В рамках блиц-фестиваля «Новые горизонты» в концертном зале Мариинского театра прошёл концерт знаменитой скрипачки Татьяны Гринденко и её ансамбля “Opus-Posth”. В начале этого года Гринденко репетировала вместе с Земфирой Рамазановой, и лишь накладки в расписании Земфиры помешали скрипачке выступить со знаменитой рокершей в СК «Олимпийский».
Татьяна Гринденко - исключительное явление современной русской скрипичной школы. Начала заниматься музыкой с 6-ти лет в Харькове, затем в Ленинграде и позже – в Центральной музыкальной школе в Москве. В 8 лет сыграла первый концерт с оркестром. Окончила Московскую государственную Консерваторию имени Чайковского. Неизменно добивалась успехов на международных конкурсах, завоевав Первую премию и Золотую медаль Всемирного конкурса молодых исполнителей в Софии, Первую премию Международного конкурса имени Венявского в Польше и лауреатское звание на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность, играет с ведущими советскими и европейскими оркестрами. В 1982 году создает первый в России ансамбль «аутентичного» исполнения старинной музыки на оригинальных инструментах «Академия старинной музыки». За короткое время ансамбль получил широкую известность и признание: с 1989 года Татьяна Гринденко и «Академия старинной музыки» постоянно и с огромным успехом выступают на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Бремене, Локкенхаузе, Райнгау, Вене и других.
Питерские концерты Гринденко и её «Академии» всегда проходили с аншлагами – будь то Малый зал филармонии или Большой. Однако на сей раз зал оказался полупустым – и причин тому несколько. Во-первых, Мариинка-3 – это зал, который ценители академической музыки ещё не воспринимают как «свой»: там проходят концертные (или semi-staged, то есть "полупоставленные") исполнения опер, своей «сыростью» часто напоминающие репетиции с публикой; там проводятся сольные концерты оперных солистов или выступления оркестра Мариинки. Одним словом, в сознании питерских меломанов этот зал – «вотчина Гергиева», а имя этого дирижёра никак не ассоциируется в массовом сознании с камерными ансамблями и новаторскими исканиями современных композиторов – ведь в оперном мире, за редчайшим исключением, «современными» авторами до сих пор считают Прокофьева, Шостаковича, Берга или Бартока.
Второй же причиной представляется программа концерта. Дело в том, что круг музыкальных интересов Татьяны Гринденко никогда не ограничивался сугубо академической музыкой: так, ещё в 1976 году она вошла в состав рок-группы «Бумеранг», созданной на базе Экспериментальной студии электронной музыки, а затем в рок-группу «Форпост», и помимо этого – участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях. Эта деятельность даже привела к тому, что в советском государстве Гринденко стала «инакомыслящей» – с 1978 по 1988 годы ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки.
Кстати, в начале этого года Гринденко репетировала вместе с Земфирой Рамазановой, и лишь накладки в расписании Земфиры помешали скрипачке выступить со знаменитой рокершей в СК «Олимпийский» вместе со своим ансамблем “Opus-Posth”. Этот ансамбль – тоже своеобразная «фишка»; его создатели и участники склонны считать, что представляют нечто новое и даже революционное в современной культуре. В основу положена концепция композитора Владимира Мартынова, главного идеолога коллектива и известного московского композитора. “Opus-Posth” стал постоянным исполнителем музыки Мартынова, а также своеобразным «транслятором» философских идей композитора.
Название “Opus Posth” представляет собой общепринятое сокращение латинских слов Opus post humus (посмертное сочинение) и обычно означает произведение, изданное после смерти композитора. В данном случае идеологи ансамбля считают, что Opus Posth означает гораздо больше, чем посмертную публикацию: «Это новый тип музыки, пришедший на смену композиторской Opus-музыке. Нахождение новой ситуации, в которой музыка сможет снова обрести реальную жизнь (а не видимость жизни в концертных залах и студиях звукозаписи); необходимость создания социально-акустического пространства, в котором нет ни автора, ни исполнителя, ни публики, но есть единая всезаполняющая пульсация музыкальной субстанции; не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней».
Композитор, по мнению Мартынова, лишь «насилует музыку своими нескромными претензиями на индивидуальность, от которых вновь пора отказаться». (К слову сказать, самому Мартынову сочинять музыку это нисколько не мешает). Более того, музыка композиторов с «претензией на индивидуальность» – точнее, довольно узкого их круга, коллективом исполняется. Это, как правило, произведения знаменитых минималистов Филиппа Гласса, Яниса Ксенакиса, Георгия Пелециса, а также куда менее известных отечественных «модернистов»: Павла Карманова, Антона Батагова и, конечно же, самого Владимира Мартынова – автора сумбурной и противоречивой философской концепции коллектива.
