Крохотное событие, происшедшее в помещении 15-й налоговой инспекции в конце прошлой недели, позволило «Фонтанке» узнать о противостоянии народного артиста России Михаила Боярского и авторитетного предпринимателя Александра Матта – человека из ближайшего круга находящихся под арестом Владимира Кумарина и Михаила Глущенко. Конфликт разгорелся из-за вопроса об управлении ЗАО «Символ», владеющего развлекательным комплексом в Санкт-Петербурге. На кону стоит около 40 миллионов долларов. Но, невзирая на всенародную славу Боярского и федеральную известность «тамбовских», власть пока на стороне Матта. И в этом главная интрига.
После того, как по прямому указанию Владимира Путина в 2007 году Генеральная прокуратура остановила шквал рейдерских захватов в Петербурге, корпоративные распри не прекратились. И порой их участников тянет использовать прошлые методы, так хорошо обкатанные в период «Большой рейдерской войны 2004-2007 годов». Одним из орудий всегда являлась 15-я налоговая инспекция.
Именно там – по адресу улица Попова, дом 39, согласно заявлению 48-летнего Александра Матта, написанному 24 сентября этого года в 11:50 в 18-м отделе милиции Петроградского РУВД, четверо неизвестных злоумышленников выхватили у него документы ЗАО «Символ» и его общегражданский паспорт в тот момент, когда он получал зарегистрированные бумаги от сотрудницы учреждения. На часах было 9:35. По информации источника в КМ Петроградского РУВД, в протоколе заявления Александр Матт представился как генеральный директор ЗАО «Символ».
История фигур в «Символе»
Акционерное общество «Символ» хорошо известно в Петербурге. Оно образовано еще в 1993 году питерскими предпринимателями Ильдаром Тенишевым и Евгением Шуваловым. В 2000–м году одним из владельцев компании становится Михаил Боярский и его сын Сергей. Как прокомментировал «Фонтанке» Михаил Боярский: «Ничего нового вам не скажу - все известные артисты стараются создать свой собственный бизнес, даже Пол Маккартни, хотя его огромные гонорары вроде бы к этому не обязывают». А в 2003 году в состав участников входит Александр Матт. Как пояснил «Фонтанке» Евгений Шувалов: «Мы привлекли Матта как крупного инвестора. В те годы нам просто не хватало денег. Матт вошел к нам в бизнес вместе со своими 12-ю миллионами, которые он вскоре вернул с лихвой. Но тогда это было правильное решение». Сегодня ЗАО «Символ» владеет развлекательным комплексом «Южный полюс» (Пражская, 48).
Также семье Боярских, Тенишеву и Шувалову принадлежит развлекательный комплекс «Променад» (Комендантский проспект, 9), но юридическим его владельцем является ООО «Символ», где, по информации Ильдара Тенишева, долей Александра Матта «слава богу, нет» (цитата).
Биографии фигур
Если биография семьи Боярских не нуждается в описании, то жизненный путь Александра Матта символизирует становление новой российской буржуазии. Уроженец Таллина (тогда еще с одним «н»), Александр Матт в молодости был фарцовщиком и в 1985 году был осужден Октябрьским народным судом города Ленинграда за незаконные валютные операции к трем годам условно с обязательным привлечением к труду. На советском сленге тех лет это называлось «химией». Перевоспитывался Матт далеко – в Хабаровском крае. Когда он вернулся обратно - в городе трех революций уже бурлила «четвертая». Закон о кооперации 1987 года дал предприимчивым людям шанс. Матт учреждает в Москве совместное советско-сингапурское предприятие, занимающееся близкой ему валютной деятельностью, а вскоре он в Ленинград начинает поставлять знаменитый в прошлом спирт «Рояль». До сих пор многие помнят этот продукт питания, ставший одним из основных брендов перестройки. Он был столь значимым, что изучая его появление и реализацию, социологи могут защитить докторскую диссертацию.
