказать, что саунд выстроен великолепно, даже с самых дальних рядов, откуда не видно ничего, слышно прекрасно. Но не шокирует.
Группа сыграла несколько вещей с нового, седьмого по счету альбома. Накануне выхода диска Мэнсон сделал несколько интригующих заявлений. Ладно бы только назвал этот диск более экспериментальным, чем предыдущие. Так он еще выдал шокирующий пассаж, что альбом «The High End Of Low» похож на «ученика старшей школы, который страдает венерическим заболеванием и употребляет кокаин; однажды он был арестован, и с ним хочет переспать девятиклассница». Также отметил, что новые композиции автобиографичны, хотя каждая имеет свою собственную внутреннюю историю. Меломаны тут же углубились в песни в поисках «мэнсонобиографичности», пытаясь расшифровать, как же диск из 15 композиций может быть похожим на старшеклассника с триппером и кокаином. И надо сказать, прямых аналогий не обнаружили. Так что, скорей всего, рокер просто бросил эффектную фразу, что вполне в его стиле.
Новые песни если и «более экспериментальны», то амплитуда экспериментов столь мала, что явно недоступна широкому зрителю. Говоря проще, концерт в Ледовом был строго подчинен одной стилистике, и что новые, что старые песни, звучали мощно, но ровно. И, увы, несколько однообразно: при всем уважении, музыкантов «ММ» не назовешь рок-полифонистами. Иногда артист пытался разрядить обстановку монологами, где через слово звучали «факи» в адрес всех подряд и свой тоже (хотя один раз он выдал и фразу: «I love you!»). Несколько раз Мэнсон выходил к поклонникам на язык сцены (правда, язык оказался не 14-ти, а трехметровый!), но дым в этом концерте так и остался без огня. Аплодисменты скисали. Бисы провалились. А стоило зажечь свет в зале, мэнсономаны рванули к выходу. По иронии судьбы в этот момент со сцены звучало нечто, напоминающее вой сирены, и было чувство, что народ разбегается в ужасе от увиденного. Точней сказать, от не увиденного шоу.
Михаил Садчиков,
«Фонтанка. ру»
Фото и видео Михаила Садчикова-младшего