Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 08 июля 2009 15:02      419

На юбилее Образцовой за Тюльпанова спел Кехман

На берегах Невы чествовали Елену Образцову: легендарная примадонна решила отметить свой семидесятый день рождения в родном городе, а в Михайловском театре позаботились обо всём остальном. Сама дива если и имела какое-то представление о программе вечера, то лишь очень отдалённое: многое готовилось втайне от виновницы торжества.

Сказать, что зал Михайловского театра был переполнен — это значит, не сказать ничего. Зал буквально ломился от публики, а смешение социальных слоёв казалось фантастическим: вот в великолепнейшем и причудливом сюртуке-камзоле к своему креслу пробирается дизайнер Слава Зайцев, по пути форсируя стайку очень бедно одетых старушек-«сырих» («сырами» традиционно называют преданнейших поклонников того или иного артиста в балете или в опере). Шокируя окружающих крепкими словечками, по центральному проходу шествует Роман Виктюк, облачённый в золотой пиджак с какой-то немыслимой «байкерской» эмблемой на спине. Не в пример более скромно занимает своё место в десятом ряду бывший президент Киргизии, кавалер Ордена Почета, действительный член Нью-йоркской академии наук, член Исламской Академии наук и почетный профессор Московского государственного университета, иностранный действительный член Российской академии наук Аскар Акаев. Так же стараясь остаться незамеченным, пробирается к своему месту дважды герой Советского союза, космонавт Георгий Гречко. Юрий Темирканов и Николай Охотников практически остаются незамеченными на фоне «бизнес-девиц», по наряду которых совершенно непонятно, куда они собрались: на вечер в опере или на пляжную коктейль-пати. В общем, не хватало только Николая Васильевича Гоголя, чтобы описать публику во всём её калейдоскопическом смешении.

Ход вечера складывался импровизационно: его канвой стал фильм с тем же названием, что и сам концерт: «Образцовая жизнь». В нём находчиво смонтированные кадры кинохроники, семейные фото, фрагменты музыкальных фильмов и телерепортажей рассказывали об основных вехах творческого пути примадонны. Николай Буров и Лариса Долина вели концерт и комментировали происходившее на экране.

Но всякая импровизация должна быть очень хорошо подготовлена и отрепетирована — наверное, именно в силу этого обстоятельства не всё шло так гладко, как хотелось. Режиссёр В. Бархатов построил действие по нехитрому принципу «кино-вошёл-сказал-ушёл-кино», и так — до победного финала. Но главной неприятностью стал огромный акустический дисбаланс между микрофонами ведущих (хотя успешный выпускник ЛГИТМИКа Николай Буров зал такого масштаба может шутя озвучить без микрофона вообще, как и пронзительно кричавшая, по эстрадной привычке, Лариса Долина) и принявших участие в концерте певицы Зары и Марка Тишмана. После грохотавшей «фанеры» эстрадников требовалось время, чтобы слух вновь адаптировался к живому звуку — и поэтому даже выступление известного сокрушителя роялей Дениса Мацуева как-то не «выстрелило», а оглушённый фонограммами баритон Роман Бурденко невольно форсировал голос в каватине Валентина. Гавот Манон из оперы «Манон Леско» в исполнении замечательной молодой певицы, лауреата Конкурса Образцовой, сопрано Динары Алиевой дважды прерывалось аплодисментами «бизнес-публики», причём первый конфуз спровоцировала Лариса Долина, закричавшая в микрофон: «Браво, Динара Алиева!»

Тем не менее, юбилейный вечер удался — и удался за счёт как огромного количества друзей, так и официальных лиц, нашедших тёплые, искренние, добрые и человечные слова.

Как только Марк Тишман спел: «Love me tender, love me dear, tell me you are mine», министр культуры Александр Авдеев и полномочный представитель президента в СЗФО Илья Клебанов вдруг, не сговариваясь, поднялись со своих мест и торопливо направились к выходу из зала. Пока я гадал о причинах столь очевидной поспешности, загадка решилась сама собой: официальные лица появились на сцене. Поскольку, благодаря капризу режиссёра, выходить им пришлось под бравурные звуки увертюры из оперы «Кармен», то начать им пришлось с вовсе неофициальных шуток. Тем не менее, Илья Клебанов зачитал приказ президента России о награждении Елены Образцовой орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а Александр Авдеев (признавшись, вслед за Клебановым, в любви к певице), ярко и образно поведал о даже не всенародной, а всемирной любви народов планеты к искусству Образцовой.

Губернатор Валентина Матвиенко и председатель ЗакСа Вадим Тюльпанов появлялись из кулис уже под звуки Полонеза из «Евгения Онегина», довольно долго не смолкавшего. «Надеюсь, я не должна петь?» - невинно поинтересовалась Валентина Ивановна. Вопреки всеобщим прогнозам и ожиданиям, Вадим Тюльпанов петь не стал, однако в своей прочувствованной речи блеснул нешуточной музыкальной эрудицией, вовсю оперируя цитатами из бесед и интервью Лучано Паваротти и Юрия Темирканова. Валентина Матвиенко поблагодарила Образцову за то, что она, солистка Большого театра, празднует свой юбилей в городе на Неве, за то, что и вокальный Конкурс Образцовой, и её культурный центр имеют петербургскую «прописку», и вручила певице высшую награду города — почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Вадим Тюльпанов, в свою очередь, вручил певице награду городского парламента — Золотую медаль Законодательного собрания.