Но торговать в те годы без прикрытия было немыслимо. Скорее всего, именно тогда Матт и знакомится с будущими героями «Бандитского Петербурга», а к середине 90-х он, к зависти многих, является их товарищем в прямом смысле этого слова. Лидеры «тамбовского» движения делают ставку и на него. Так, вместе с криминальным авторитетом Михаилом Глущенко (арестован в 2009 году по обвинению в убийстве на Кипре экс-депутата Госдумы Вячеслава Шевченко и Юрия Зорина) и неоднократно судимым Михаилом Монастырским (погиб в 2007 году в Швейцарии) он шел на выборы в Госдуму от партии ЛДПР. Но не прошел в отличие от двух прочих.
Его ближайшим бизнес-партнером становится Кирилл Рагозин, сам вскоре избравшийся депутатом Госдумы. А застолье Матт делит вместе с самим Владимиром Кумариным (Барсуковым), которого очень скоро назовут «ночным губернатором» Петербурга. Ныне Кумарин арестован по обвинению в убийстве и рейдерстве и объявлен главой Следственного комитета при ГП Александром Бастрыкиным врагом государства №1. После смерти Рагозина в 2005 году в результате несчастного случая Александр Матт становится самым активным собственником группы компаний «Веда» - практически самой крупной на тот момент алкогольной компании в Северо-Западном регионе. Сегодня активы Кирилла Рагозина разделены между его отцом – Иосифом Шапиро, вдовой Анастасией Рагозиной и самим Маттом, который является собственником именно той «Веды», которая и разливает водку.
Фигура Матта под шахом
Но в результате управления Маттом «Ведой» предприятие, где работали 1800 человек, ныне находится в состоянии банкротства. И на нем установлено внешнее управление. Согласно решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти (дело № А56-46609/2008) ЗАО «Веда» должна всем, начиная с Кингисеппского водоканала, заканчивая ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец». Также в прошлом мощное предприятие серьезно задолжало и гибралтарскому оффшору «Canon Investments Limited», владельцем которого, согласно выписке из реестра акционеров (для оффшоров этот документ называется сертификат-обязательство), по сообщению секретаря компании Рейчела Листера, является Александр Матт.
Кстати, в комментарии к статье 196 уголовного кодекса РФ «Преднамеренное банкротство» указано, что определяющим признаком является создание долгов в пользу совладельцев, руководителей и даже их аффилированных лиц. А схема, описанная выше, очень напоминает эти комментарии.
В очереди за получением долгов стоят банки «Возрождение», «НОМОС-БАНК», «Сбербанк». А недоплаты в бюджет, в различные государственные ведомства плюс налоги насчитывают порядка 300 миллионов рублей. Также решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2009 года установлено взыскание с г-на Матта в пользу Сбербанка РФ задолженности по кредитным договорам на сумму, превышающую 750 миллионов рублей на основании договоров поручительства. По информации сотрудников службы судебных приставов, Матт от встречи с ними уклоняется. Тем не менее, на основании постановления службы судебных приставов на акции ЗАО «Символ», принадлежащие Матту, наложен арест.
Что касается самого события, произошедшего 24 сентября в МИФНС №15, то материал проверки находится в дознании Петроградского РУВД.
