То ли европейские субсидии тому виной, то ли внезапный пассионарный скачок, но теперь болгарское киноискусство развивается так активно, что привлекает к себе широкое внимание – и на Западе, и в России.
В 2000 году после четырехлетнего перерыва возобновил работу кинофестиваль «Золотая роза», вскоре болгарские фильмы стали приглашать в каннские программы. Российские кинодеятели на новый тренд отреагировали оперативно и на прошлогоднем Московском кинофестивале вручили «Серебряного Георгия» за фильм «Дзифт» режиссеру Явору Гырдеву. А на последнем ММКФ даже собрали целую внеконкурсную панораму современных болгарских фильмов. Некоторые фильмы нынешней петербургской Недели болгарского кино прямиком явились из той подборки: «Раки», «Портнихи», «Расследование». Их можно посмотреть с 23 по 28 октября на экране петербургского Дома кино.
С именем режиссера «Расследования» Иглики Трифоновой как раз и принято связывать то, что сейчас называется «возрождением болгарского кинематографа». Первой ласточкой была лента «Письмо в Америку» (2001): ею документалистка Трифонова дебютировала в игровом кино. Нам «Письмо» не покажут, что весьма обидно, ибо эта работа соединила густой национальный колорит, которым болгарское кино и анимация отличались еще в советские времена, и проблемы современного человека, потерявшего связь со своими корнями. «Расследование» (премированное на фестивале в Котбусе – история следовательницы, ведущей дело предполагаемого братоубийцы, – менее своеобразна, и по мнению многих критиков, повторяет манеру французского режиссера Брюно Дюмона.
Криминальную тему затрагивает и Иван Черкелов, автор фильма «Раки» (2009) про двух друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад в войне мафиозных кланов. «Портнихи» (2007) Людмила Тодорова сюжетной коллизией напоминают фильм «Москва слезам не верит». Картина «Разговоры о пустяках» (2007) Владимира Краева снята по мотивам чеховского «Дяди Вани».
По-южнославянски темпераментной обещает быть трагикомедия «Козел» (2009) именитого Георги Дюлгерова: обещано много музыки, мистики, даже поиски клада. Зажигательных ритмов предостаточно и в фильме, открывающем программу, – «Летите на Росинанте» (2007) Джеки Стоева – истории о поездке болгарских музыкантов из Граца в Вену. Кстати, Краев, Стоев и Дюлгеров как раз представляют старшее поколение болгарских режиссеров. А Дюлгеров еще и учился у Таланкина во ВГИКе. Остальные режиссеры, отобранные на Неделю болгарского кино, – представители среднего поколения. Они получили образование на родине и пришли в профессию, когда болгарский кинематограф успел накопить некоторый опыт и пережил кратковременные расцветы – сначала в 1960-е, потом в 70-е годы. И не удивительно, что болгарское кино, оправившееся после распада социалистической системы, именно их усилиями выходит на новый этап развития.
Елена Некрасова,
Фонтанка.ру