Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 июля 2009 11:59      397

Как музеи делают это

Петербургские культурные учреждения готовы предоставлять свои залы для проведения вечеринок любому желающему - были бы деньги. При этом толпы веселящегося народа порой ведут себя неподобающе, из-за чего возникают скандалы: недавний пример - банкет на крейсере «Аврора». Но, как оказалось, и сами музеи великого города не могут похвастаться достойными манерами. В редакцию обратились представители бизнеса по организации праздников. Предприниматели жалуются на хамство, вымогательство, финансовые нарушения и банальное бескультурье работников культуры.

100 тысяч сверху

Однако говорить открыто о своих проблемах бизнесмены боятся. «В музеях нас пугают ФСБ», «нам еще с этими дворцами работать», - стонут они. Но и молчать больше не могут. По словам представителей праздничных компаний, «схема развода на деньги» во всех дворцах-музеях одинакова. Сначала сдают клиенту помещения для проведения мероприятия, а затем под угрозой срыва праздника, когда гости приглашены и отступать некуда, требуют дополнительно оплатить наличными «непредвиденные» расходы. Сумма этих непредвиденных расходов зачастую сравнима со стоимостью самой аренды.

- С каждым годом аппетиты дворцовых работников растут, - говорит Марина Дмитриева, координатор проектов праздничной компании. - Они берут деньги, но при этом ведут себя во время мероприятий так, что нам неловко перед гостями. Наши гости, а это чаще всего иностранцы, судят по этим людям, представляющим петербургскую культуру, обо всем городе. Нам стыдно!

В качестве примера Марина Дмитриева привела недавнее мероприятие, проходившее 27 июня в Санкт-Петербургском государственном учреждении культуры «Государственный музей-заповедник (ГМЗ) «Павловск». Там играли свадьбу. Среди приглашенных было много иностранцев. Для банкета арендовали Розовый павильон - памятник русской истории и культуры первой четверти XIX века. До 1812 года здание являлось дачей Багратиона, затем архитектор Андрей Воронихин перестроил его для императрицы Mapии Федоровны.

По словам Марины Дмитриевой, договор с музеем об аренде Розового павильона был заключен на 120 тысяч рублей. Но чтобы свадьба состоялась и прошла нормально, заказчику пришлось заплатить еще 100 тысяч рублей сверху. Разумеется, без всяких документов.

- В день свадьбы наши рабочие приехали раньше оговоренного времени, чтобы смонтировать аппаратуру, - говорит Марина. - С нас потребовали сразу, прямо на месте, заплатить наличными по 15 тысяч рублей за каждый лишний час. Иначе будет наложен запрет на проведение мероприятия. Мы готовы оплачивать сверхурочные, но откуда взялась сумма в 15 тысяч? В договоре об этом нет ни слова.

Чтобы не сорвать праздник, требуемую сумму пришлось отдать. Далее, по словам Дмитриевой, представитель администрации ГМЗ «Павловск» потребовала с них еще 40 тысяч рублей - за разрешение на установку шатра.

- Пришлось звонить отцу жениха, который в тот момент был на регистрации брака, и согласовывать сумму. Удалось сторговаться на 30 тысячах рублей, - возмущается бизнесвумен.

Еще 10 тысяч рублей в ГМЗ «Павловск» попросили на «вознаграждение персоналу» - за уборку, «то да се». После окончания праздника организаторы задержались на территории еще на 2 часа, за что также пришлось заплатить 30 тысяч рублей.

По словам Марины Дмитриевой, деньги она передавала двум женщинам - Евгении Леонидовне и ее подчиненной Галине Владимировне.

- Потом эти женщины потребовали еще дать им еды и вина, - рассказывает Марина. - Мы привезли шоколадный фонтан, они настаивали, чтобы его включили заранее - они хотели попробовать, пока гости все не съели.

По ее словам, отказ сотрудникам ГМЗ «Павловск» в угощении чреват срывом мероприятия.

- Начинают «перекрывать кислород». Угрожают. Могут запретить пользоваться розеткой, устанавливать аппаратуру. Пугали, что вообще запретят въезд грузовиков, и тогда нам все оборудование придется носить через парк вручную.

В праздничной компании искренне недоумевают, откуда берутся непонятные запреты и финансовые требования - ведь сценарий праздника был заранее согласован с администрацией ГМЗ. Однако, по словам Марины Дмитриевой, все согласования велись на словах, а не на бумаге. Заключать какие-либо договоры, отличные от собственного типового образца, в Павловском дворце-музее отказываются наотрез.

Культурно-просветительные свадьбы

Договор, который в ГМЗ «Павловск» предлагают заключить всем желающим повеселиться на его территории, оказался весьма любопытным документом, который почему-то не выполняет ни одна из сторон.

Несмотря на то, что фактически дворец сдает свои площади в аренду, об аренде в документе нет ни слова. Согласно договору, исполнитель в лице директора ГМЗ «Павловск» Третьякова Н.С. обязан реализовать и выдать заказчику «входные билеты на посещение культурно-просветительного мероприятия индивидуального характера». Вероятно, по мнению администрации дворца, свадьбу следует считать культурно-просветительным мероприятием, а аренду территории - выдачей входных билетов. По словам участников «просветительного мероприятия», никаких входных билетов им не выдавалось. При этом сами участники обязаны были соблюдать правила нахождения в музейных и выставочных залах. Понятное дело, что ни жених с невестой, ни гости этих правил в глаза не видели. А может, если бы видели, то вели себя иначе? Например, отказались бы от еды, говорили полушепотом? Согласно Правилам нахождения в музейных и выставочных залах, размещенным на сайте ГМЗ «Павловск», посетителям запрещается: проносить крупногабаритные вещи (сумки, портфели, рюкзаки, зонты), нарушать экскурсионный маршрут, громко разговаривать, пользоваться мобильной связью, прикасаться к стенам, дверям и экспонатам в интерьерах, проносить в музей еду и напитки. И куда смотрит администрация дворца, разрешая свадьбы с едой и напитками? Или в государственном учреждении культуры за деньги можно все?

И еще несколько слов по поводу сохранности музейных ценностей. По утверждениям организаторов праздника, до начала мероприятия их строго-настрого предупреждали об «особом режиме охраны» музея-заповедника, требовали списки фамилий водителей и номеров автомобилей.
- На деле оказалось, что въезд в парк охраняла бабушка, которая никаких документов у нас не проверяла, а к вечеру вообще ушла,- рассказывает Марина Дмитриева. - Ворота она замотала проволокой. Мы сами ее разматывали и заезжали, кто хотел.

«Это неприлично, понимаете!»

Мы попытались получить комментарии в администрации ГМЗ «Павловск». Для начала мы позвонили той самой Галина Владимировне, которая, по словам организаторов праздника, принимала от них наличные деньги. Представились клиентами.
Корр.: - Мы хотим у вас свадьбу провести, сколько это будет стоить?
- 130 тысяч будет стоить аренда.
Корр.: А сверху еще что-то придется платить?
- Вы заключаете договор с 10 до 24 часов на аренду. Вот и все.
Корр.: - Дело в том, что я журналист. К нам обратились клиенты, которые у вас проводили свадьбу, с жалобой на то, что им пришлось переплачивать, а также на то, что во время праздника вы угощались, вели себя не вежливо...
- Мы не угощаемся. Это нереально. Ну, как? Люди сидят, а мы между столами будем ходить? Это неприлично, понимаете! Если угощает сам клиент, значит, угощает, а нет - значит, нет. 27 июня там был шоколадный фонтан. Он на воде стоял, весь, как говорится, под дождем пропал!
Корр.: - Клиенты говорят, что им пришлось дополнительно заплатить деньги сверх договора наличными, без чеков.
- Да, они доплачивали. Они могут приехать, и Евгения Леонидовна (она сейчас в отпуске) даст им чеки.
Корр.: - Спасибо большое.
- Пожалуйста большое!

Далее мы связались с пресс-службой государственного музея-заповедника. Там посоветовали позвонить той самой Евгении Леонидовне - заведующей экскурсионным отделом, на которую и жалуются бизнесмены. Осмыслив неуместность собственного предложения, пресс-служба взяла тайм-аут для связи с руководством, после общения с которым представитель отдела Ирина Ушакова заявила «ТС» буквально следующее:
- Ничем помочь не могу. И к кому обратиться, не знаю.

Корреспондент обратился в приемную директора ГМЗ «Павловск» Николая Третьякова, от имени которого заключаются договоры с клиентами. Но секретарь посоветовала позвонить… все той же Евгении Леонидовне.
- Зачем это вообще нужно? - возмутились в приемной. - Если кто не доволен, пусть позвонят и выразят свое «фи», жалобу напишут непосредственно Евгении Леонидовне.

Далее абсурдность разговора увеличивалась по нарастающей.
Корр.: - Но ведь на нее как раз и жалуются...
- А другого-то не дано! Она этими мероприятиями заведует!
Корр.: - А с Третьяковым Николаем Сергеевичем можно поговорить?
- Он этим заниматься не будет, он совершенно другие вопросы решает! - секретарь сказала, как отрезала. Круг замкнулся?

Может ли руководитель государственного музея «не решать вопросов» и не отвечать за то, что происходит в учреждении? И не странно ли, что порядки и манеры в одной из главных достопримечательностей северной столицы больше напоминают частную лавочку зарвавшегося ларечника, нежели учреждение культуры? А иностранные гости, ради которых чаще всего и устраиваются праздники в исторических дворцах, судят по этим «очагам культуры» о культурной столице России.

Елена Роткевич.

Материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 13 июля 2009 г.