Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 сентября 2009 15:30      239

Говорим «ТЭФИ» – подразумеваем «Константин Львович»

Впервые в истории проведения конкурса «Тэфи» ХV торжественная церемония награждения победителей по номинациям в категории «Лица» прошла в Петербурге. Она лишь подтвердила тот факт, что конфликт в телеакадемии ещё далёк от завершения: по-прежнему «лучшим из лучших» из года в год выглядит лишь один отечественный канал – Первый. Преодоление кризиса между крупными участниками рынка телевидения остаётся пока в неясной перспективе. Несмотря на все дипломатические усилия президента фонда «Академия Российского телевидения» Михаила Швыдкого, обозревателя «Фонтанки» не оставляло ощущение, что он присутствует на некоем «междусобойчике» – этаком празднике для своих, куда соваться «чужаку» просто нет смысла.

В этот раз формально к участию в конкурсе принимался «телевизионный продукт, произведенный в России и впервые прошедший в эфире на территории страны в период с 1 июня 2008 по 31 мая 2009 года». Главным нововведением стал тот факт, что предоставлять работы могли только производители (правда, в том числе и каналы), однако по существу это мало что изменило. Представляющая организация могла выдвинуть по одной работе в каждую из номинаций конкурса. На сей раз они были также незначительно скорректированы. По сравнению с 2008 годом их количество сократилось с 50 до 46: в категории «Лица» – 20 номинаций и в категории «Профессии» – 26 номинаций.

Под сводами Михайловского театра статуэтки в номинации «Лучшему интервьюеру» были вручены Владимиру Познеру (программа «Познер»), а также Борису Берману и Ильдару Жиндареву («На ночь глядя»). И если последняя передача – точнее, её награждение – вопросов не вызывает, то вручение приза программе «Познер» выглядело некоей компенсацией бессменному на протяжении четырнадцати лет президенту телеакадемии – которому ещё досталась и статуэтка «За вклад в развитие телевидения». (Полный список лауреатов)

Напомним, что в 2007 году из состава учредителей академии российского телевидения вышли представляющие холдинг «Газпром-медиа» телекомпании НТВ и ТНТ. Руководство ТНТ объяснило этот шаг тем, что за все время канал не получил ни одной премии «Тэфи». Канал НТВ, лидировавший в своё время по числу «Орфеев» в номинациях информационных и аналитических программ, при новом генеральном директоре Владимире Кулистикове превратившись в своего рода «блатной» канал для завсегдатаев «малин» и зон, также резко утратил лидерство по сбору статуэток. Обидно, конечно, что главные, концептуальные программы каналов – вроде скандального «Дома-2» или «Программы максимум» – не получали признания телевизионных академиков, однако, наверное, вряд ли стоило вступать в столь очевидную конфронтацию.

Однако когда в 2008 году большую часть призов опять забрал Первый, то «Тэфи", не покидая ряды учредителей, решила «бойкотировать» и телерадиокомпания ВГТРК (а это, помимо каналов «Россия» и «Культура», ещё и «Спорт», «Бибигон» и «Вести-24»). Тогда впервые среди каналов не оказалось желающих исполнить «почётную миссию», то есть транслировать торжественную церемонию вручения наград – и академии российского телевидения пришлось «пожертвовать ферзя»: Владимир Познер покинул свой президентский пост. Вместо него этот пост занял бывший руководитель ВГТРК (1998-2000) Михаил Швыдкой – по всей вероятности, призванный «разрулить» конфликт.

Однако на сегодня это ему не удалось – хотя, вручая награду программе «Новости-24», Швыдкой с грустинкой произнёс прочувствованные слова о том, как он надеется на будущей церемонии увидеть на сцене и в зале и представителей НТВ, и канала «Культура», и других. «Мы ведь все – коллеги!» – с большим чувством сказал Михаил Ефимович. Зал, взрывавшийся криками и бурей аплодисментов на каждое благодарствие в адрес «Канала» (какого – не упоминалось; ясно было и так) и «лично Константина Львовича Эрнста», на слова президента телеакадемии никак не отреагировал.

Вряд ли было корректным номинировать Первый канал, в частности, за масштабное теле-шоу «Евровидение-2009», поскольку это не конкурентная продукция. Так же более чем сомнительным представляется решение номинировать в качестве «Ведущего музыкальной программы» всю команду ведущих того же «Евровидения», где приза, наряду с настоящей звездой Иваном Ургантом и достойным ведущим Дмитрием Шепелевым, «Орфея» получили крикун-скандалист Андрей Малахов, а также вообще не профессиональные на ТВ люди: Алсу и Наталья Водянова.

При этом на фоне безудержного и повсеместного лидирования «канала и лично Константина Львовича» всё-таки делались реверансы в адрес  «мелких» каналов – впрочем, вполне предсказуемые. В частности, передача «Неделя с Марианной Максимовской» (Рен ТВ) уже второй год признается лучшей информационно-аналитической программой России. Наградами были отмечены каналы ТВ Центр, «Звезда», СТС и ряд региональных телекомпаний.

Тонкий дипломат Швыдкой даже учредил два почётных диплома «За личный вклад в развитие общественного телевидения», один из которых получил Даниил Гранин, а другой был вручен Александру Белинскому.

Тем не менее, «раскольников», уже второй год бойкотирующих «церемонные» процессы телеакадемии, пока не удалось вернуть «в храм» даже недюжинными усилиями Михаила Ефимовича Швыдкого – а он старался весь минувший год. Максимум, что ему удалось достичь – это убедить учредителей выдвигать соискателей «Орфеев» не от каналов-вещателей, а от производителей. Но, как показала прошедшая церемония, кардинально на ситуацию это обстоятельство не повлияло, и избежать «лобового столкновения» федеральных каналов все равно не удалось.

Что же до остальных оставшихся за кадром деталей церемонии (которую в «новостном блоке» вели Анна Шатилова и Евгений Кочергин, а в «остальном» – Леонид Парфенов и Ксения Раппопорт), то она – может быть потому, что стены Михайловского театра обязывали – прошла по-петербургски, без эксцессов и скандалов; по мнению самого президента Фонда «АРТ» Михаила Швыдкого, выезд в Санкт-Петербург снял много «ненужных московских страстей». Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский рассмешил народ, назвав директора Михайловского театра г-на Кехмана «Владимиром Абрамовичем Коганом». Исполнительный продюсер сериала «Папины дочки» Татьяна Давтян начала свой благодарственный спич со слов: «Спасибо-пожалуйста!». Когда директор Эрмитажа Михаил Пиотровский вручал «Орфея» команде редакции новостей «Рен ТВ», то один из них споткнулся и ступил мимо подиума, на подсвеченный изнутри тонкий прозрачный пластик. Пластмасса предательски треснула, и редактор рухнул на подиум. «Да, теперь ясно видно, насколько тонок лёд, по которому у нас частенько ходят создатели информационно-аналитических программ!» – философски заметил Пиотровский.

Лариса Гузеева (она победила в номинации «Лучший ведущий ток-шоу») ликовала безудержно, искренне и по-детски. Михаил Осокин, получивший статуэтку как «Лучший ведущий информационной программы», заметил, что он уже получал «Орфея» ровно десять лет назад, и сказал, что считает это хорошей традицией: получать приз Тэфи раз в десять лет.

Создатели программы «Русский язык вместе с Хрюшей и...», получившие награду в номинации «Программа для детей и юношества», подготовили искромётный блиц, в котором Хрюша и Степашка так «пронесли» нашумевшую недавно словарную реформу Минобразования, что Пятый канал – видимо, из соображений политкорректности – решил сценку купировать.

Из тех же соображений, наверное, в эфир не попал и легкомысленный выговор Андрея Урганта Ксении Раппопорт: актёр заметил, что Ксения «слишком уж серьёзна сегодня» и добавил, что это всё потому, что «пить надо не только после церемонии, но и грамм пятьдесят – до неё». И хотя на вечеринке после официальной части программы представители «Пятёрки» в трезвенничестве замечены не были, «установку» президента на борьбу с алкоголизмом Пятый канал решил не нарушать.

Проведение второй части церемонии «Тэфи» в северной столице оптимисты могут расценивать, как «начало конца» гегемонии московской телетусовки, погрязшей в многолетних разборках. На это намекал и Михаил Швыдкой: выступая перед журналистами, он сообщил: «То, что награждение лауреатов в номинации «Лица» проходит в этом городе, придает происходящему новый смысл». Вполне очевидно, что телеакадемия стоит на пороге больших реформ. Грядущий повсеместный перевод ТВ-вещания на «цифру» повысит вес и авторитет региональных телекомпаний на общероссийском телевизионном рынке. И если ТЭФИ этого не учтёт, то «бойкот» может увеличиться и просто привести к полной изоляции 289-ти академиков и семнадцати учредителей. Плюс, разумеется, «Первый» и «лично Константин Львович».

Кирилл Веселаго, «Фонтанка.ру»
Фоторепортаж Михаила Садчикова-мл.

«Фонтанка» поинтересовалась мнениями представителей медиасообщества о церемонии и самом конкурсе.

