Люди, делающие отечественное ТВ, - счастливые создания. Их не волнует ни стремительно падающий рубль, ни дешевеющая нефть, ни растущие цены на продукты питания. Именно к такому выводу можно было прийти, просматривая на этой неделе различные телепрограммы. Более того: наше телевидение, и так излучающее воистину советский оптимизм, не перестает предлагать аудитории новые юмористические телешоу. Телевизионный пир во время чумы продолжается.
За последние две недели в российском телеэфире произошла настоящая кадровая революция, о необходимости которой так долго говорили все телевизионные обозреватели и аналитики. Нет, на нашем экране не появился новый Максим Галкин или Ксения Собчак. Здесь произошли перемены посерьезнее. Новыми медиазвездами стали глава «Газпрома» Алексей Миллер и официальный представитель газового концерна Сергей Куприянов. Кажется, что по количеству появлений в эфире и упоминаний в новостях эти персоны превзошли не только всех мыслимых звезд развлекательного вещания, но и Медведева с Путиным.
Вообще, работа главных российских телеканалов в новом году до боли напоминает телеэфир времен конфликта в Южной Осетии. Те же нехитрые приемы государственного агитпропа и информационной войны с гневными разоблачениями несознательных политических режимов и многозначительными намеками на волосатую руку Дяди Сэма. Только на этот раз место грузинских агрессоров заняла «оранжевая» Украина, а беспомощными и невинными жертвами выступили не истребляемые осетины, но замерзающие без газа европейцы. Кадры с работающими в ночи установками «Град» сменила картинка с диспетчерами-газовиками, железным голосом маршала Жукова отдающими по телефону команду «Пустить газ!». Неизменным осталось одно-единственное действующее лицо – Россия, вернее – политическое руководство нашего государства, вновь занявшее наиболее взвешенную и разумную позицию, радеющее не столько за себя, сколько за других - обижаемых и обделяемых.
Откровенно говоря, российской власти сильно повезло. Ведь если бы газового конфликта с Украиной не существовало, его следовало бы выдумать. Иначе, о чем еще трубить по центральным каналам? В какое русло направлять народное недовольство и по каким еще медийным трубам канализировать растущее социальное напряжение? Как дальше деликатно обходить в теленовостях тот факт, что цены на продукты и все прочее растут, словно на дрожжах, а до вожделенного оздоровления экономики страны – еще ох как далеко? Но случилось рождественское чудо: сама история подкинула народным массам и их слугам подходящий образ врага. А уж обличать врагов наше официозное ТВ умеет.
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно было включить итоговый выпуск программы «Время» на «Первом» 15 января – в знаменательный день, когда рубль побил исторический рекорд своего падения. Здесь мы опять услышали знакомые заклинания о «политическом решении Киева заблокировать газ» и увидели кадры из посиневшей от холода Европы. Правда, душераздирающей картинку с Балкан (где, по словам журналистов «Первого», «замерзают целые жилые кварталы, остановлены предприятия, прекращены занятия в школах») назвать было сложно. Ну, показали российскому зрителю в течение десяти секунд невнятные кадры с шагающими по улицам европейцами и окутанными морозным паром заводскими трубами. Так ведь никаких плачущих от холода детей и кутающихся в одеяла стариков народные массы не увидели. Откуда здесь взяться всеобщему негодованию? В августе прошлого года госканалы работали намного жестче: детский крик и старческий плач тогда ни на секунду не смолкали в телеэфире.
А вот прием с цитированием авторитетной западной прессы, подвергающей действия политических противников России жесткой критике, телевизионные журналисты охотно повторили. Как выяснилось, и британская «Financial Times», и французская «Figaro» осуждают несознательную Украину, будущее которой – если верить зарубежным газетам – «выглядит всё мрачнее». Очевидно, в безоблачности будущего нашей страны уверены как на «Первом канале», так и в редакциях европейских печатных изданий. Не обошлось во вчерашних вечерних новостях и без «пятиминутки ненависти». Ее, разумеется, провел Михаил Леонтьев, бывший в ударе. Перлы «оранжевые транзитные жабы», «бескомпромиссная Юля улезла в тину» и «Дубина оказалась двуручной» (имеется в виду фигура главы «Нафтогаза» Олега Дубины) зритель, однако, запомнит надолго. После порции леонтьевской «злой мудрости» в эфире программы «Время» начался привычный медийно-политический карнавал. В частности, прошел сюжет о посещении премьером Путиным ракетного завода в подмосковном Королеве. Подтекста здесь не поймет разве что ребенок: мол, вы там смотрите, хлопцы, не дуркуйте у себя в Киеве – а то вон какое у нас современное вооружение имеется. И вообще: никакие кризисы нашу «оборонку» не ослабят (этот мессидж – скорее уже для российских граждан).