Фигура бьет генерала МВД
«История нашего конфликта с Маттом началась в первой половине 2009 года, когда мы не захотели его видеть в кресле генерального директора, – рассказывает Сергей Боярский. - Это мое личное мнение, но я считаю, что катастрофическая ситуация в «Веде» сама дает ему все характеристики. Более того, в 15-й налоговой инспекции стояло два «сторожевика» от прокуратуры Фрунзенского района и УБЭП ГУВД. Они были инициированы нашей стороной, после того, как в ходе проверки сотрудниками ГУВД выяснилось, что Матт изготавливает протоколы собрания совета директоров ЗАО «Символ», используя несуществующую печать. Тем не менее, 16 сентября, когда Матт обратился в инспекцию с заявлением (если интересно, то установленной формы № 14001) о назначении себя генеральным директором, эти «сторожевики» почему-то не сработали. А мы об этом узнали случайно, так как сотрудница налоговой случайно перепутала телефоны и позвонила нам в офис 22 сентября, сообщив о том, что мы можем документы забрать. Поэтому 23 сентября в 15-ю налоговую прибыли офицеры ГУВД с письмом от имени генерала милиции Махно и приостановили регистрацию до выяснения обстоятельств мифического собрания совета директоров сроком на 14 дней. Но самое интересное, что в тот же вечер мне позвонил мой знакомый и сообщил, что письмо заместителя начальника ГУВД мало что значит, и Матт все-таки будет зарегистрирован как руководитель. Вот такие «динозаврики!»
В ГУВД «Фонтанке» подтвердили, что проводится проверка по установлению фактов мошенничества со стороны Матта, однако до непосредственных исполнителей нам дозвониться не удалось, так как их коллеги игриво ответили, что сотрудников, отвозивших письмо Махно, срочно «ушли» в отпуск.
Позиция власти
Сама история противостояния собственников торгово-развлекательного комплекса «Южный полюс» имеет все черты недружественного поглощения. Так как, например, еще весной 2009 года ряд владельцев стали получать заказные письма, уведомляющие их о том, что их приглашают на собрание в Московскую область, деревню Михалково, корпус два (приблизительное место офиса Александра Матта). Как пояснил «Фонтанке» управляющий партнер юридической фирмы «Pen&Paper» Валерий Зинченко, «с точки зрения теории, в случае, если в устав общества не внесено точное место проведения собрания совета директоров, оно должно проходить по месту нахождения общества. Но, конечно же, на практике это делается для того, чтобы часть руководителей не смогла там присутствовать. Конечно же, это уловка и такие собрания не проводятся вовсе. Кстати, этот метод, называемый «конвертами», часто использовался во время волны рейдерских захватов, и СМИ об этом часто публиковали информацию. Я бы еще обратил внимание на то, что судебная практика многократно шла по пути признания таких собраний недействительными. Это важно».
Сам Михаил Боярский так прокомментировал события: «О чем говорить, если Матт набрался наглости и на имя начальника ГУВД Владислава Пиотровского написал заявление, где указал, что моя семья является организованной преступной группой. Странно, что он не указал еще приметы нападавших: в широкополой шляпе, с усами, похожие на мушкетеров. Их же было четверо, как Вы говорите? … Да! Как мне рассказал мой сын, Матт ему недавно звонил, обещал смешать нас с дерьмом, подключив вашего брата, журналиста, и называл высокие известные фамилии, начиная с начальницы налоговой службы по Санкт-Петербургу Корязиной и еще ряда лиц, заканчивая вице-губернатором Осеевским, говоря о том, что они все на его стороне».
Сам виновник информационного повода Александр Матт заявил журналисту «Фонтанки», что давать комментарии не собирается, так как для него важно личное знакомство с говорящим по телефону.
Несмотря на то, что Матт уклоняется от вызовов в ГУВД и службу судебных приставов, он успевает найти время на решение вопросов, касающихся его близких связей. Так, известный питерский адвокат Юрий Новолодский подтвердил нам, что Александр Матт вышел на него с предложением оплатить услуги по защите авторитета Михаила Глущенко, находящегося ныне в изоляции по обвинению в организации тройного убийства.
Что же касается позиции самой 15-й налоговой, то комментарии, как всегда, нам получить не удалось. И интригой остается имя той персоны, которая, очевидно смогла приказать руководителю МИФНС №15 Алексею Терпигореву продолжать регистрацию, невзирая на требования ГУВД. Особый шарм этому придает еще и то, что нынешний глава инспекции когда-то был сокурсником президента РФ Дмитрия Медведева.
Безусловно, в этой истории, да еще и с такими именами, продолжение последует.
Егор Иванов, Фонтанка.ру