Владимир Познер: «Здравомыслие против тщеславия»

- Я - рядовой член Академии российского телевидения и, прилетев в Питер на «ТЭФИ» со съемок в Париже, был не в курсе, как тут все готовилось. Смотрел с таким же любопытством, что и обычные телезрители. «ТЭФИ» расшифровывается как - телеэфир, и премия - зеркало нынешнего ТВ-эфира. Как вы знаете, ситуация не простая. Канал Россия в «ТЭФИ» практически не участвует, НТВ вышло, и, конечно, это делает менее конкурентной борьбу. А без конкуренции интерес снижается. Но все-таки уровень премии высок, и я надеюсь, что, в конце концов, все наладится. То, что произошло – глупость, никому от этого не хорошо. Ни отошедшим, ни Академии, ни в целом российскому телевидению. Я считаю, что здравомыслие все-таки должно взять верх над тщеславием, над ревностью и над личными отношениями.

У нас ведь сейчас только коммерческое телевидение. И то, которое называется государственным, тоже коммерческое. Если ВГТРК, что является чисто государственным телевидением, получает немалые деньги из бюджета (в отличие от Первого канала, НТВ и так далее), то все равно основные деньги ВГТРК имеет за счет рекламы. А раз за счет рекламы, сразу возникает вопрос рейтинга, потому что рекламодатель хочет разместить свою рекламу там, где его смотрит больше народу. Там, где больше народу, минута рекламы стоит дороже, чем в других передачах. Следовательно, каждая ТВ-компания заинтересована в том, чтобы иметь максимальное количество зрителей.

Другой разговор, что альтернативы пока нет. Нет в России другого телевидения – общественного. Оно не создано в наших краях. Хотя оно существует в 49 странах мира. Би-Би-Си – самый яркий пример. В Японии, Германии главные телевизионные компании – некоммерческие, это общественное ТВ. У нас пока этого нет. Пока это трудно. И трудно по политическим причинам, а не по экономическим. Потому, что общественное телевидение не контролируется властью. А наша власть пока не готова к существованию телевидения, которое она не могла бы контролировать.

Андрей Малахов: «Первый канал побеждает честно»

- Те, кто считает, что все статуэтки заранее отданы Первому каналу, не дают себе отчета, что там же тайное голосование. Никто не подсматривает за тем, кому ты ставишь крестик! Даже если на тебя давит начальство, что ты должен проголосовать за канал, на котором работаешь, никто не вскрывает твой конверт. Да и конверты не подписываются. На «ТЭФИ» все объективно. Просто Первый канал сегодня делает самый качественный продукт.

Другой разговор, что если кто-то решил, что после «ТЭФИ» он – звезда, и все такое прочее, то ему самое время обратиться к психиатру… В Останкинской башне 1706 ступенек. Кто-то идет вверх, кто-то слетает вниз. 1706 ступенек вниз – это ад для телевизионных работников. Все они в девяти кругах расположены, и все, кто работает на ТВ, безусловно, должны будут заплатить за это – рано или поздно… Но никто не снимает с нас ответственность за то, что мы делаем.

Светлана Сорокина: «Будущее все-таки за Интернет-телевидением»

- Теперь на «ТЭФИ» свой продукт представляют ПРОИЗВОДИТЕЛИ. Не только каналы, но и ТВ-компании, студии, продюсерские центры и так далее. Это во многом решило проблему, и вот уже представленных работ намного больше, чем в позапрошлом и прошлом году. Хотя определенный кризис сохраняется, потому что те компании, что целиком и полностью зависят от «России», от НТВ, разумеется, не стремятся рисковать участием в «ТЭФИ»… Тем не менее, работ много, выбирать есть из чего. Я очень рассчитываю, что через какое-то время, на новом витке, те, кто отошли, присоединятся снова. Это было бы правильно. Мне очень жаль, если погибнет или завянет профессиональная премия, которая существует уже 15 лет. У нас любят что-то ломать, новое вводить (вместо «Ники» «Золотой Орел» и так далее), но, мне кажется, это неправильно, и логичней всем сообществом пытаться преодолеть кризис, чтобы совершенствовать систему. Она, конечно, не безупречна…

Тому, что в лидерах Первый канал, есть несколько объяснений. Конечно, никуда не ушло корпоративное голосование, и очень часто в это все упирается. Но при всем том, согласитесь, что на Первом канале много ярких работ. У меня с Первым сложные отношения, но я всегда признаю успехи коллег, радуюсь им.

Я отработала на ТВ 20 лет и, наверное, этого достаточно. Да, было интересно, здорово, увлекательно. Годы промелькнули, всему свое место и время. Сегодня уже другое время, другое телевидение, другие герои, люди, проекты – это уже не моя история. Я сейчас работаю в РИА «Новости», и там мы хотим развивать Интернет-телевидение. Это совершенно новый для всех и для меня проект. Опять судьба вывела меня на какой-то новый виток, новый проект. Будет дискуссионный, мой авторский проект со всеми возможностями Интернета. Еще никто толком не понимает, что здесь избыточно, а что достаточно, пытаемся сделать что-то на ощупь. До конца года должны выйти в свет с этим новым проектом.

Записал Михаил Садчиков