Митинг за сохранение Петербурга у «Юбилейного» прошел с небывалым аншлагом. Впервые за последние два года в акции оппозиции участвовали больше 2000 человек (полторы, по оценкам милиции). Из них возражающих против строительства на Охте - примерно треть. Все остальные пришли высказаться против особенностей сегодняшней градостроительной политики Смольного. Общую идею митинга выражал плакат с надписью «Даже строительная каска не спасет от дубины народной войны».
Митинг проходил нетрадиционно. Для начала — не было привычных рядов ОМОНовцев — для того, чтобы обеспечить безопасность митингующих, в жертву принесли нацболов. Власти города пообещали организаторам обойтись без усиленной охраны, но при одном условии — чтобы перед «Юбилейным» не было представителей партии вне закона. Обе стороны слово сдержали.
Правда, некоторые отважные «лимоновцы» на площадке все-таки появились — без флагов, но с символикой партии на рукавах. Как позже объяснил «Фонтанке» лидер петербургского отделения партии Андрей Дмитриев, их было около двадцати человек, и они просто пришли понаблюдать за процессом. По рассказам участников митинга, нацболы были очень обижены на то, что их не позвали, пришли на митинг только для того, чтобы демонстративно послушать песню в исполнении Михаила Борзыкина (группа «Телевизор»). После чего сочли свой гражданский долг исполненным и удалились.
Тема борьбы со строительством небоскреба, безусловно, была ведущей — так или иначе свое отрицательное отношение к этому проекту высказали почти все выступающие (некоторые, впрочем, сумели об ОДЦ «Охта» забыть). Но поскольку и сторонники будущей башни, и ее противники давно уже выучили наизусть все аргументы друг друга, то любой спор на эту тему становится пересказом общеизвестных фактов — причем с обеих сторон.
На площади к рассуждениям о судьбе небесной линии города прислушивались не слишком. Люди непринужденно обсуждали более значимые для них темы. «Охтинская дуга», Движение гражданских инициатив (ДГИ) и ВООПИиК строили коварные замыслы, как спасти от застройки Приморский парк Победы и сохранить блокадную подстанцию. Движение «Экоперестройка» раздавало листовки о том, что градостроительная политика Петербурга неминуемо сделает город непригодным для жизни, на ступеньках «Юбилейного» одинокая девушка призывала спасти дачу Гаусвальд. Дольщики Коломяжского, 28, и Ассоциация владельцев гаражей разговаривали о своих проблемах. Плакат «Долой воров-строителей» пояснял их мнение о происходящем в городе.
Правда, представлявшему Союз архитекторов Святославу Гайковичу, который предположил, что какие-то «не слишком мудрые люди подставляют замечательную компанию «Газпром», и предложил разработать другой проект ОДЦ «Охта», аплодировала вся площадь. Внимательно (некоторые и со слезами на глазах) выслушали выступление Людмилы Эльяшевой, которая вспоминала о том, как отстояли город в блокаду. Аплодировали кинорежиссеру Юрию Мамину, рассуждавшему о том, что когда городом управляют люди с психологией временщиков, ничего хорошего получиться не может. Очень тепло встретили выступления представителей КПРФ, заговоривших о проблемах уплотнительной застройки и о полном отсутствии диалога власти с народом. «Мы говорим власти — нам нужны скверы, а они нам — здесь будет строиться дом. Мы говорим, Блокада — это святое, а они: мы построим «БлинДональдс» на площади Мужества. Мы просим сохранить трамваи, а они демонтируют пути, закрывают старейшие трампарки и строят себе на их месте ратушу. Мы находимся в совершенно разных мирах», - заявил с трибуны сочувствующий коммунистам Геннадий Турецкий.
Депутат ЗакСа Алексей Ковалев напомнил о том, что Россия намерена добиваться того, чтоб ее избрали в Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия. «То есть, страна будет следить за тем, как другие страны соблюдают Конвенцию об охране, которую сама же грубо нарушает. Не успели еще высохнуть чернила на законе «О зеленых насаждениях общего пользования», как власть тут же решает исключить из него 160 адресов. Только утвердили Правила землепользования, как тут же согласовываются исключения из них. И мы будем следить за тем, как другие соблюдают законы?» - возмутился он. Слова Михаила Новицкого («СП Бабай»), выразившего уважение мужественным защитникам сквера на Комендантском, 40, вызвали настоящую овацию. Аплодировали и «живогородцу» Петру Забирохину, прочитавшему свои стихи.
Зато выступления артиста Алексея Девотченко, культуролога Льва Лурье, поэта Александра Кушнера собравшиеся почти не заметили. Не удался и замысел организаторов потребовать отставки губернатора города Валентины Матвиенко. «Мы обсуждали на организационном заседании этот вопрос, - рассказал позднее корреспонденту «Фонтанки» депутат ЗакСа Сергей Малков. - И многие, в том числе и КПРФ, были против этого пункта. Тогда приняли компромиссный вариант — Михаил Амосов выступит на митинге с этим предложением, все проголосуют, и тогда его внесут в резолюцию». Однако, когда перед «Юбилейным» собравшимся предложили проголосовать против губернатора, экс-депутата никто не услышал. «Валентину Ивановну можно только пожалеть, - заявил архитектор Гайкович. - Она находится под таким давлением, что фактически лишена возможности действовать хоть сколько-нибудь самостоятельно». Про голосование забыли, и губернатора в отставку не отправили.
Внесли свою лепту в борьбу и другие музыканты. Борзыкин, Владимир Рекшан, Вадим Курылев, Александр Чернецкий, Юрий Рулев, Михаил Новицкий и Сергей Паращук записали песню «Город, проснись и сопротивляйся!», написанную Вадимом Курылевым.
Рядовые противники строительства небоскреба в Петербурге подошли к протесту творчески — из плакатов вполне можно было бы собрать неплохую выставку карикатур. Преобладали три направления — финансовое, фрейдистское и православное. Правда, приз зрительских симпатий достался рисунку с саблезубой белкой, грызущей початок кукурузы. «Это мои дети рисовали. Всю ночь», - гордо заявила владелица плаката.
Атмосфера на площади напоминала лучшие времена неформальных тусовок позднего Ленинграда. Поддержать участвующих в митинге музыкантов пришел практически весь состав бывшего «Сайгона», и митинг превратился в место встречи старых друзей. «Митя, да неужели ты тоже против башни пришел?» - ехидно поинтересовались у художника Дмитрия Шагина его былые «братушки». «Да, я — против башни»,- твердо ответил не обиженный вниманием Смольного митек. В другом углу радостно встретились защитники Эльфийского садика, были замечены и ребята из Деревни художников в Коломягах. Бывший андерграунд ехидно комментировал особо патетические выступления и с удовольствием кричал «Это наш город». Под завершающую песню станцевали и, с удовольствием заметив «именно так и начинается революция», разошлись по домам. «Хорошая была тусовка — столько приятных людей, и ни одной противной морды», - сказал на прощание один из «сайгоновцев». «Это был очень удачный митинг. По-настоящему петербургский», - поделился впечатлениями один из организаторов мероприятия, депутат Сергей Малков.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Фоторепортаж Валентина Илюшина
Эксперты Циан.Аналитики выяснили, как за это время изменились спрос, ставки и объем предложения на рынке долгосрочной аренды в крупных городах РФ.