Несмотря на то, что процесс музицирования, по мнению Мартынова и Гринденко, должен проходить на некоем «сверхличностном» уровне, в концерте была исполнена музыка композиторов, в основном сочиняющих музыкальные фоны для кино, телесериалов, надоедливых рекламных роликов. Кроме того, Антон Батагов, например, «прославился» музыкальным оформлением для каналов РТР, ТНТ, НТВ и так далее. Пьеса Алексея Айги под названием Recyclage довольно точно соответствует своему названию (“Recyclage” по-французски – это переработка мусора и отходов). Занудные остинатные фигуры в произведении иногда перемежаются механистичными, оборванными пассажами. Вторая его пьеса, исполненная в концерте – “Section II” – отличается от первой примерно так же, как отличаются друг от друга сигареты из одной пачки. «Осенний бал эльфов» Владимира Мартынова запомнился лишь неуклюжими аппликациями из классических произведений (например, «Болеро» Равеля). Но если так называемые композиторы-«постмодернисты» музыку у классиков «тянут» достаточно застенчиво, выдавая воровство за «тонкую стилизацию» и даже характеризуя хищение словечком «стёб», то Мартынов оказывается даже не в состоянии толком «поиграть» ни с тональным планом, ни с фактурой сочинения.
Музыка Гласса и Ксенакиса, бесспорно, пользовалась определённым успехом со значительным привкусом скандала – но было это в прошлом веке, и сегодня их сочинения на авангардные позиции уже никак не тянут, оставшись ровно там, куда их поставила неумолимая история.
Сочинение Павла Карманова (также видного автора «музыки» для рекламы на радио и ТВ) “Green DNK” во многом сродни опусам его коллег; но одно обстоятельство их объединяет больше всего: самое интересное в этих работах – это их названия. Так что главную идею ансамбля как проекта, призванного на практике подтвердить концепцию Мартынова о «конце композиторской эпохи», которую он так настойчиво проповедует на протяжении последних лет, концерт подтвердил сполна: облачённые в длинные чёрные балахоны музыканты убедительно доказали собравшимся, что современной музыки сегодня не существует – по крайней мере, в Москве, в круге дружественных для ансамбля авторов.
Впрочем, есть здесь и утешающие обстоятельства: во-первых, несмотря на «смешные» цены на билеты, концерт не собрал и половины зала. А во-вторых, исполненные в том же зале накануне «Надгробие Штефана» для гитары и группы инструментов известным питерским гитаристом Александром Барсуковым и ансамблем солистов Мариинки и концерт для скрипки с оркестром Дьёрдя Лигети (обе вещи были исполнены впервые в России), а также сыгранные на следующий день трио под управлением Алексея Любимова и уже «проверенные временем» сочинения Уствольской, Берга, Веберна, Шёнберга, Пярта и Сильвестрова успешно продемонстрировали публике, что авангардная музыка также имеет полное право на существование – правда, лишь в том случае, когда исполнитель обладает достаточно широким кругозором и хорошим вкусом.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
Татьяна Гринденко - исключительное явление современной русской скрипичной школы. Начала заниматься музыкой с 6-ти лет в Харькове, затем в Ленинграде и позже – в Центральной музыкальной школе в Москве. В 8 лет сыграла первый концерт с оркестром. Окончила Московскую государственную Консерваторию имени Чайковского. Неизменно добивалась успехов на международных конкурсах, завоевав Первую премию и Золотую медаль Всемирного конкурса молодых исполнителей в Софии, Первую премию Международного конкурса имени Венявского в Польше и лауреатское звание на IV Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность, играет с ведущими советскими и европейскими оркестрами. В 1982 году создает первый в России ансамбль «аутентичного» исполнения старинной музыки на оригинальных инструментах «Академия старинной музыки». За короткое время ансамбль получил широкую известность и признание: с 1989 года Татьяна Гринденко и «Академия старинной музыки» постоянно и с огромным успехом выступают на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Бремене, Локкенхаузе, Райнгау, Вене и других.
Питерские концерты Гринденко и её «Академии» всегда проходили с аншлагами – будь то Малый зал филармонии или Большой. Однако на сей раз зал оказался полупустым – и причин тому несколько. Во-первых, Мариинка-3 – это зал, который ценители академической музыки ещё не воспринимают как «свой»: там проходят концертные (или semi-staged, то есть "полупоставленные") исполнения опер, своей «сыростью» часто напоминающие репетиции с публикой; там проводятся сольные концерты оперных солистов или выступления оркестра Мариинки. Одним словом, в сознании питерских меломанов этот зал – «вотчина Гергиева», а имя этого дирижёра никак не ассоциируется в массовом сознании с камерными ансамблями и новаторскими исканиями современных композиторов – ведь в оперном мире, за редчайшим исключением, «современными» авторами до сих пор считают Прокофьева, Шостаковича, Берга или Бартока.
Второй же причиной представляется программа концерта. Дело в том, что круг музыкальных интересов Татьяны Гринденко никогда не ограничивался сугубо академической музыкой: так, ещё в 1976 году она вошла в состав рок-группы «Бумеранг», созданной на базе Экспериментальной студии электронной музыки, а затем в рок-группу «Форпост», и помимо этого – участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях. Эта деятельность даже привела к тому, что в советском государстве Гринденко стала «инакомыслящей» – с 1978 по 1988 годы ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки.