Конечно, всех друзей и коллег Елены Образцовой собрать на праздник вместе было бы просто невозможно — однако Михайловский театр вышел из положения остроумно и изящно: «виртуальные» поздравления и пожелания в виде заранее записанных видеообращений, собранных со всего мира, примадонне принесли Алиса Фрейндлих, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Франко Дзеффирелли, Марис Янсонс. Более того: с большого экрана Елену Васильевну с днём рождения непосредственно с орбиты поздравил международный экипаж МКС.

Приветственное слово поступило и от патриарха Московского и всея Руси Кирилла: его зачитал ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии владыко Амвросий, а также по поручению святейшего Патриарха вручил Елене Образцовой награду Русской православной церкви — Орден Святого благоверного Даниила князя московского первой степени.

Конечно, название вечера просто носилось в воздухе: творческую биографию примадонны с полным правом можно назвать одним словом - «образцовая». Она покорила лучшие оперные сцены мира, выступала с самыми известными музыкантами планеты, получила целый «иконостас» орденов и наград разных стран. Необыкновенно красивый голос, яркий актерский талант, педагогические способности (в течение 20 лет Образцова преподавала в Московской консерватории, а сейчас воспитывает певцов по всему миру), и организаторский талант, благодаря которому в Санкт-Петербурге ежегодно проводится конкурс молодых оперных певцов. Елена Образцова пребывает в постоянном поиске: она стала пробовать себя в программе классического джаза с квартетом Игоря Бутмана; в 1999 году дебютировала в драматическом театре, сыграв одну из главных ролей в спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба».

Кстати, к юбилею певицы Михайловский театр издал роскошный альбом «Елена Образцова» - издание богато иллюстрировано фотографиями из семейного альбома Елены Образцовой, и в этом альбоме она предстает ещё и в поэтическом амплуа. По признанию самой певицы, первые стихи она написала, придя домой с похорон своего мужа — дирижера Альгиса Жюрайтиса. Здесь есть строфы, написанные вдали от родного дома, стихи о музыке, есть проникновенная любовная лирика.

Необыкновенная, дружеская и неформальная атмосфера вечера скрасила все незначительные оплошности. Очень трогательным стало музыкальное поздравление от всей труппы Михайловского, когда на сцене собралась вся труппа театра. Весёлый «капустнический» текст (увы, на музыку неизбежной в таких случаях «Застольной» из «Травиаты») пели и хор, и солисты, и свободные от «ямы» артисты оркестра — и даже директор театра Владимир Кехман, под шумный восторг зала, лично спел несколько строк.

И когда уже казалось, что вечер закончен, случился ещё один сюрприз, на сей раз — для публики: под аккомпанемент Важи Чачавы виновница торжества исполнила несколько романсов и свой коронный «бис» — сцену опьянения Периколы из одноимённой оперетты Оффенбаха.

Несмотря на усталость, после концерта Елена Васильевна любезно согласилась ответить на несколько вопросов «Фонтанки». В частности, на вопрос, чем певица занята в настоящее время, Образцова рассказала:

— Сейчас я заканчиваю книгу о технике пения под названием «Как я пела», а также пишу книгу о моей жизни и (возможно, это будет интересной книжкой для детей) — рассказы о моих зверушках. (Между прочим, помимо любимого пуделька, у Образцовой в разное время квартировали заяц Стёпка, ёжик Андрюшка, черепаха Катя, канарейка Саша, ворон Карлуша, голуби, морские свинки и хомячки).

— Осталась ли у вас какая-нибудь «неспетая песня» — партия, которую вам так и не удалось исполнить на оперной сцене?

— Нет, пожалуй в театре я спела всё, что хотела. Когда-то безумно хотелось спеть Виолетту в «Травиате» — но, как говорится, хотеть не вредно! — смеётся примадонна. — «Фаворитку» я спела в пятидесятилетнем возрасте, просто для самоутверждения — как-то раньше не предлагали эту оперу.

— А «Тоска»? Вы же исполняли арию «Vissi d'arte»...

— Да, я как будто бы ходила вокруг Тоски, и несколько раз даже казалось, что это вот-вот состоится. Я понимала, что в театре эту партию не спою, высоковато, но вот записать «по кусочкам» могла бы. Арию Тоски я в первый раз спела в Японии, по предложению дирижёра. И на репетиции спела просто здорово! А вот на концерте похуже — немного не получилась филировка. Однажды Дзеффирелли предложил мне сняться в фильме «Тоска», но ему не дали денег на съёмки. А когда я записывала «Трубадур» с Караяном, он мне сказал: «Если сейчас споёшь в каденции «до», то я тебя приглашу записать «Тоску». А я ответила: если пригласишь меня на запись «Тоски», то я тебе и «ре» спою! Но потом случился скандал с Госконцертом, они меня с Караяном поссорили, и помирились мы с ним много позже, когда я пела с ним в Зальцбурге «Дон Карлоса».

— Как вы себя чувствуете сейчас, после такого юбилейного праздника?

— Я необыкновенно, безгранично счастлива!

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру