В Чехии начались съемки фильма полнометражного игрового фильма «Фауст» - самого масштабного проекта петербургского режиссера Александра Сокурова. Больше ста человек на площадке говорят на пяти языках, в картине снимаются тридцать западных актеров. В роли Фауста – известный немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, в роли Ростовщика – Антон Адасинский. Оператор – француз Бруно Дельбоннель, снявший последнего «Гарри Поттера». Бюджет фильма 8 миллионов евро. Съемочный период продлится до 4 ноября. Проект патронируется лично премьер-министром Владимиром Путиным.
С прилетевшим из Праги в Петербург продюсером «Фауста» Андреем Сигле встретился обозреватель «Фонтанки».
- Первый съемочный день прошел в 140 километрах от Праги, в очень красивом месте, на карьере с горным озером. Но прежде в Чехии были две недели подготовительного периода, когда и Александр Николаевич Сокуров, и все мы спали по 3-4 часа в сутки, чтобы запустить столь масштабный интернациональный проект. В Сокурове всегда есть какой-то магнетизм, а уж когда начинается работа, просыпаются бешеная энергия, работоспособность. У нас 46 съемочных дней, 4 ноября – последний.
Пять языков на площадке: немецкий, русский, чешский, французский, английский. Актеры - немцы, оператор - француз, техническая группа - чешская, художественная группа – российская. Организационно пока все притирается, но первый съемочный день прошел близко к идеальному варианту. Мы все успели. Может быть, хотелось еще один дубль сделать, но так всегда в кино. Снимали водную сцену, ту, что ближе к финалу, но нам хотелось снять ее сейчас, а не в октябре, когда бросать в воду актеров негуманно. По нашей традиции – тарелочку разбили перед началом съемок, а по западной традиции в конце первого съемочного дня распили шампанское.
- Как распределились роли в «Фаусте»? Известно, что Сокуров не позволяет обнародовать кинопробы, фото и видео со съемок – так хоть расскажите, что за люди играют в новом проекте?
- На главную роль Сокуров пригласил немецкого актера Йоганна Цайлера, Ростовщиком стал Антон Адасинский, известный петербургский актер, давно уже живущий в Германии. Маргаритой станет Изольда Дюшаук - она родилась в Сургуте, сразу после рождения девочку увезли в Германию, сейчас она немецкоговорящая актриса. Среди актеров есть и звезда мирового кинематографа - Ханна Шигулла. У нас все актеры высочайшего класса. Причем, даже те, кто приезжает на два-три съемочных дня, почитают за честь принять участие в таком проекте, у такого режиссера. Фильм снимается на немецком языке, и всеми текстами занимается Марина Коренева. Она, по-моему, знает немецкий язык лучше, чем сами немцы. Марина и на «Молохе» с нами работала, и сейчас занимается с актерами.
На главную роль был большой кастинг, рассматривались и голливудские знаменитости. Но Александру Николаевичу не был нужен медийный актер. У Цайлера удивительное лицо, он серьезный театральный актер. Адасинского очень любит камера, он абсолютно безупречно смотрится на экране, крупные планы выдерживает, хотя у него нет большого опыта работы в кино.
- Но в России Адасинскому не откажешь в медийности… Да и оператор у вас звездный, с голливудским стажем!
- Да, Антон узнаваемый персонаж в театральных кругах, но не в кинематографических… Ну, а Бруно Дельбоннель, прежде всего, суперпрофессионал, а потом уже человек, снявший «Гарри Поттера и Принца-полукровку». У меня, кстати, недавно случился разговор с Бруно, и я сказал: «Вы никогда не узнаете, какое кино вы снимаете… Потому что это кино только в голове Александра Николаевича». А Бруно несколько раз удивлялся: «Почему вот этот план был, а вот этот мы убрали?» Я ему и сказал: «Бруно, вы можете заниматься творчеством, высказывать свои соображения, активно участвовать в процессе, но никто никогда не знает, какое кино Сокуров снимает. Это кино проявится только на монтаже». Тем не менее, Бруно работает въедливо, кропотливо, с размахом. У него вереница грузовиков стоят со световой техникой. Он так привык работать. Снимаем с трех камер, а многокамерная съемка в любой момент может потребовать все, что угодно. Спасибо чехам: работают очень четко. Только наш оператор глянет – все оборудование уже стоит. Работают хорошо, но и требуют своего. Вот съемка начинается в 8 часов, в пять утра приезжают осветители. А кухня приезжает в 5:30. И мне главный осветитель говорит с укором: «Мои люди без завтрака не могут, пусть кухня приезжает в 4 утра!»
- Помнится, полгода назад, в интервью «Фонтанке», Сокуров говорил, что «Фауст» будет сниматься в четырех или пяти странах…
- В итоге мы остановились на Чехии. А финальные кадры будут сняты в Исландии.
Просто банально - в Чехии это во многом дешевле, чем у нас. Даже, несмотря на кризис. Там сам процесс более организованный. То, что в России делается за неделю, там за два-три дня. А это международная продукция, большое количество иностранной рабочей силы, мы должны со всеми заключить договоры, все четко оговорить. Это здесь у нас можно сделать что-то на дружеских началах. Там же все актеры с агентами, и каждый агент изгалялся как мог: страховки, переезды, оплаты больничных, переработки, все учтено.
Сокуров, кстати, тоже не привык работать в таких условиях, с такими бюджетами. Самый большой был 2,5 миллиона долларов - на «Солнце» и на «Александре». А тут в 4-5 раз больше. Конечно, масштаб, размах другой. Только в массовке 100 человек, актеров около 30. Армада техники, игрового транспорта, кареты, свиновозки, телеги, лошади...
