Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 мая 2009 16:39      322

«Евровидение»: гора родит мышь

Гигантский мыльный пузырь по имени «Евровидение 2009» надувается на этой неделе в Москве, чтобы лопнуть в ночь с субботы на воскресенье. Нынче в центре белокаменной перекрывают движение, чтобы гости фестиваля могли оттянуться в «Евродоме» в Манеже, премьер-министр спешит в спорткомплекс «Олимпийский», чтобы лично проверить ход подготовки (еще бы – деньги на конкурс даны из государственной казны), автобусы с символикой конкурса велено пропускать беспрепятственно, самые мощные фирмы в ТВ-эфире разыгрывают бесценные билетики в «Олимпийский». Словом, Москва заражена «Евровидением»…

Постсоветский междусобойчик

В ночь с 16 на 17 мая в ТВ-эфире будет объявлен победитель, но, независимо от его имени, можно смело утверждать, что гора родит мышь. Фестивалю этому больше 50-ти лет, он никогда не был особо престижным в мире большого шоу-бизнеса и в конце 90-х, казалось, совсем захирел. Страны посылали на конкурс молодых, случайных певцов. Телетрансляции в Италии, Германии, Великобритании шли по небольшим кабельным каналам. Акулы шоу-бизнеса не спешили обращать внимание на лауреатов, и те после победы пропадали из вида…

Так было заведено, но тут настали иные времена: новую жизнь в «Евро» вдохнули окрепшие страны постсоветского пространства. Покорение европросторов для них было в диковинку, вопросом политическим, чуть ли не национального престижа. И стали побеждать на «Евро» не французы и итальянцы, а эстонцы, латыши, украинцы, и вот год назад – россияне. Немудрено: в 2000-е годы голосование телезрителей превратилось в круговую поруку, когда бывшие братские народы дружно голосуют друг за друга, обеспечивая своим претендентам высокие баллы. У нас состязание ничем не примечательных певцов транслировалось на самых рейтинговых каналах, вся страна была поражена комплексом неполноценности, что год за годом Россия не могла победить. Когда, наконец, Дима Билан всеми правдами и неправдами взял золото, голосистого парня поздравил даже не министр культуры, а лично президент…

Старая Европа в лице Британии, Германии, Франции с удивлением наблюдала за этой поп-лихорадкой, а их певцы тем временем опускалась все ниже и ниже. Италия так и вовсе отрешилась от странного «Евро», перестав посылать своих гонцов. Столь радостная для нас победа Билана в Западной Европе переполнила чашу терпения. Старожилам конкурса попросту надоело быть статистами в пост-советском междусобойчике, и они потребовали изменить, казалось бы, столь любимую ими раньше демократичную систему голосования. Чтобы спасти фестиваль, было решено в 2009 году сначала объявлять итоги голосования телезрителей разных стран, а затем тут же выносить их на суд профессионального жюри, которое и расставит точки над i.

Вся власть - Филиппу Киркорову!

Для многих показалось странным назначение на роль председателя жюри «Евровидения 2009» Филиппа Киркорова. Ведь как исполнитель он на этом конкурсе лавров не снискал, заняв в середине 90-х место в конце второй десятки. Как член жюри Филипп на других конкурсах себя никак не проявил, хотя однажды в Сочи, на конкурсе «Пять звезд», устроив скандал, покинул свое место в жюри, улетев без предупреждения. Однако именно Киркоров с его неукротимой энергией постарался занести евровирус на нашу почву. Роль его личности в новейшей истории «Евровидения» огромна. Не снискав евролавры как певец, он взял реванш как продюсер: сопровождал на «Евровидение» свою тогдашнюю супругу Аллу Пугачеву, готовил к первому евровояжу Диму Билана, помогал Верке Сердючке, затем переключился на белорусских соловьев – Анжелику Агурбаш и Дмитрия Колдуна, в прошлом году взял серебро с украинкой Ани Лорак, помогал еще кому-то… Филипп колесил по всей Европе, совершая промотуры с участниками «Евровидения», комментировал этот конкурс на разных телеканалах, дал сотни интервью, воспевая свою евромечту…

Именно Филипп сформулировал и воплотил в номерах своих подопечных идею яркого, необычного, режиссерского и визуального решения песни. Раньше конкурсанты просто выходили на сцену и просто голосили, а теперь каждый изгаляется в поисках сценического решения (балерины вылезают из рояля, чемпион Олимпиады крутится на коньках и так далее). Для «Евровидения» все эти перемены оказались живительны, потому что хоть и считается этот проект конкурсом песен, но реальных хитов европейского масштаба производить не способен. Раньше телетрансляции конкурса навевали тоску. А теперь хоть поглядеть есть на что… Так что вполне заслуженно боссы «Евровидения», оценив вклад Киркорова, назначили его вожаком профжюри.

Пусть хаотично, зато патриотично!

Вопрос национального престижа для нас всегда актуален. Так уж мы устроены, что гораздо больше думаем о том, чтобы первыми шагнуть в космос, чем обеспечить своих стариков достойной пенсией, счастливы выиграть олимпиаду по хоккею, а не сломить коррупцию, и так далее. Ген победителя-чудотворца у нас в крови. И с ним мы действительно творим чудеса, удивляя мир. Ну, кто бы еще взялся бы проводить Олимпиаду в тех горах, где чемпионаты Краснодарского края-то не проводились! Кто бы рискнул подать заявку на проведение футбольного чемпионата мира, зная ужасающее нынешнее положение со стадионами и полями! Вот и «Евровидение 2009» тоже объявлено объектом первой государственной важности, и для технического обеспечения достойной ТВ-картинки собрано уникальное оборудование.

Организаторы вовсю хвалят самих себя, обещая опять победить всех, поразив мир каскадом технических и визуальных чудес. Судя по репетициям в «Олимпийском», так и будет. Жаль только, что в этом космическом корабле шоу-бизнеса «пилотами» будут, как правило, неважно обученные, случайно подобранные конкурсанты с весьма невнятными песнями. Говорю это не только потому, что большинство песен «Евровидение 2009» слушал по ТВ и в интернете, а потому, что конкурс этот изначально пестр и хаотичен.

Во-первых, не определен стиль музыки, в котором будут состязаться участники. Сюда едут попсовики и рокеры, фрики и посланцы оперной сцены, народники и панки. Все это неизбежно создает комический эффект «лебедя, рака и щуки». Представьте себе, что на Олимпийских играх на полном серьёзе гимнасты соперничали бы с борцами, а теннисисты с гандболистами! А бедные телезрители решали бы, кому же отдать первое место. Вот «Евровидение» год за годом и трясет, как самолет при аварийной посадке. То качнет в сторону рокеров, то вернет к фолку, то крутанет в сторону трансвеститов, то возвратит к брутальным персонажам. В этой свистопляске просчитать имя будущего победителя практически нереально, потому что все критерии сбиты. Обычно прогнозы не сбываются, так как происходящее изначально лишено логики…

Наступит ли Патрисия Каас на те же грабли, что и Алла Пугачева?

Парадокс еще и в том, что евроконкурсанты никак не лимитированы возрастом. На конкурсе тинейджеры сражаются с легендами эстрады. Чувство неловкости не покидало, когда примадонна Алла Пугачева в середине 90-х была вынуждена состязаться совсем с зеленой евромолодежью. Чем все это кончилось, и вспоминать не хочется. В этот раз подобный конфуз вполне может произойти с чудесной и столь любимой нашими меломанами Патрисией Каас. Непонятно с какого перепуга мегазвезда французской песни ввязалась в весьма сомнительную евроаферу. Наивная Патрисия уверенно заявляет, что едет в Москву за первым местом для Франции, однако предварительные рейтинги ничего хорошего ей не сулят. Не потому, что мадемуазель-блюз поет хуже кого-то (она это делает лучше, чем все 40 конкурсантов вместе взятые!), а потому что – не ее это уровень, не ее компания. Представьте себе на секундочку, что Брэд Питт вышел бы на сцену в спектакле сыктывкарского районного драмтеатра – вот бы потешил публику!

Непростое испытание ждет в белокаменной и величайшего композитора мюзиклов Эндрю Ллойд-Вебера, который написал балладу для британской конкурсантки Джейд Эвен и всячески раскручивает очаровательную юную леди. С вокальной точки зрения новая мелодия Ллойд-Вебера, хоть и не арии из «Кошек» и «Фантома», но вполне достойное произведение. Однако человек, далекий от «Евровидения», лорд Эндрю не в курсе того, что конкурс нынче явно качнуло в сторону визуального шоу, и в шквале театрализованных постановок сугубо вокальный номер Джейд может просто затеряться.

Кто будет болеть за Настю Приходько?

Весьма туманны и шансы «нашей» Насти Приходько, попавшей на конкурс как протеже Первого канала. Будем называть вещи своими именами: отборочный российский тур был завален, выбирать неожиданно оказалось не из кого и не из чего, ярких талантов не обнаружилось. В последний момент призвали варяга – киевлянку Приходько. Что бы там ни говорил ее продюсер Константин Меладзе об интернациональном пафосе, однако история песни «Мамо», которую написали грузин и эстонка (соавтор текста), а споет украинка с припевом на мове, выглядит странновато, если учесть, что вся эта компания выступит под флагом России. Несомненно, Настя – талантливая, самобытная девушка, но, увы, не наша… И все это прекрасно понимают. Я недавно был в Украине, так знаете, что там газеты пишут: «Высочайший уровень украинской эстрады лишний раз подтвердил тот факт, что не снискавшая лавров на киевском отборочном конкурсе Приходько, приехав в Москву, легко выиграла российский отбор, и теперь мы горды тем, что Украину на «Евровидении 2009» достойно представят сразу две певицы, две киевлянки – Светлана Лобода и Анастасия Приходько». Прочитаешь такое, и, право, пыла страстно и патриотично болеть за Настю Приходько убавляется…

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру» Москва-Петербург