Участникам конференции «Дороги, мосты, тоннели» устроили экскурсию в новый Морской порт Петербурга. Объяснения по схеме «сюда не смотрите, здесь не обращайте внимания, а вот здесь скоро будет красиво», по-видимому, должны были убедить посетителей в величии будущего Морского фасада. Корреспондент «Фонтанки» убедился, что пока намыв производит впечатление удручающее.
Автобус с экскурсантами стартовал от Караванной улицы. Пассажиры с детским восторгом фотографировали на мобильные телефоны панораму Петропавловской крепости, но почему-то погрустнели, оказавшись на Уральской улице. Автобус примолк, при выезде на Морскую набережную молчание стало удрученным,а на набережной Смоленки кто-то из сидевших на заднем сиденье с тоской произнес: «И до чего же мрачный район»...
По дороге к офису «Морского фасада» пассажирам настойчиво объясняли, что дорога, по которой они едут — техническая, а прибывающие в город туристы въезжают через парадные ворота. В офисе гостям продемонстрировали макет будущей территории. «Сейчас мы намыли 170 гектар земли, - объяснил директор департамента по связям с общественностью УК «Морской фасад» Александр Шимберг. - А будет 450 гектар. Мы должны построить семь вокзалов — четыре морских и три речных, чтобы туристы могли добираться до центра города и в Петергоф. А на территории появятся жилые комплексы, офисные и торговые помещения». Трасса ЗСД, как выяснилось, пройдет по четырем полутоннелям, а высотный регламент обязательно будет выдержан — высота фоновой застройки не превысит 80 метров, доминант — до 120 метров.
Панорама, открывавшаяся из окон, благостной картине противоречила. Горы песка и камней, куски ржавых труб и обломки бетона, замершая техника и одиноко прогуливавшиеся по стройке смуглокожие рабочие в светлое будущее поверить не помогали. «На этот год мы уже выполнили весь объем, теперь продолжим на следующий», - бодро объяснил Шимберг. Напомним, ведущий инвестор проекта, концерн ПИК, сейчас находится в сложном финансовом положении. В августе этого года в Арбитражный суд Москвы было подано сразу два иска о банкротстве этой компании. Как объяснил Кары-Ниязов, из-за сложностей с финансированием УК «Морской фасад» временно отказалась от намыва острова в северной части будущей «новой земли». Но всего этого гостям не рассказали, а оптимистично заверили их, что сейчас идет работа над формированием концепции развития будущих территорий.
После беседы над макетом гостей снова погрузили в автобус и провезли в порт — к строящемуся третьему причалу. По пути продемонстрировали дорогу, по которой возят туристов. «Вот видите — она заасфальтирована и вполне приличная», - с гордостью заявил Шимберг. Лужу, красующуюся посреди проезжей части, он не заметил.
Причалы произвели впечатление только на представителя комитета по благоустройству. «Здорово, - с уважением протянул он. - Я такого порта и не ожидал!» Остальные участники экскурсии, по всей видимости, бывали и в Хельсинки, и в Таллине, поэтому никаких восторгов не высказали. Зато заинтересовались — откуда берется песок для образования новой суши. «Его добывают на подводных месторождениях в Финском заливе, привозят сюда на баржах и укладывают с помощью гидронамыва», - пояснил Шимберг. «А, гидронамыв... Понятно», - протянул спрашивающий, с искренним сочувствием взглянув на жилые дома по соседству с грандиозной стройкой, но дальше свою мысль развивать не стал.
Поинтересовались посетители и тем, как обстоят дела с экологией. «Проект прошел экологическую экспертизу, - привычно ответил Шимберг. - А сейчас проводит мониторинг компания «Конто» - каждые две недели оценивает и взвеси, и химические соединения и предоставляет результаты всем заинтересованным сторонам». Правда, вопрос «а как можно познакомиться с результатами мониторинга» вызвал у него заминку. «По запросу», - громким шепотом подсказал представитель КБДХ. «Ну, наверное, да — по запросу, - вдохновился Шимберг. - Пишите!». «Фонтанка» обещает, что очень подробный запрос обязательно будет направлен в компанию «Морской фасад» в самое ближайшее время.
Экскурсию прервало появление службы безопасности порта — оказалось, что объявлено штормовое предупреждение и находиться у причалов нельзя. По дороге к автобусу экскурсанты мрачно обсуждали, что такой ветер как сегодня, наверное, будет всегда, и каково придется тем, кто поселится в домах на высоте 120 и даже 80 метров — неизвестно. «Господи, как же раскурочили берег. Грустно все это», - обменялись впечатлениями участники из Иркутска, уже погрузившись в автобус. «И не говорите», - поддержали их приехавшие из Петрозаводска.
Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"