Кстати, в начале этого года Гринденко репетировала вместе с Земфирой Рамазановой, и лишь накладки в расписании Земфиры помешали скрипачке выступить со знаменитой рокершей в СК «Олимпийский» вместе со своим ансамблем “Opus-Posth”. Этот ансамбль – тоже своеобразная «фишка»; его создатели и участники склонны считать, что представляют нечто новое и даже революционное в современной культуре. В основу положена концепция композитора Владимира Мартынова, главного идеолога коллектива и известного московского композитора. “Opus-Posth” стал постоянным исполнителем музыки Мартынова, а также своеобразным «транслятором» философских идей композитора.
Название “Opus Posth” представляет собой общепринятое сокращение латинских слов Opus post humus (посмертное сочинение) и обычно означает произведение, изданное после смерти композитора. В данном случае идеологи ансамбля считают, что Opus Posth означает гораздо больше, чем посмертную публикацию: «Это новый тип музыки, пришедший на смену композиторской Opus-музыке. Нахождение новой ситуации, в которой музыка сможет снова обрести реальную жизнь (а не видимость жизни в концертных залах и студиях звукозаписи); необходимость создания социально-акустического пространства, в котором нет ни автора, ни исполнителя, ни публики, но есть единая всезаполняющая пульсация музыкальной субстанции; не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней».
Композитор, по мнению Мартынова, лишь «насилует музыку своими нескромными претензиями на индивидуальность, от которых вновь пора отказаться». (К слову сказать, самому Мартынову сочинять музыку это нисколько не мешает). Более того, музыка композиторов с «претензией на индивидуальность» – точнее, довольно узкого их круга, коллективом исполняется. Это, как правило, произведения знаменитых минималистов Филиппа Гласса, Яниса Ксенакиса, Георгия Пелециса, а также куда менее известных отечественных «модернистов»: Павла Карманова, Антона Батагова и, конечно же, самого Владимира Мартынова – автора сумбурной и противоречивой философской концепции коллектива.
Несмотря на то, что процесс музицирования, по мнению Мартынова и Гринденко, должен проходить на некоем «сверхличностном» уровне, в концерте была исполнена музыка композиторов, в основном сочиняющих музыкальные фоны для кино, телесериалов, надоедливых рекламных роликов. Кроме того, Антон Батагов, например, «прославился» музыкальным оформлением для каналов РТР, ТНТ, НТВ и так далее. Пьеса Алексея Айги под названием Recyclage довольно точно соответствует своему названию (“Recyclage” по-французски – это переработка мусора и отходов). Занудные остинатные фигуры в произведении иногда перемежаются механистичными, оборванными пассажами. Вторая его пьеса, исполненная в концерте – “Section II” – отличается от первой примерно так же, как отличаются друг от друга сигареты из одной пачки. «Осенний бал эльфов» Владимира Мартынова запомнился лишь неуклюжими аппликациями из классических произведений (например, «Болеро» Равеля). Но если так называемые композиторы-«постмодернисты» музыку у классиков «тянут» достаточно застенчиво, выдавая воровство за «тонкую стилизацию» и даже характеризуя хищение словечком «стёб», то Мартынов оказывается даже не в состоянии толком «поиграть» ни с тональным планом, ни с фактурой сочинения.
Музыка Гласса и Ксенакиса, бесспорно, пользовалась определённым успехом со значительным привкусом скандала – но было это в прошлом веке, и сегодня их сочинения на авангардные позиции уже никак не тянут, оставшись ровно там, куда их поставила неумолимая история.
Сочинение Павла Карманова (также видного автора «музыки» для рекламы на радио и ТВ) “Green DNK” во многом сродни опусам его коллег; но одно обстоятельство их объединяет больше всего: самое интересное в этих работах – это их названия. Так что главную идею ансамбля как проекта, призванного на практике подтвердить концепцию Мартынова о «конце композиторской эпохи», которую он так настойчиво проповедует на протяжении последних лет, концерт подтвердил сполна: облачённые в длинные чёрные балахоны музыканты убедительно доказали собравшимся, что современной музыки сегодня не существует – по крайней мере, в Москве, в круге дружественных для ансамбля авторов.
Впрочем, есть здесь и утешающие обстоятельства: во-первых, несмотря на «смешные» цены на билеты, концерт не собрал и половины зала. А во-вторых, исполненные в том же зале накануне «Надгробие Штефана» для гитары и группы инструментов известным питерским гитаристом Александром Барсуковым и ансамблем солистов Мариинки и концерт для скрипки с оркестром Дьёрдя Лигети (обе вещи были исполнены впервые в России), а также сыгранные на следующий день трио под управлением Алексея Любимова и уже «проверенные временем» сочинения Уствольской, Берга, Веберна, Шёнберга, Пярта и Сильвестрова успешно продемонстрировали публике, что авангардная музыка также имеет полное право на существование – правда, лишь в том случае, когда исполнитель обладает достаточно широким кругозором и хорошим вкусом.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру