Сразу несколько новых проектов, нацеленных на привлечение к экрану зрителей того или иного типа, появились в эфире ведущих телеканалов. При этом «Первый» сделал ставку на продвинутую городскую молодежь, «Россия» - на интеллигенцию, а канал «НТВ» решил расширить аудиторию за счет представителей среднего класса.
Подобная активность – не причуда и не блажь продюсеров и программных директоров, а, если хотите, способ ведения борьбы за выживание. Ведь на протяжении последних лет отечественное ТВ ориентировалось на самые примитивные формы зрелищ, бесконечное эксплуатирование одних и тех же медийных лиц, нескрываемое отношение к зрителю как к скотине, чьей единственной потребностью является получение порции виртуальной жвачки. Премьерами очередных сериалов и шоу в такой ситуации не отделаешься. Очевидно, что телевидению остро необходима качественно новая аудитория – умная, активная, идущая в ногу со временем. Получить ее без внесения кардинальных изменений в программную политику попросту невозможно.
И ветер телевизионных перемен подул. Раньше других проснулся «Первый канал». «Первая кнопка» пошла на смелые эксперименты и решила завоевать внимание образованной молодежи, проживающей в мегаполисах. Именно на этот сегмент аудитории был ориентирован ночной канал «Городские пижоны», начавший работу летом прошлого года. Тогда продвинутому зрителю предлагали модные западные сериалы вроде «Офиса», претенциозные артхаусные ленты и маловразумительный конферанс Кати Гордон.
И вот снова лето, и экспериментальный проект «Первого канала» возобновил свою работу. Теперь по будням после полуночи для молодых и успешных идут избранные зарубежные телесериалы – «Секретарши», «Массовка», «Грязные мокрые деньги». Все эти проекты вводят нас в мир богатых и знаменитых. Последний, разумеется, демонстрирует главным героям свою хищную пасть и не спешит поверить их слезам.
Пожалуй, все три проекта обречены на зрительский успех. Во-первых, в каждом присутствуют актуальные для современной эпохи типажи, будь то самоуверенные и амбициозные девицы из «Секретарш» или холеные папенькины сынки и дочки из «Грязных мокрых денег». Во-вторых, истории, рассказанные в новых сериалах, так или иначе отсылают нас к культовым для российского зрителя телепроектам. Скажем, любовные похождения четырех красоток из «Секретарш», конечно же, напоминают «Секс в большом городе». А в саге о Дарлингах не так сложно увидеть этакий римейк «Санта-Барбары» (и заодно – десятка других заморских «мыльных опер» о наполненной интригами жизни богатых семей). Впрочем, базовых сюжетных схем даже в литературе не так много. Борхес, помнится, насчитал всего четыре. Что же тогда взять с телевидения, которое и искусством-то не является?
На своеобразный эксперимент пошел также канал «Россия». В начале этой недели здесь состоялась премьера фильма «Подстрочник», посвященного судьбе прославленной переводчицы Лилианны Лунгиной - человека, давшего нам возможность прочесть произведения Стриндберга, Ибсена, Гамсуна, Виана, Бёлля, а также любимые с детства книги Астрид Линдгрен. Авторы «Подстрочника» наделили свой проект весьма необычной жанровой маркировкой – «документальный телероман». Генеральный продюсер канала «Россия» Сергей Шумаков сравнил новый фильм с прустовским циклом «В поисках утраченного времени». И пусть подобная претенциозность не отпугнет зрителя: «Подстрочник» оказался грандиозным, насыщенным философским смыслом телевизионно-документальным полотном, охватывающим весь ХХ век и показывающим его глазами удивительно мудрой женщины.
Основу фильма составили монологи Лунгиной. Про таких людей обычно говорят: «человек уникальной судьбы». Детство, проведенное в Германии и во Франции, возвращение на родину в начале 30-х, новая встреча с Европой 50 лет спустя – вот лишь некоторые вехи ее долгой и, наверное, по-настоящему счастливой жизни. В «киномонологе» Лилианны Лунгиной соединились исповедь, потрет на фоне эпохи, сама эпоха, бесценным свидетелем и выразителем духа которой выступила знаменитая переводчица. Судьбы иммигрантов «первой волны», репрессии 37-го года, студенческо-профессорская среда послевоенных лет, распад СССР – обо всем этом Лилианна Зиновьевна говорит предельно простым и в то же время необычайно изящным слогом, сочетая глубоко личные воспоминания с рассказами о крупнейших событиях общественной, «роевой» жизни.
«Подстрочник» делался целых одиннадцать лет, затем еще год лежал на полке. Автор фильма Олег Дорман долго ходил по телеканалам и везде получал отказ. Лишь после того, как на помощь ему пришли Григорий Чхартишвили (он же - Борис Акунин) и Леонид Парфенов, лично пообщавшийся с непреклонными медиа-менеджерами, проект согласилась показать «Россия». Очевидно, телепродюсеры опасались ставить в эфир непривычный для массового зрителя неспешный и философичный фильм о судьбах отечественной интеллигенции, который скорее подходит для «Культуры», но не для центрального канала. Как выяснилось, опасения были напрасными: аудитория, судя по восторженным отзывам на интернет-форумах, приняла «Подстрочник» на «ура».
Пока на «России» вспоминали о прошлом, предприимчивый «НТВ» сосредоточился на настоящем и ближайшем будущем. Этот телеканал провел премьеру программы «Средний класс». Отныне все обеспеченные и перспективные граждане с активной жизненной позицией смогут ежедневно смотреть специальное экономическое обозрение (если, конечно, в 11 утра они будут находиться у телевизоров, а не в офисе на совещании). Речь в нем пойдет о важнейших для любого представителя среднего класса вещах – ценах на жилье, банковском секторе, увольнениях, кредитах и т.п. Интересно, кстати, что согласно официальной статистике, к упомянутой прослойке можно отнести 20-25% населения страны (данные за 2008 г.), а по мнению независимых экспертов – лишь 7%. О том, как на численность российского среднего класса повлиял экономический кризис, можно только догадываться. Впрочем, продюсеров нового делового проекта «НТВ» эти нюансы не смущают. Средний класс для них – те, кто даже «в непростых экономических условиях хочет сохранить привычный уровень жизни и с уверенностью смотрит в будущее».
Наверное, люди, делающие наше телевидение, также могут быть отнесены к «middle class». По крайней мере, последние шаги, предпринятые ими, доказывают: российское ТВ может смотреть в будущее с уверенностью, поскольку без зрителей оно, судя по всему, в ближайшее время не останется.
Сергей Ильченко-мл, «Фонтанка.ру»