«Финские» шины Nokian производства Всеволожского завода стали причиной скандала в Финляндии. Некоторые покупатели потребовали либо доказать, что они купили настоящие финские шины, либо обменять на финские, либо вернуть деньги. В нюансах переживаний финских и российских потребителей разбирался корреспондент «Фонтанки» в Хельсинки.
Предприятие в городке Нокия, близ Тампере, начало производство велосипедных шин в далеком 1925 году, а в 1932-м перешло на выпуск резины для автомобилей. Практически сразу же финские шинники озаботились именно зимними условиями эксплуатации своих изделий. В 1936 году появилась специальная зимняя шина, которой дали торговый знак Hakkapeliitta.
Гаккапелиты — это сформированное из уроженцев Финляндии кавалерийское войско, которое шведский король Густав II Адольф, воюя с Польшей, сделал своей главной ударной силой. Они могли действовать автономно, малыми группами, в том числе в лесах и среди гор. Весь XVII век гаккапелиты сеяли страх по всей Европе, и президент Финляндии Мауно Койвисто в свой книге «Русская идея» не случайно писал, что ему было неловко перед европейскими руководителями вспоминать о деяниях бравых кавалеристов. Однако не стоит забывать, что шину называли в 1936 году, а тогда все «дышало» грядущими войнами.
После войны завод шин несколько раз переживал реконструкцию. Развилось производство кабелей и электронных компонентов, и вскоре закономерно произошел развод — электронщики ушли с брендом Nokia, а шинники остались как Nokian Tyres - «Шины из Нокии».
По состоянию на лето 2009 года Nokian Tyres через сеть шинных центров Vianor имел 541 точку продаж в Финляндии, Швеции, Норвегии, странах Балтии, России, Украине, Казахстане, Армении, Швейцарии, Чехии, Словакии, Польше, Германии и США. Перспективы были грандиозными, как вдруг разразился скандал.
А шины-то чьи?
В 2005 году Nokian построила шинный завод во Всеволожске. На данный момент на этом заводе запущено шесть производственных линий. Мощность каждой - миллион шин в год. В российском подразделении работает около шестисот человек. Еще на стадии строительства завода в России финские профсоюзы обеспокоились перспективами завода в Нокии. Особенно волноваться стали финские рабочие весной, когда проскочила информация о том, что производство шин на родине может вообще прекратиться.
Именно тогда руководство Nоkian неумело начало успокаивать общественность, уверяя, что шины Nokian российского производства будут продаваться только на российском рынке и рынках стран СНГ. Кстати, в информации для потребителей нигде не указывалось, на каком конкретно заводе производятся шины, продаваемые в конкретной торговой точке.
Может быть, не будь пресловутого кризиса, все бы и утихло, но работники завода в городе Нокиа все чаще стали уходить в отпуска.
«Бомба» взорвалась, когда обнаружилось, что шины, произведенные в России, продаются в самой Финляндии. Популярная финская газета Aamulehti обратилась напрямую к президенту компании Nokian Киму Грану с вопросом: «Имеет ли клиент право знать, в какой стране производится продукция?». Газету очень заинтересовало, почему компания предпочитает не распространяться о российском происхождении своей продукции. Г-н Гран ответил, что «происхождение шин не имеет значения, так как наш бренд гарантирует качество производства независимо от местонахождения заводов».
Однако для финнов это был совсем неприемлемый ответ. На форумах финские потребители очень быстро обозначили две основные причины недовольства. Во-первых, сомнительное российское качество. С точки зрения финского обывателя, качество российских товаров не может быть выше финского «по определению». Но, что еще важнее, — покупая финские товары, финский покупатель оплачивает труд финского же рабочего — это проявление национальной солидарности. Известно, что финн, если у него есть деньги, обязательно из равных предложений выберет национальное, но многие сделают выбор даже в случае, если импортный продукт качественнее и дешевле. В результате в торговые центры стали поступать заявления от покупателей с требованием либо доказать, что они купили именно финские шины, либо обменять на финские, либо вернуть деньги.
Однако в очереди желающих получить исключительно финскую продукцию стоят не одни финны. Многие россияне, которые верят в финское качество, так же задумались: что именно они покупали в Финляндии — не получалось ли, что в Суоми они покупали «родной продукт»?
Все будет хорошо?
Концерн Nokian принялся успокаивать потребителей. Причем и финских, и российских. Россиянам, в числе прочего, рассказывается, что шины, производимые во Всеволожске, идут на экспорт в Финляндию, Швецию, Норвегию и Германию, и это якобы не смущает самих финнов. Поскольку производство во Всеволожске автоматизировано, и допустить, что выпускается некачественная продукция, просто невозможно - технически. Кроме того, на заводе постоянно ведется контроль со стороны финских специалистов, которые оказывают техническую и консультационную поддержку, а также делятся опытом. Компания подчеркивает, что это новый завод, в который уже вложено 155 миллионов евро, и планируется еще вложить в 2009 году около 50 миллионов евро.
Однако эта разъяснительная кампания вряд ли достигнет цели. История с шинами — это просто доведенная до абсурда самими шинниками проблема, с которой столкнулись их «электронные» земляки из Нокии десять лет назад.
Made in или by
Это английское словосочетание применительно к товару означает «Сделано в...» или «Кем». Например, продукция телекоммуникационной компании Nokia долгое время была Made in Finland. Потом появились и другие страны. Именно тогда «нокиевцы» и заявили, что их компания придерживается политики глобального сохранения качества, и в условиях глобализма не важно, в какой стране сделана вещь, важно — какой компанией, которая готова на продукции поставить свой логотип.
Но с тех пор много воды утекло. И в той же Финляндии у многих теперь в руках телефоны не Nokia, а других, конкурирующих фирм. В магазинах продаются привезенные из Швеции молочные продукты. Финны недоумевают: ладно бы - бананы, они на скалах не растут, а молоко зачем везти-то? Своего мало?
Недоумевают, но берут — потому что заметно дешевле. И большие таблички предупреждают покупателя, что молоко шведское, но разлито в Финляндии. Это то, что нужно было сделать с шинами — снизить норму прибыли и продавать их в Финляндии по более низким ценам, чем местного производства. Упаковать в мешки с российским триколором и честно говорить — да это «Мэйд ин Раша», попробуйте, ничуть не хуже, но зато дешевле!
Ведь поставлялся в свое время в Финляндию советский «Москвич». Все понимали, что он не так хорош, как «Мерседес», но брали, потому что был по карману. Это было честно.
Но подобные случаи происходят все чаще. Причина, очевидно, в том, что за последние десятилетия сменился менеджмент финских компаний (которые давно уже стали, в общем-то, не финскими, а международными). И иностранным боссам уже не так интересно, какие струны дрожат в душе у покупателя, когда он видит символ национальной промышленности заграничного производства.
Константин Ранкс, «Фонтанка.ру», из Хельсинки