Петербург в двенадцатый раз примет участие в Международной выставке инвестиционных проектов MIPIM в Каннах. Предполагается, что туда повезут самые интересные, перспективные и успешные проекты — их набралось больше десятка. Корреспондент «Фонтанки» обратился к экспертам с просьбой оценить, как будет представлен наш город на крупнейшем международном инвестиционном форуме.
Несмотря на экономический кризис, петербургские компании проявили большой интерес к выставке. Как сообщил 26 февраля на пресс-конференции в Зале инвестиционных проектов вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов, на участие в выставке поданы заявки от 2687 компаний. Для сравнения — в MIPIM-2008 участвовало около 2500 фирм. Впрочем, некоторые из прошлогодних участников в этом году решили участие в выставке не принимать.
«Какой смысл ехать на MIPIM во время экономического кризиса? — рассмеялась в ответ на вопрос корреспондента «Фонтанки» Ирина Анисимова, управляющий директор Sestra River Development. — На этот форум едут с двумя целями — чтобы привлечь инвесторов или чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. Инвесторы у нас есть свои, а покупателей мы сейчас не найдем: денег ни у кого нет. Мы решили в выставке в этом году не участвовать».
Эксперты тоже оценили петербургское участие в крупнейшем международном форуме довольно скептически. «Прикладной пользы от этой выставки, скорее всего, не будет никакой, — предположил Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности компании «Knight Frank Санкт-Петербург». — Но для присутствия в информационном пространстве поучаствовать в ней полезно». Леонид Сандалов, заместитель директора АН «Бекар», оценивая будущую петербургскую экспозицию, прямо заявил: «Такое количество выставленных проектов свидетельствует о том, что денег на их реализацию нет. Поэтому их и везут в Канны — любой проект, который привлечет внимание какого-либо инвестора, пойдет вперед».
Все проекты, предназначенные для показа на MIPIM, можно разделить на две группы. Первая включает в себя проекты редевелопмента в пределах исторического центра города — освоение территории грузового двора станции «Московская-Товарная», строительство торгового комплекса Gallery (на месте бывшей «Ямы № 1» на Лиговском 26-38), реконструкция «Набережной Европы» и «Синопской набережной», «Невская ратуша» и подземный комплекс под площадью Восстания.
Во вторую группу входят grienfield-проекты — те, которые будут реализовываться на незастроенных территориях в удаленных от исторической части города районах. В их числе строительство комплекса «Балтийская жемчужина», создание «Морского фасада», кампус «Высшей школы менеджмента СПбГУ», проект многофункционального комплекса на улице Хо Ши Мина и строительство первой башни «Измайловской перспективы» на Митрофаньевском шоссе.
Эксперты разделяют представленные проекты немного иначе — «реальные», то есть те, по которым ведется и даже, возможно, будет закончена работа, и «виртуальные» — длительное время остающиеся на бумаге. «Понятно, что в Канны везут все крупные проекты, которые есть в городе — к ним надо привлечь внимание, — прокомментировал будущую экспозицию Леонид Сандалов. — А вот говорить об их перспективности и привлекательности довольно сложно. Часть из них попросту не начата, и когда что-то сдвинется с места — неизвестно. Судьба всех остальных тоже непонятна — работы ведутся, но удастся ли их завершить — большой вопрос».
Мнения экспертов относительно того, какой проект окажется наиболее интересен потенциальным инвесторам, разделились. Леониду Сандалову представляется самым перспективным из представленных комплекс «Балтийская жемчужина». «Начало строительству положено, дома появляются, — поясняет он свою точку зрения, но тут же добавляет: — Правда, неизвестно, как будут разворачиваться события дальше». По его словам, при расчете окупаемости проекта инвесторы исходили из того, что цены на жилье будут возрастать. «Неизвестно, как хозяева поступят теперь — либо они найдут средства закончить строительство, либо будут переделывать проект», — предсказывает Сандалов.
Николай Пашков к «Балтийской жемчужине» относится нейтрально, несмотря на некоторые вопросы к ее концепции. С его точки зрения, самым перспективным и «реальным» проектом можно назвать «Невскую ратушу». «Этот комплекс начнет строиться в любом случае и абсолютно точно будет достроен — при любых обстоятельствах», — поясняет он. К тому же, как считает Пашков, «Невская ратуша» — самый проработанный проект, и он очень хорошо организован.
Высоко оценивает этот эксперт и «Набережную Европы». «Наверное, этот проект самый лучший и интересный среди всех, представленных на MIPIM», — считает он, однако отмечает, что из-за сложностей, связанных с экологической очисткой территории, и серьезных инвестиционных обязательств проект войдет в активную стадию реализации не ранее 2011 года. Еще один довольно успешный, по мнению Пашкова, замысел — реконструкция грузового двора станции Московская-Товарная. «Он тоже вполне реалистичный, хотя и продвигается не так активно, как хотелось бы, — комментирует эксперт. — Но процесс преобразования бывшего грузового двора станции Московская-Товарная в новый городской квартал может стать первым примером крупномасштабного редевелопмента привокзальных территорий в Петербурге».
На взгляд Игоря Горского, управляющего партнера компании АРИН, потенциальным инвесторам будут интересны относительно небольшие проекты с быстрой окупаемостью. «Связано это с тем, что крупные масштабные начинания требуют длинных и дешевых денег, которых сейчас ни у кого нет», — рассуждает он. Одним из наиболее интересных объектов среди тех, которые будут представлены петербургскими компаниями на MIPIM, Горский называет ТК «Сенная-2». «Первая очередь этого комплекса широко известна в городе, это один из самых успешных проектов в торговом сегменте. Кроме того, его масштабы не столь велики по сравнению с некоторыми другими из этой же группы. Поэтому он наверняка привлечет внимание потенциальных инвесторов», — объясняет он свою точку зрения.
По поводу остальных проектов мнения экспертов полностью совпали — различались только формулировки. Многофункциональный комплекс на улице Хо Ши Мина вызывает подозрения — по сведениям Сандалова, никаких работ по нему еще не начато. «Пока там даже территория не подготовлена — сейчас рынок, который на этом месте находится, убирают», — рассказывает он. Николай Пашков замечает, что опыт создания крупных офисных центров в спальных районах пока весьма сомнителен. Проект реконструкции Синопской набережной все аналитики дружно назвали «виртуальным», вызывает у них сомнения и создание подземного комплекса под площадью Восстания. По мнению Леонида Сандалова — «эта история не одного года, и начнется там хоть какая-то работа еще очень не скоро». «Очень странным вариантом частно-государственного сотрудничества» назвали и идею строительства «Высшей школы менеджмента» в Михайловке.
Причины участия в MIPIM проекта торгового центра Gallery остались экспертам непонятны. «Неизвестно, зачем эти-то туда едут? Покупателей искать? Так они их там не найдут», — заметил один из них. Зато интересы «Морского фасада» не вызвали сомнений. «Им надо закончить строительство. Поэтому, если они найдут инвесторов, то смогут довести работы до конца», — пояснил Сандалов, но от оценки перспективности проекта воздержался.
Некоторые проекты, которые будут представлять Петербург на MIPIM-2009:
«Сенная-2» — торгово-развлекательный комплекс
ТРК «Сенная-2» (застройщик КЦ «Питер») — войдёт в состав единого многофункционального комплекса, который объединит уже действующий торгово-развлекательный комплекс «Сенная» и бизнес-центр класса «А», расположенный в непосредственной близости по адресу: Московский пр., д. 10-12 и планируемый к вводу в 2011 году. Сообщение ТРК «Сенная» и ТРК «Сенная-2» будет осуществляться сквозными проходами, расположенными на первых трёх этажах зданий. Предполагается и строительство двухъярусного подземного паркинга на 300 машиномест. Дата открытия намечена на 1 квартал 2013 года.
Бизнес-центр «Питер» класса «А»
Застройщиком также выступает КЦ «Питер». Здание восьмиэтажного бизнес-центра класса «А» разместится в историческом и деловом центре Санкт-Петербурга, на одной из главных городских транспортных магистралей по адресу: Московский пр., д. 10-12. По проекту предусмотрено создание двухэтажного подземного паркинга. Дата открытия намечена на 1 квартал 2011 года.
Напомним, на Сенной площади уже намечены к реализации два проекта — возведение второй очереди ТРК «ПИК», причем новое здание должно объединить выходы со станций метро «Сенная» и «Спасская» (застройщик ЗАО «Советник) и многофункциональный комплекс со стороны Гороховой улицы (застройщик ЗАО «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом»). Сроки реализации проектов — 2011-2012 годы.
Многофункциональный жилой комплекс (улица Хо Ши Мина, 14а).
Застройщиком выступает компания «Пионер», проект разработан московской архитектурной студией «Сергей Киселев и партнеры». Участок предполагаемого строительства расположен в северной части города, на пересечении улицы Хо Ши Мина и проспекта Просвещения. Напомним, сейчас ведутся предпроектные разработки и подготавливаются документы для процедуры получения разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров.
Подземный комплекс под площадью Восстания
Проект освоения подземного пространства площади Восстания предполагает строительство подземного комплекса, объединенного с системой пешеходных переходов. На первом уровне должна появиться система подземных пешеходных переходов, обширное общественное пространство и рекреационные зоны, на втором — торговая галерея, кафе и рестораны, на третьем-четвертом – подземный паркинг на 1200 парковочных мест. Застройщиком выступает ООО «Адитум», планируемый срок окончания работ — 2014 год.
Как пояснили корреспонденту «Фонтанки» в «Адитуме», сейчас компания получила разрешение на проведение изыскательских работ, и с весны намеревается приступить к первому этапу освоения подземного пространства. На этой стадии все работы будут финансироваться за счет собственных средств застройщика.
Освоение земельного участка, расположенного по адресу Митрофаньевское шоссе, д.14
Проект предусматривает строительство многофункционального комплекса, включающего гостиницу (класс 3*), точки общепита, торговую зону, многоэтажный паркинг, спортивный комплекс, конгресс-центр и офисы класса B. Застройщик ЗАО «Прайм-Риалти». Планируемый срок окончания проекта — январь 2012.
Напомним , по инициативе членов «Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза» сейчас пересматривается возможность строительства на территории бывшего Митрофаньевского кладбища, и, возможно, проекты «Измайловской перспективы» придется основательно корректировать.
Реконструкция «Синопской набережной»
Проект начат в 2005 году. На участке площадью 7,2 га, ограниченном Синопской набережной, Херсонским проездом, Исполкомской улицей и проспектом Бакунина, планируется создать деловой центр. Для реализации этой идеи осенью 2004 года было создано частное АРТ — ЗАО «Синопская набережная» — некоторые участники рынка полагают, что компанию курирует вице-губернатор Юрий Молчанов. Сроки окончания проекта неизвестны.
Реконструкция грузового двора станции Московская-Товарная
По проекту грузовой двор железнодорожной станции станции Московская-Товарная должен быть перенесен в поселок Шушары. На освободившейся территории появятся деловой центр и жилая застройка. Общая площадь проекта — 317 Га.
Застройщиком выступает компания «Росрегионпроект Девелопмент», макет будущего квартала разработан архитектурным бюро Евгения Герасимова. Проект осуществляется при активном участии ОАО «Российские железные дороги».
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»