Все подобные чудеса, напомню, зрители могли увидеть на «первой кнопке» вчера – в день, когда курс доллара превысил свой исторический максимум, зафиксированный в январе 2003 года. Нет, информация о рекордном падении национальной валюты в эфире главного канала страны, конечно же, прозвучала. Заняло это сообщение – я не поленился и засек время – примерно двадцать пять секунд. В эфир оно было выдано почти в самом конце выпуска новостей.
Человек, хоть и является «политическим животным», но бесконечно хлебать казенную пропагандистскую телебаланду не может. Массы хотят зрелищ, а интеллигентный зритель (есть у нас и такой) – «культурки». Телевидение на прошедшей неделе обеспечило российских граждан как первым, так и вторым. Скажем, для вменяемой публики канал «Россия» 15 января показал документальный фильм «Алые паруса Василия Ланового», посвященные 75-летию артиста.
К слову, фигура Василия Семеновича примечательна. Во-первых, такой мощной актерской харизмы и таких эффектных внешних данных нет ни у картонных героев современного российского кинематографа, ни у смазливых голливудских секс-символов. Во-вторых, никто из современных деятелей культуры не тратит так много сил на военно-патриотическое воспитание молодежи и популяризацию службы в российской армии. Тут отдыхают и православно-воинственный кумир подростков Константин Кинчев, и популярный сериал «Солдаты», и даже главный современный идеолог Никита Михалков.
Лановой то выступает на сборных концертах, исполняя вместе с Тамарой Гвердцители знаменитую песню Булата Окуджавы про «десятый наш десантный батальон». То появляется на небезызвестном озере Селигер, где рассказывает участникам молодежного движения «Наши», почему им необходимо идти служить в армию, и советует ребятам помнить заветы Павки Корчагина. То, наконец, нарушает свой принцип никогда не сниматься в «мыле» и вместе с новомодными звездами отечественного кино принимает участие в сериале «Офицеры» (не путать с одноименным фильмом, своеобразным римейком коего выступил этот продукт), чем знаменует окончательное смыкание советской ура-патриотической пропаганды с современной.
Правда, сам Лановой - информация для справки - в армии никогда не служил. На вопрос корреспондента «Литературной газеты» «Вы сегодня пошли бы в армию?» Василий Семенович несколько лет назад ответил следующее: «Кто меня возьмет, в 67 лет, в армию? Я могу пойти только идеологом. Как это: "Служить не могу - руководить могу"». Когда же интервьюер поинтересовался - «А если бы вам было 18, пошли бы?», артист гневно отрезал: «"Если бы" - это обращайтесь к бабушкам, потерявшим разум. Я еще соображаю».
Не забыло наше ТВ и о том, что смех – лучшее лекарство. В том числе – и от депрессивных социальных настроений. В новом году «СТС» презентовал комедийное скетч-шоу «Смешнее, чем кролики». Откровенно говоря, непонятно, какой именно необходимостью было продиктовано появление данного проекта в эфире. Недостатка в комедийных программах «СТС» (в отличие от того же «НТВ», недавно обзаведшегося шоу «Ты смешной!») никогда не испытывал. Здесь благополучно идут «6 кадров», «Слава богу, ты пришел!», «Хорошие шутки» и другие вполне пристойные и даже порой смешные передачи. А уж если сказать почтенной публике о том, что «лицами» новой юмористической программы на «СТС» стали актеры из петросяновского театра «Кривое зеркало», то продвинутые телезрители, привыкшие за последние годы к вменяемому глянцевому light-юмору, наверное, убегут от экрана подальше.
Однако поспешим развеять ваши опасения: никакой «петросянщины» мы по «СТС» не увидим. Актеры в новой программе очень стараются, их скетчи лишены даже какого-либо намека на пошлость. Вот только смешными эти дежурные сценки про посещение семейной парой врача или смотрящих футбол мужиков ну никак не назвать. И дело даже не в том, что всё это мы уже видели, и не раз. Просто время, пожалуй, настало ну совсем не веселое...
Сергей Ильченко-мл.,
«Фонтанка.ру»
Эксперты Циан.Аналитики выяснили, как за это время изменились спрос, ставки и объем предложения на рынке долгосрочной аренды в крупных городах РФ.