Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 15 мая 2009 15:20      299

Недетский конфликт — в свете финского менталитета

История Антона Салонена, которого не могут поделить родители — Римма и Пааво Салонены, как и история Элизы Андре, в очередной раз иллюстрирует кардинальные проблемы менталитета западноевропейцев и россиян. Кратко можно сказать так — россиянки ничего не понимают в равноправии полов, или ничего не хотят понимать. Второе гораздо опаснее. В финской точке зрения разбирался корреспондент «Фонтанки».

Итак, история повторяется. Русская женщина, на этот раз из Эстонии, выходит замуж за немолодого финна, разводится с ним и беременеет одновременно. Рождается сын, который имеет двойное гражданство, а затем мать увозит ребенка в Россию. Отец ребенка крадет у матери и увозит к себе домой. Российский МИД в какой уже раз начинает борьбу за права российской гражданки. Желтая пресса с обеих сторон брызжет слюной и изумительно формирует образ врага. И так по несколько раз в год.

Одна только Испания за последние годы несколько раз становилась местом подобных разборок. И каждый раз все развивается по одному и тому же сценарию. Примечательно, что российская пресса практически однозначно становится на сторону матери, а вот россияне, живущие за рубежом, на своих форумах гораздо осторожнее в своих комментариях, и нередко поддерживают позицию европейских стран. Почему?

Это опасное равноправие

Финляндия — страна с самыми старыми традициями женского равноправия. Еще в 1906 году, впервые в мире, финские женщины получили все избирательные права. И до сих пор борьба за права женщин остается на повестке дня — о проблеме домашнего насилия, несправедливой оплаты труда постоянно говорят на всех уровнях — вплоть до президентского.

И, тем не менее, налицо проблема семейных конфликтов между людьми различных культур. Одна из причин в том, что женщины хотят быть свободными, продвинутыми, они хотят принимать решения. Но права подразумевают и ответственность за их последствия. Однако, женщины из экс-СССР и стран Восточной Европы чаще всего хотят, чтобы, с одной стороны, к ним относились по-рыцарски, галантно, даже покровительственно, а с другой – они хотят командовать своими покровителями, и их бесит, когда мужчина начинает относиться к ней на равных – без скидок на слабый пол.

Тут мы переходим ко второй причине. В Западной Европе уже давно принято считать, что мать не имеет преимущественного права перед отцом на ребенка. Это не ее вещь, не продолжение ее тела, а плод любви двух человек. Родительская любовь, с точки зрения европейского менталитета, не связана с фактом физиологического рождения.

Чей ребенок?


Российские консулы всегда пытаются на встречах с русскоязычной европейской прессой разъяснить читателям одну важную вещь. Россиянки (равно как и украинки, и молдаванки, и пр...) почему-то считают, что если они сами имеют гражданство России, то это каким-то таинственным образом распространяется и на их детей, вне желания отцов.

Что совсем не так. Родители должны оформить российское гражданство, ребенок должен получить паспорт. Если ребенок от иностранного гражданина, то нужно получить соотвествующее разрешение отца. Но мамы, рассорившись с отцами их общих детей, уезжают на родину, не задумываясь, что совершают преступление по законам той страны, из которой уехали, и нарушая правила своей собственной родины — зачастую просрочив визы своим детям.

Но в случае с Антоном, казалось бы, все не так — ведь мать оформила ему российское гражданство? Однако 20 ноября суд города Балахна Нижегородской области лишил Антона российского гражданства, так как Римма не имела права без разрешения Пааво оформлять российское гражданство их общему сыну. Хотя...вот тут начинается страшная путаница...

Загадка семьи Салоненов

Во всей этой истории есть несколько таинственных вещей, которые могут стать предметом различных разбирательств. Судите сами: когда Антон родился, пара была в разводе. И ребенок получил российское гражданство по матери. Но у ребенка было право и на финское гражданство, так как отцовство с разводом не отменяется.

Позже Пааво уговорил Римму дать Антону второе гражданство. И Римма согласилась — это же удобно для ребенка в будущем. Таким образом Антон одновременно был и финским, и российским гражданином.

Однако отношения родителей испортились окончательно, и Пааво подал в российский суд, заявив, что Римма оформила российское гражданство незаконно, то есть без разрешения отца. Но вот вопрос — как Римма получила российское гражданство для сына без разрешения отца? Получается, что она сознательно не стала распространяться о своем семейном положении, вводя в заблуждение консульство?

Пааво и его адвокат именно на этот момент и упирают. Есть еще один момент — после развода судом было установлено совместное опекунство родителей над Антоном, что означает право каждого из родителей на свободное общение с ребенком. Но это означает, что любые бумаги, в том числе и по изменению гражданства, должны подписываться обоими родителями. И это еще один довод в пользу Пааво.

После побега Риммы в Россию с Антоном был очередной финский суд, который передал именно Пааво все права опекунства единолично. Основание — нарушение закона, выраженное в несанкционированном вывозе ребенка, и, таким образом, нарушение решения суда о двойном опекунстве, которое подразумевает свободное общение родителей с ребенком.

Так что, конечно, у российской стороны могут быть претензии к финскому консульству, но и финская сторона может заинтересоваться, как Римма в российском консульстве так легко получила для Антона российский паспорт.

Финские СМИ, кстати, все отмечают, что Россия до сих пор не присоединилась к Гаагской Конвенции по борьбе с похищениями детей. До тех пор, пока это не произойдет, юридически каждая сторона будет права в своем правовом поле.

А в общем, исключительно примечательным является высказывание на форуме сайта suomi.ru одной из посетительниц:

«...а еще хочется написать от себя, вот просто мысль вслух, вот будет у меня когда нибудь ребенок, и вдруг от гражданина Финляндии, и вдруг мы разведемся и я захочу переехать в другую страну с ребенком, а отец вдруг будет против, вот честно - я бы не хотела что бы мое будущее и будущее ребенка зависело от желания отца..(орфография и пунктуация сохранены-прим.авт.)»

Кажется, что вот это и есть квинтэссенция всех этих далеко недетских конфликтов.

Константин Ранкс
Хельсинки, "Фонтанка.ру"