В Стрельне дан старт работе нового аукционного дома "Константиновский". Основная его цель - "сохранение российского культурного достояния, популяризация российского искусства, возврат на родину предметов старины и произведений, которые сегодня находятся в частных заграничных коллекциях". Насколько она достижима - разбирался корреспондент "Фонтанки".
"Рождение" нового аукционного дома предваряло довольно странное мероприятие: в двух-трёх словах представив учредителей аукционного дома и тут же сославшись на "неофициальный формат" встречи, предложили перейти к фуршету и любованию картинами. К презентации также приурочили открытие "Галереи современного искусства", в которой устроители намерены выставлять русские произведения из зарубежных коллекций. В рамках того, что в пресс-релизе было названо "первым значимым проектом аукционного дома "Константиновский", в двух совещательных залах пресс-центра открылась небольшая экспозиция картин и работ из стекла русского художника Бориса Четкова, привезённых из США "Пушкинским фондом" потомком великого русского поэта Кеннета Пушкина.
В прошлом веке "авангардная" живопись Бориса Четкова, считавшего себя продолжателем творчества Матисса, Клее и Пикассо (его ещё называют "основателем петербургской школы фантастического реализма"), в СССР не прижилась. Однако сегодня его работы (этакий лёгкий микст колористики Кандинского с экспрессией Эрнста Фукса) хоть и выглядят несколько подражательными, хранятся в Эрмитаже, Русском музее, музее Пенсильвании (США), а также в частных зарубежных коллекциях. Эта выставка, по замыслу устроителей, будет экспонироваться до тех пор, пока на неё не найдётся покупатель – либо пока в поле зрения аукционистов не попадёт ещё кто-нибудь, желающий выставить свою коллекцию на берегу Финского залива, на изрядном расстоянии от центра Петербурга. По всей вероятности, таким образом аукционный дом "Константиновский" планирует "поддерживать и развивать направление работы по возврату произведений искусства, составляющих достояние нации, в российские коллекции".
Цель, конечно, замечательная, что и говорить. Однако насколько она вообще достижима – ведь помимо частных зарубежных коллекционеров, которые должны вдруг воспылать неудержимым желанием сбыть свои коллекции, нужны ещё и весьма не бедные, мягко говоря, люди, алчущие приобрести эти произведения искусства. Каким же образом буквально только что, "с нуля", созданный аукционный дом, не имеющий ни зарабатываемой десятилетиями репутации, ни собственных представительств за рубежом, сможет их объединить?
– Рынок искусства и антиквариата в России только формируется. Сегодня у нас существуют представительства всемирных торговых домов, но западные аукционеры не проводят торгов на территории России. В основном на российском рынке идет продажа уникальных произведений искусства и антиквариата за рубеж, – сказала в беседе с "Фонтанкой" директор по развитию аукционного дома "Константиновский" Людмила Тихонова. Однако на вопрос, уверена ли она в том, что обладатели шедевров русского искусства рванутся из Европы и Америки в Стрельну (как и потенциальные покупатели арт-шедевров), она лишь сказала: "мы на это надеемся", а затем вдруг сообщила, что "говорить об этом пока не время". На сайте, лаконизмом своим вызывающем ассоциации с лучшими творениями минималистов прошлого века, написано, что "свою деятельность Аукционный дом "Константиновский" осуществляет по двум основным направлениям: антиквариат и современное искусство".
Напомним, что на сегодня самым "слабым местом" Константиновского дворца является как раз его художественный фонд: картины, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства были безвозвратно утрачены после революции и в годы Великой Отечественной войны. Самым крупным вкладом в фонды Константиновского дворца стало собрание знаменитых русских музыкантов Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – уникальная коллекция шедевров русского искусства, которую супруги собирали всю жизнь, выкупленная у аукционного дома "Sotheby’s" российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.
Так или иначе, у специалистов серьёзные сомнения вызывает конкурентоспособность новоиспечённого аукциона в качестве альтернативы таким признанным корифеям арт-аукционного дела, как возникший в марте 1744 года в Лондоне "Sotheby's" или основанный там же, только на двадцать два года позже "Christie’s"; последний ныне (судя по прибыли) является самым крупным аукционным домом в мире, а оба этих аукциона в совокупности занимают 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Кстати, в представительствах этих домов в Москве отказались комментировать создание аукционного дома "Константиновский", сообщив, что в своей практике ещё никогда не встречали подобное название и впервые услышали о нём от корреспондента "Фонтанки".
Профессор, доктор искусствоведения и проректор по научной работе Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Юрий Бобров, имеющий немалый опыт сотрудничества с европейскими аукционами, по просьбе "Фонтанки" прокомментировал ситуацию. Причину того, что в стране существует огромный "серый рынок" антиквариата, учёный усматривает, в первую очередь, не в отсутствии аукционных домов, а в несовершенствах нашего законодательства:
– Чтобы конкурировать с такими домами, как "Sotheby's" или "Christie’s" нужно, перефразируя известную поговорку, лет двести или триста культивировать свой аукционный дом. Нужен огромный опыт. Хотя, разумеется, аукционы необходимы – но тут важно не замахиваться на мировой масштаб, а лучше взять на вооружение опыт Марселя, Парижа, Стокгольма или даже провинциальных городов Европы, где есть свои небольшие, локальные аукционы. У нас в Петербурге лет десять назад затевался арт-аукцион, но он провалился по многим причинам. Во-первых, кроме чисто аукционных проблем, наше российское законодательство создаёт массу практически непреодолимых преград для подобных торгов. Здесь в первую очередь нужно назвать трудности, сопряжённые с ввозом и вывозом в страну культурных ценностей; отсутствие у музеев свободных или целевых средств на приобретение произведений искусства. Хотя, подчеркну ещё раз, городские или даже всероссийские аукционы всё равно нужны: они смогли бы принести пользу хотя бы наведением порядка в ценообразовании на рынке антиквариата. Аукционная торговля – единственный механизм, позволяющий устанавливать реальные цены на предметы антиквариата в России, и она не велась в нашей стране с 1918 года. В конце 80-х годов на Западе был бум на "русский антиквариат"; однако, когда в России стали плодиться галереи и аукционные дома, которые взвинчивали цены на произведения русского искусства, в Европе уже начался спад подобного интереса, связанный как с многочисленными подделками русского авангарда, так и общим кризисом антикварного рынка. Сейчас дилеры все равно предпочитают делать покупки на западных аукционах, не доверяя российским ценам и экспертизе произведений. Помимо всего вышесказанного, у частных лиц могут возникнуть проблемы с анонимностью – то есть с тем, что гарантируется и незыблемо обеспечивается западными аукционными домами. У нас же анонимность легко разобьётся о скалы налогового законодательства. Кроме того, широко известная "прозрачность" наших даже самых секретных клиентских баз – это ещё одно серьёзнейшее препятствие для развития аукционов в сфере искусства.
Аукционный дом "Константиновский" учреждён Центром экспертиз культурных ценностей по Северо-Западному округу России и "Державным фондом поддержки культуры". Последний основан в конце 2004 года на базе государственного комплекса "Дворец Конгрессов" (Константиновский дворец). Этот фонд, согласно уставу, принятому 6 сентября 2005 года, "самостоятельно определяет направления своей деятельности, стратегию экономического, технического и социального развития". Несмотря на то, что "основной целью фонда является содействие развитию отечественной культуры, искусства, религии, художественного и музыкального образования в России, в том числе и развитию Константиновского Дворца как объекта отечественной культуры", Державный фонд в основном занят проведением всевозможных корпоративных вечеринок, свадеб и прочих "народных гуляний", используя свой монопольный статус: фонд является единственным партнером ГК "Дворец конгрессов".
На своём сайте "Державный фонд" предлагает гостям и жителям Санкт-Петербурга "полный комплекс услуг по организации и сопровождению протокольных и торжественных мероприятий: конференции, переговоры, выпускные вечера, концерты, дефиле модных показов, балы, банкеты, фуршеты, дегустации, свадьбы и юбилеи", а также "элитные коттеджи, рестораны, банкетные залы" и даже "парадные залы Константиновского дворца".
Сайт Константиновского дворца также без обиняков сообщает, что "Дворец Конгрессов" по праву считается самым престижным местом для проведения мероприятий любого уровня не только в Санкт-Петербурге, но и в Северо-Западном регионе... здесь были успешно организованы и проведены многочисленные конференции и переговоры, свадебные торжества, празднование юбилеев и корпоративные мероприятия. На этом сайте Вы сможете подобрать себе конференц-зал, ресторан, банкетный зал, коттедж или открытую площадку".
На этом фоне заявление о создании аукционного дома, пусть и при фонде, который существует при дворце, находящемся в ведении управделами президента РФ, выглядит, мягко говоря, довольно легкомысленным. В странах Запада торговля антиквариатом и живописью имеет давнюю историю и традиции. В Европе существует множество различных антикварных союзов и ассоциаций: ведь аукцион – это не только объединения арт-дилеров, но и сопутствующие этому бизнесу сообщества реставраторов, экспертов, коллекционеров, страховщиков, оценщиков. Формирование мирового рынка антиквариата привело к возникновению в 1935 году CINOA – международной организации, объединившей ассоциации арт-дилеров Европы, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады, ЮАР. CINOA строго придерживается главного своего правила: продавать произведения только с безупречным происхождением, гарантируя покупателю их подлинность. Также считается, что, чем престижнее и известнее аукцион, тем большую значимость приобретает проданный предмет. Не только продажа вещи на аукционе с безупречной репутацией, но даже включение ее в каталог известного аукционного дома имеют большое значение для подтверждения подлинности и создания известности.
Основным документом, регулирующим арт-рынок в РФ, является закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который со времён СССР изменился мало. Он гласит, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации. Таможенник и искусствовед-контролер должны сделать соответствующие записи на сопроводительных бумагах и фотографиях и проставить необходимые подписи и печати.