Это будет зрелищное кино. Мне самому интересно посмотреть, как все получится еще и потому, что для себя я сделал определенный вывод: чем более зрелищное кино, тем проще должен быть сюжет. Те же «Звездные войны» с совершенно примитивным сюжетом, а как захватывают. У нас же сверхфилософский текст, и как он будет сочетаться с обилием красок, действия…
- В мировом кинематографе было много экранизаций «Фауста»?
- Как ни странно, совсем мало. В начале 30-х вышла немецкая картина, я ее разыскал, дал посмотреть Александру Николаевичу. А вот в западноевропейских театрах «Фауста» часто ставят. Кстати, сейчас в Германии, параллельно с нашим проектом, начали снимать биографический фильм про Гете. Проснулись - будто мы их разбудили, или, правда, идеи носятся в воздухе…
«Фауст» для немцев – целый пласт истории, культуры, философии. Я толстую книгу нашел, где собраны воспоминания о докторе Фаусте. Для нас это мифологическая фигура, для них – историческая. Даже места указаны: вот в этом замке жил Фаус, в этот заезжал. И всё это воспоминания реально живших людей. Причем, одни утверждают, что он чуть ли не превращал воду в вино, а в других воспоминаниях епископы пишут, что, мол, приехал, мы его оставили на ночь, а он к утру всех обворовал, и был таков. Гете писал «Фауста» в девятнадцатом веке, но исторически отнес своего героя в восемнадцатый век. А мы, кстати, вернули его обратно в начало 19-го. Да, наш Фауст живет в 19 веке. И это реальный человек, в этом особенность.
- Сокуров обещал завершить фильм весной 2010 года… Потом повезете картину на какой-то престижный кинофестиваль?
- У Александра Николаевича очень неприятный осадок от фестивалей. Когда я завел с ним разговор о фестивалях, он сказал: «Давайте снимем картину, Андрей, потом посмотрим!» Все эти фестивали – лотерея. Когда мы представляли «Солнце», в жюри сидели: Чарутти – модельер, какая-то китайская актриса, которой до европейского кинематографа как до лампочки, она только наряды свои показывала, там была и Ингеборге Дапкунайте, крутился еще какой-то тип, который сказал нам: «Что-то у вас картинка какая-то темная, мы и смотреть не стали». Вот такой подход. А судьи кто?! Если бы мы сняли социальное кино, другой разговор – тут все знатоки… А от серьезного философское кино они отвыкли.
- А в России мы увидим сокуровского «Фауста»?
- Российская судьба у картины обязательно будет, при всех проблемах нашего кинопроката, при всем пристрастии наших зрителей к дешевым сериалам… Все равно есть устойчивая категория людей, кому интересно умное кино Сокурова, и они ждут, и нам обманывать ожидания нельзя.
- Андрей, недавно в интервью «Фонтанке» самый коммерчески успешный кинопродюсер Анатолий Максимов («Ирония судьбы-2», «Ночной дозор», «Адмиралъ») сказал: «Многие удивятся, узнав, кто из ныне живущих русских режиссеров, с точки зрения коммерции, самый успешный не кто иной, как Александр Сокуров! Более кассового режиссера не существует – он продает хорошо то, что делает, за границу, а там есть система проката этих фильмов. Никто близко к нему не подошел по количеству сборов на копию…»
- Доля правды в этом есть… Фильм «Солнце» в прокате во Франции с семью копиями заработал больше денег, чем российский известный блокбастер с 250-ю копиями. Потому что интерес к такого рода кино на Западе значительное выше, чем к нашим блокбастерам. Фильм «Русский ковчег» действительно был продан в Америку более чем за 3 миллиона долларов… Но все-таки главное то, что Александр Николаевич Сокуров – это мирового уровня режиссер. Один из немногих, кто составляет в мире авангард вот такого кинематографа. Безусловно, у него есть свои зрители, есть свои покупатели во всех странах мира. Его везде ждут, знают, любят, а главное – везде смотрят.
Но Сокуров никак не звезда коммерческого кино. Оператор «Фауста» Бруно Дельбоннель рассказывал нам, что на фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка» было сделано 32 тысяч копий. 32 тысячи! В России рекорд – 1100 копий. А они, получается, только 32 миллионов долларов вложили в изготовление копий. А сколько еще уйдет на рекламу. И каждый уголок мира получит эту копию в один день, и тут же начнет премьеру. Пираты ничего не украдут, потому что только две лаборатории в мире печатают эти 32 тысячи. Под жутким давлением и присмотром. Бруно говорил, что у него весь материал рабочий изымали – на каждую коробку по два охранника.
А у нас три беды: кинозалов на всю Россию 1900 (тогда как в одном Нью-Йорке 5 тысяч), и статистика непрозрачная, так как нет единого электронного билета. Вторая напасть: пираты воруют вольготно, печатают черные копии. И третья, главная: неразбериха с нашим Госкино, с политикой нашего государства в отношении отечественного кинематографа, где нынче созданы самые благоприятные условия для пропаганды Голливуда… Мы же считаем, что российский кинематограф нуждается в очень серьезной защите государства. А пока наше кино все чаще оказывается дома не в формате. 60-70% кинопространства отдано американским фильмам, остальное – нашему коммерческому кино. А куда деть такие фильмы, как «Александра», «Фауст»? Но я убежден: если бы нашлось место в прокате для такого рода фильмов, нашлись бы зрители. Тот же «Солярис» Тарковского смотрели все, «Письма мертвого человека» Лопушанского посмотрели пятнадцать миллионов человек. А ведь это было совсем в недавнем прошлом…
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»