На Большом проспекте Васильевского острова как-то незаметно выросло новое здание. Ультрасовременная постройка из стекла и металла «врезалась» между доходным домом прошлого столетия и храмом постройки архитектора Василия Косякова (послужившим прообразом собора в Кронштадте). И застройщик — группа компаний «Сигма», и надзорные органы уверяют: никакого нарушения закона нет. Очередная градостроительная ошибка совершена в полном соответствии с действующим законодательством.
Участок, расположенный по адресу Большой проспект Васильевского острова, 98, до недавнего времени был огорожен каменным забором. За оградой происходило активное строительство, но, поскольку с улицы была видна только верхняя часть будущей постройки, никого происходящее особо не волновало. Кстати, и информационных щитов на месте стройки не появлялось, да и вообще — излишней информацией владельцы участка горожан не баловали. Недавно старый забор снесли, и новое здание предстало взору изумленных прохожих. Выпукло-вогнутое строение ярко-синего и серого цветов, из стекла и гофрированного металла соседствует с церковью, построенной в «русском стиле».
Автосалон и сервисный центр Porsche возвела в исторической части города группа компаний «Сигма». Строительство началось в 2008 году. Все разрешительные документы у застройщика имеются — Служба госстройнадзора выдала разрешение, руководствуясь заключением КГИОП. По мнению специалистов комитета по охране памятников, никаких объектов культурного наследия на застраиваемой территории не имеется. Хотя буквально стенка в стенку с центром находится памятник федерального значения — Церковь иконы Божией Матери Милующей.
Пока шло строительство, понятие «Объединенная охранная зона» было отменено, и сейчас участок находится в зоне регулируемой застройки-2. То есть, как объяснил Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПИиК), в этой части города действуют только высотные ограничения. Ни материалы, которые должны быть использованы, ни расположение построек по красным линиям, ни стилистика не регламентируются и зависят только от волеизъявления застройщика.
Высотный регламент не нарушен — автосалон двухэтажный. Что до всего остального, то владельцы здания искренне не понимают, в чем состоит суть претензий в их адрес. «Здесь была промышленная зона (территория раньше принадлежала заводу «Севкабель» - прим.ред.), - недоуменно пожал плечами Игорь Апанасенков, главный инженер «Сигмы». - У нас здание тоже промышленной архитектуры. Хороший проект, качественный, своему назначению соответствует».
Возможно, появлению нового архитектурного шедевра могли бы помешать Градостроительный совет или Совет по сохранению культурного наследия, но на суд этих организаций проект не выносился. Как уже было сказано, КГИОП памятников архитектуры на территории не обнаружил, и дополнительного обсуждения будущий автосалон, с точки зрения специалистов по охране памятников, не требовал.
Правда, если учесть то, в каком состоянии находится храм постройки Василия Косякова, то становится вполне понятной точка зрения застройщиков. «Это был памятник! Церковь разваливается на глазах, от нее уже почти ничего не осталось! - заявили хозяева нового здания. - Она же никому не нужна».
Вопрос о передаче Церкви иконы Божией Матери Милующей петербургской епархии поднимался несколько раз. В феврале 2009 года Министерство обороны, которому сейчас принадлежит этот храм, в очередной раз отказалось расстаться со своей собственностью. Командование 2000-м Отделением Морской Инженерной Службы (ОМИС), которое базируется в здании, потребовало, чтобы взамен РПЦ на свои средства построила полноценный объект для тренировки подводников. Как известно, с 1932 года в здании размещается учебно-техническая станция лёгкой водолазной подготовки.
Справка
Собирать средства на строительство каменного храма у Галерной гавани начали ещё с 1822 года. Первым жертвователем стал шкипер Гребного порта М.Ф. Кенин. Начало строительства оказалось возможным лишь к концу XIX века.
В 1886 году было возбуждено ходатайство об отводе участка земли. В 1887 году утвердили проект храма, его авторами стали В.А. Косяков и Д.К. Пруссак. Предварительно Косяковым на церковном участке была возведена деревянная часовня, в которой поместили икону Божией Матери Милующей, привезённую с Афона. Средства на строительство пожертвовал ктитор строящегося храма купец Д. Заикин.
11 июня 1887 года состоялось освящение места строительства. Участок находился на заболоченной местности, потому в 1888 году под руководством Ф.С. Харламова была устроена насыпь, проведены другие работы по укреплению грунта под фундаментом. В 1889 году освятили закладку храма. К этому времени уже были сооружены фундамент и часть стен.
Осенью 1892 года здание подвели под крышу. Железо для куполов было пожертвовано благотворительницей Галерной гавани графиней Н.А. Стенбок-Фермор. В 1894 году на куполах установили кресты. Отделка интерьеров продолжалась ещё 15 лет.
15 декабря 1896 года освятили северный придел преподобного Андрея Критского. После этого храм был принят морским ведомством, которое перечислило средства на завершение строительства. 25 октября 1898 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери Милующей. 28 марта 1900 года освятили южный придел в память о святых Сергии Радонежском и Феодосии Черниговском. В 1903 году колокольню увенчали золотой короной.
Вдоль дороги была сооружена металлическая ограда на гранитном цоколе, ныне утраченная. Вокруг храма разбили сад. При церкви было образовано благотворительное общество, а также открыты школа для сирот, детский приют и богадельня.
Церковь иконы Божией Матери Милующей стала доминантой района. Высота здания составила 42 метра. Основываясь на приобретённом здесь опыте, архитектор В.А. Косяков построил Морской собор в Кронштадте.
Елена Алексеева,
Фонтанка.ру
Эксперты Циан.Аналитики выяснили, как за это время изменились спрос, ставки и объем предложения на рынке долгосрочной аренды в крупных городах РФ.