Для того, чтобы вывезти объект искусства из РФ, придется взять разрешение на вывоз. Для получения такого разрешения владельцу культурной ценности необходимо обратиться в Росохранкультуру и соответствующее заявление с приложением к нему списка с описанием культурных ценностей в трёх экземплярах, по 3 цветных фотографии каждой культурной ценности (размером не менее 8х12 см), заверенных копий документов, подтверждающих право собственности на заявляемые к вывозу культурные ценности; документов, подтверждающих стоимость культурных ценностей; копии документа, удостоверяющего личность, либо копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц. Заявленные к вывозу предметы подлежат обязательной, производимой на платной основе государственной экспертизе, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей".
Всё это ещё раз доказывает, что в стране с отсутствием традиций в области аукционных торгов в мире искусства и таможенным и налоговым законодательствами, явно "заточенными" против любого свободного обмена и торговли в области искусства (что, правда, не мешало самому государству бойко торговать музейными ценностями), одной лишь доброй воли для создания сколько-нибудь серьёзного арт-аукциона, прямо скажем, маловато.
Для чего же Державному фонду потребовался аукционный дом? Невольно вспоминается известная заготконтора "Рога и копыта", открытая в силу множества причин, как говорил Остап Бендер: "Нужно смешаться с бодрой массой служащих. Все это даст контора. Меня давно влечет к административной деятельности. В душе я бюрократ и головотяп. Мы будем заготовлять что-нибудь очень смешное, например, чайные ложечки, собачьи номера или шмуклерский товар. Или рога и копыта. Прекрасно! Рога и копыта для нужд гребеночной и мундштучной промышленности. Чем не учреждение? К тому же в моем чемоданчике имеются чудные бланки на все случаи жизни и круглая, так называемая мастичная печать".
Именно из-за нашего налогового законодательства в Россию не попадает львиная доля культурных ценностей, а аукционам невыгодно проводить здесь торги – также, как и торговать у нас иностранным галереям. В итоге 80% всех значимых покупок в сфере искусства, которые совершают россияне, происходят за границей. К тому же, не следует забывать, что на дворе нынче кризис. Так, один из наиболее уважаемых антикварных салонов Великобритании – The Grosvenor House Art & Antiques Fair (GHAAF), единственная ярмарка, проходившая под патронатом королевского двора, чья история насчитывает 75 лет, в июле нынешнего года прекратил свое существование. Главной причиной закрытия салона стала его финансовая несостоятельность.
Помимо кризиса, в России существует целый ряд проблем со страхованием, причём страхованием не только объектов искусства или антикварных ценностей, но и ответственности аукционов и экспертов, определяющих подлинность объекта. Очевидно, что подобная ответственность должна быть застрахована, так как и здесь не исключен риск профессиональных ошибок. Например, в 2004 году с торгов аукциона Sotheby’s сняли "Пейзаж с ручьем" Шишкина: картина, подлинность которой была заверена экспертами Третьяковской галереи, оказалась "перерисовкой" – подретушированной работой голландского живописца Маринуса Адриана Куккука и стоила менее одного процента от суммы, в которую был оценен "Шишкин". Эксперты шведского аукционного дома "Bukowskis" узнали в "Пейзаже с ручьем" картину Куккука, проданную ими в мае 2003 года за 65 тысяч долларов. Некий специалист-реставратор удалил с исходной картины ягненка у ручья и фигурки людей (три на лесной тропе и одну у моста) и подделал подпись Шишкина. И наоборот: долгое время считавшуюся подделкой под Яна Вермеера картину "Девушка за вёрджиналом" признали подлинной. Она была продана на том же аукционе за 30 миллионов долларов. В России несколько лет назад стало известно, что, как минимум, одно из яиц работы Фаберже, приобретенных В. Вексельбергом, оказалось подделкой. Да и на том же авторитетнейшем "Sotheby's" разразившийся в середине 1990-х скандал вокруг поддельного русского авангарда и икон стоил карьеры легендарным директорам "Sotheby's" Джону Стюарту и Ивану Самарину.
На память вновь приходят строки из бессмертного романа Ильфа и Петрова: "Великий комбинатор косо посмотрел на посетителя и его добро. Это были маленькие кривые грязные рога, и Остап взирал на них с отвращением. – А товар хороший? – осторожно спросил начальник отделения. – "Да ты посмотри, рожки какие! – загорячился мужик, поднося желтый рог к носу великого комбинатора. – Рожки первый сорт, согласно кондиций". Кондиционный товар пришлось купить. Мужик долго потом пил чай с Паниковским и рассказывал о деревенской жизни, вызывая в Остапе естественное раздражение человека, зря потерявшего пятнадцать рублей. – Если Паниковский пустит еще одного рогоносца, – сказал Остап, дождавшись ухода посетителя, – не служить больше Паниковскому. Уволю без выходного пособия. И вообще хватит с нас государственной деятельности. Пора заняться делом".
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"