Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 августа 2009 19:09      299

Особенности переезда национальной границы

В отличие, скажем, от москвичей, многие жители Петербурга отдыхают в ближнем зарубежье не только потому, что это – "заграница", но ещё и в силу того простого обстоятельства, что оно для питерцев действительно ближе, чем Сочи или Краснодар. Совмещение автотуризма по прекрасным дорогам, недорогого шоппинга и прекрасных условий для отдыха на природе стало для многих автовладельцев воистину непреодолимым искушением – в кризисные времена этот вид досуга стал ещё более актуальным: города Финляндии, Латвии и Эстонии стали куда более доступными, чем Гоа, Тайвань или Сейшелы.

В общей сложности, за прошлый год в Финляндию больше всего туристов прибыло из России – примерно 2,3 миллиона человек, что по сравнению с предыдущим годом больше на 13 процентов. Российские туристы потратили за время своего посещения Финляндии на покупки, питание и на проживание 595 миллионов евро, что на 27 процентов больше, чем в 2007 году. Где-то полмиллиона петербуржцев ежегодно ездят в Страну озёр (а многие – и не один раз) за покупками и на отдых, и поэтому пограничные пункты пропуска работают, как хорошо отлаженная машина.

Хотя и здесь бывают сюрпризы: порой можно попасть на многокилометровую очередь и задержаться часа на три – но, в целом, всё работает быстро, чётко и без сбоев. Конечно, международную автостраховку ("Green card") лучше приобрести заранее, в любой страховой компании и на любой срок (минимальный – две недели), но можно, например, и во многих ларьках страховых компаний на заправках и в придорожных кафе. Декларации для российской таможни можно взять заранее и заполнить дома – впрочем, бланк можно скачать в интернете или взять непосредственно на границе. Бензином, как правило, заправляются "под горлышко" на приграничных заправках.

На Торфяновке очередь традиционно побольше, поскольку это автомобильный "тракт" в Хельсинки и дальше для тех, кто путешествует на своих машинах по Скандинавии и Европе. В Брусничном по общевыходным и праздничным дням тоже можно простоять несколько часов; гораздо лучше в этом плане ситуация на переходе в Светогорске. Кстати, очередей практически не бывает в ночное время.

Можно поехать и через Карелию, однако уже по-другому: там машины долго и придирчиво досматривают как наши, так и финские пограничники. Непонятно, почему – но отношение к автотуристам, по опыту проезжавших из Карелии, там не в пример более жёсткое: известны даже случаи досмотра полицией машин уже на территории Финляндии после прохождения всех приграничных служб с мелочными придирками – вплоть до пересчитывания сигарет на душу каждого туриста.

Рижское взморье традиционно пользовалось привязанностью жителей Северной столицы. Вообще, бывалые автотуристы рассказывают, что в Псковской области есть великое множество "партизанских троп", по которым можно проехать на внедорожнике вообще безо всякого пограничного контроля: вряд ли в лесах на каждой тропе стоит пограничник с ружьём. Тем не менее, для не любящих очереди, но законопослушных петербуржцев есть в Псковской области переход Брунишево: к нему необходимо свернуть с рижской трассы на грунтовую дорогу в сторону села Лавры (примерно в 45 километрах от Пскова); дорога с гравийным покрытием продолжится и на латвийской территории до города Алуксне. Однако следует помнить, что Брунишево работает не круглосуточно, а только с семи утра до семи вечера. Если на вашей машине российские номера, то с российской стороны вы пользуетесь преимуществом по отношению к авто с латышскими номерными знаками (кстати, такая же ситуация и на финской границе: машины, зарегистрированные в России, проходят пограничный пункт через специальный коридор). Это сделано, видимо, потому, что большую часть прибалтийских машин составляют транспортные средства местных "челноков", которые пересекают границу исключительно для того, чтобы заправиться бензином (в России он дешевле), купить литр водки и два блока сигарет (максимум, разрешённый к вывозу таможней) и тут же вернуться на родину.

Некоторые такие "топливные коммерсанты" успевают даже сделать несколько визитов за день. Из-за разницы в цене доход с одного бензобака составляет 1200-1500 российских рублей. Многие машины оборудованы специальными дополнительными баками: учитывая экономический кризис и отсутствие в странах Балтии работы в сельской местности, для большинства местных жителей этот бизнес – единственный способ заработка.

Второй пункт, расположенный непосредственно на рижской трассе, хорошо оборудован и соответствует всем европейским стандартам. Там даже (видимо, специально для "челноков") прямо у границы поставили магазинчик, торгующий спиртным. По слухам, литр водки в нём стоит чуть ли не пятьдесят рублей (правда, водка эта, как говорится, родословной не имеет).

Вообще, порядок прохождения российского пограничного контроля на границе с Латвией заметно отличается от того, к чему мы привыкли на финских рубежах. Например, при выезде в Финляндию (или при возвращении из неё), чтобы заехать на территорию погранперехода, достаточно показать представителю пограничной службы паспорт, не выходя из машины (правда, паспорта почему-то проверяют дважды: при въезде на переход и при выезде из него: вдвое большее количество пограничников старательно дублируют друг друга). А вот в Гребнёво или Брунишево вам придётся выйти из машины, оформить у пограничника некий "листок убытия", а на выезде из пункта, соответственно, сдать его другому защитнику рубежей. Зачем это делается, непонятно: всё необходимое так или иначе фиксируется в компьютере.

На этих переходах, если повезёт, можно проскочить границу довольно быстро – но опять-таки, можно и постоять – очереди порой скапливаются на 7-10 часов даже при очереди в несколько десятков машин (большинство транспорта – это машины бензиновых "челноков"). Все очереди здесь, в основном – из-за крайне неспешной работы наших пограничников. Они вежливы, корректны и обходительны, но как будто бы спят на ходу; по клавишам компьютера ударяют одним пальцев с интервалом в полминуты, и так далее. А эстонские пограничники, в свою очередь, досматривают почти все автомобили, и делают это медленно, скрупулёзно и тщательно. Можно и "купить очередь": в зависимости от места продавца в очереди и её длины, цена может составить от полутора до четырёх тысяч рублей. Кстати, "услуга" покупки очереди в нынешнем году стала предлагаться и в Светогорске.

Пограничный пункт Ивангород-Нарва имеет одну весьма специфическую особенность: путь в Эстонию всегда занимает гораздо меньше времени, чем возвращение. На пути обратно все машины загоняют в так называемый "отстойник", где вам нужно взять талончик очереди и стоять – стоять неизвестно, сколько времени. Триста машин проходят пограничный пункт примерно за семь часов. Правда, здесь можно купить заветный талончик и миновать "отстойник" без очереди за 300 эстонских крон (примерно 900 рублей). Впрочем, ровно за те же деньги можно купить талон и вполне официально, позвонив на пункт не менее, чем за двенадцать часов. Можно зарезервировать время и на пути в Эстонию, если вы уверены в дате и времени обратной поездки. Однако это не панацея: после эстонского "отстойника" вы помчитесь по российским просторам не менее, чем через два часа: эстонские таможенники и пограничники обслуживают российские авто с подчёркнутой неспешностью. В Нарве также полно "бензиновых челноков" с эстонскими номерами (бензин в Эстонии дороже российского в 2-3 раза) – однако к своим коммерсантам эстонские стражи порядка относятся более чем лояльно. Россиянам же запрещают выходить из машин, зачем-то заставляют открыть капот, и так далее. Так что, отправляясь в Эстонию на четырёх колёсах, запаситесь едой, питьём, хорошей музыкой и терпением: один человек, регулярно совершающий поездки в Таллин, рассказал корреспонденту "Фонтанки", что как только он начал смотреть в машине кино на DVD-проигрывателе, уплетать приготовленные тёщей пироги и пить обжигающий кофе из термоса, мало обращая внимание на всё происходящее вокруг, то все простои в очередях стали пролетать для него почти незаметно.

Кирилл Шевченко, "Фонтанка.ру"