Российское телевидение отметило первую «красную дату» в новом телесезоне – День народного единства. Судя по данным соцопросов, самый молодой государственный праздник для основной массы населения – явление малопонятное. Что неудивительно: смутное время, к событиям которого отсылает нас 4 ноября, исторически и по самому определению предполагает идеологический туман и путанность в изложении событий. Тем не менее, наше ТВ не растерялось и превратило праздничный день в сплошной пропагандистский аттракцион.
В этом году страна праздновала День народного единства в четвертый раз. И надо сказать, что за прошедшие годы смысл новой даты понятнее населению не стал. Так, за несколько дней до четвёртого числа ВЦИОМ опубликовал результаты социологического опроса, посвященного новому празднику. Из него следовало, что 76% опрошенных граждан не в курсе, с какими историческими событиями связан День народного единства. 48% не знают правильного названия праздника, приходящегося на 4 ноября. Наконец, отмечать День народного единства не собираются 62% опрошенных. В общем, как иронично резюмировал один из блоггеров, «половина населения понятия не имеет, в честь чего праздник, но все равно празднует и радуется. А кто такие Минин и Пожарский, и чего там было в 1612-м - так вообще ни сном, ни духом».
Не буду оригинальным, если скажу, что многим нашим соотечественникам в эти смутно-праздничные ноябрьские дни не помешал бы элементарный ликбез на тему исторических событий четырехсотлетней давности. Есть же на московском канале «ТВЦ» весьма удачный анимационный фильм «История государства Российского», доказывающий: передачи образовательного толка могут быть интересными и «смотрибельными».
Спрашивается – что мешало руководителям наших телеканалов поставить в эфир 4 ноября внятную документальную программу о событиях 1612 года? Однако вместо вдумчивого просвещения населения телевидение занялось активной патриотической накачкой граждан.
Тон, по традиции, задал «Первый канал». Уже в 10 утра здесь был показан фильм «Офицеры». Звучащая в фильме крылатая фраза «Есть такая профессия - родину защищать» стала слоганом всего праздничного дня на «первой кнопке». По окончанию «Офицеров» канал Константина Эрнста в сотый раз продемонстрировал телеверсию «Турецкого гамбита», в которой спаситель и защитник Отечества Эраст Петрович Фандорин противостоит ордам турецко-басурманской нечисти. После же зрители могли увидеть мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - идеологически правильный анимационный продукт о еще одном защитнике Отчизны и по совместительству - участнике конкурса «Имя Россия».
А по государственному телевидению России тем временем шла документальная программа «Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой». Восседающий в кресле роскошного кабинета Никита Сергеевич Михалков своим фирменным голосом сказителя вещал нам о судьбах трех достойнейших сынов земли русской. Правда, тот факт, что эти люди являются достойнейшими в глазах Михалкова и ему подобных ревнителей монархо-аристократических ценностей, навряд ли способен повлиять на сознание всех прочих граждан. То есть тех, для кого белогвардейский генерал Деникин и ярый противник большевизма философ Ильин – не светочи и не идеалы, а просто политические и культурные деятели первой половины ХХ века (и это в лучшем случае, если не говорить об отношении к данным персонажам сторонников коммунистических идей).
И вообще: у знати свои кумиры, у простого люда – свои. Закономерно поэтому, что восторгом по поводу личностей Деникина, Ильина и Шмелева со зрителями «России» делились исключительно представители элиты: холеные американские профессора-слависты, сверкающие золотом - бриллиантами престарелые потомки русской аристократии, наконец, сам Никита Михалков. Согласитесь – к народному единству подобные программы отношения не имеют.
«НТВ» решило вспомнить о героях былых времен. Канал подготовил для аудитории внушительную обойму эпических блокбастеров: «Волкодав», «Александр. Невская битва», «Троя». Ахиллесы, патроклы, а также всякие славянские конаны-варвары из рода Серых псов прямого отношения ко Дню народного единства, конечно же, не имеют. Однако в целом выбор «НТВ» логичен: показав несколько отечественных картин о легендарных воителях, канал поддержал заданную «первой кнопкой» героическую тематику. О православно-патриотическом блокбастере «Александр. Невская битва» в данном случае можно и не говорить. Сценарий фильма, фактически, представляет собой развернутое изложение немудреных тезисов, не так давно озвученных «адвокатом» святого благоверного князя митрополитом Кириллом в ходе ток-шоу «Имя России». В своем выступлении на программе церковный иерарх изобразил Невского не просто выдающимся стратегом и полководцем, но истинным спасителем нации, защищавшим ее самобытность от различных цивилизационных угроз. Читай – от звериного оскала военной мощи Европы и духовного яда католической веры.
То же и в блокбастере. Мы видим златокудрого богатыря, выражение иконописного лика коего не меняется на протяжении всей картины – рубит ли князь ворогов поганых, распутывает ли клубок заговоров, молится ли в храме. Психологическая достоверность здесь неважна. Главное – вот он, Александр Невский - государственник, народный заступник и национальный лидер.
Отметился патриотическими картинами на историческую тематику и «Первый канал», показавший фильм Владимира Хотиненко «1612». Эта лента вышла в прокат год назад, аккурат перед 4 ноября. Тогда режиссер картины, обвиняемый скептиками в обслуживании идеологических запросов власти, едва ли не оправдывался, заявляя в прессе: мол, не получал он госзаказа снимать фильм о том, как «ляхов гнали из Кремля». Получал или нет - не так важно. Достаточно сказать, что продюсером картины выступил Никита Михалков. То есть с идеологией в ней, соответственно, все в порядке. Бородатые и статные русские воины два с лишним часа экранного времени сражаются с польской силой темною. Дежурные звезды нового российского кинематографа (вроде Михаила Пореченкова в роли князя Пожарского) изображают героев и злодеев Смутного времени. Чего еще надо зрителю?
Продолжил эфир праздничного дня «Первый канал» премьерой полной версии фильма Никиты Михалкова «12». Прокатный вариант картины длился 140 минут, фестивальный - 153. Для телепоказа приготовлены аж четыре серии, включающие дополнительные сцены. Уместным ли было подобное дробление фильма, все элементы которого пронизывает атмосфера нарастающего психологического напряжения, рассудит зритель. Нам остается заметить, что в ленте «12» Никита Сергеевич играет, по сути, самого себя. Кто не верит – включите упоминавшееся ранее ток-шоу «Имя Россия». Тот же импозантный Михалков во главе почти того же суда двенадцати присяжных. Вместо обвиняемого чеченского мальчишки – деятели российской истории.
Конечно, в праздничный день новостные передачи не могли не рассказать нам о всенародном ликовании. Зрители «Первого», например, узнали из программы «Время» много преинтересного. Здесь были и осетинские альпинисты, развернувшие на одной из горных вершин флаги России и Южной Осетии, и полные оптимизма простые граждане, абсолютно добровольно пришедшие холодным утром выходного на митинг партии власти, и счастливая молодежь из «Наших», сшившая огромное «одеяло дружбы». Про акции представителей иных политических движений - ни слова.
Пожалуй, единственным достойным зрелищем в этот день была телевизионная версия прошедшего недавно антивоенного концерта Юрия Шевчука и группы «ДДТ». Запись выступления легенд русского рока - без рекламы и сокращений - показал «Пятый канал». Уже на песне «Я получил эту роль», открывавшей сольник Юрия Юлиановича и его коллектива, прозвучали все самые главные и точные слова о нашем времени вообще и о празднике 4 ноября в частности:
Эфемерное счастье наполнило медом эфир.
Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим.
Славим радость побед, по малейшему поводу - пир.
И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.
Даже не верится, что Шевчук написал эти строки двадцать пять лет назад.
Сергей Ильченко-мл.
Фонтанка.ру
В этом году страна праздновала День народного единства в четвертый раз. И надо сказать, что за прошедшие годы смысл новой даты понятнее населению не стал. Так, за несколько дней до четвёртого числа ВЦИОМ опубликовал результаты социологического опроса, посвященного новому празднику. Из него следовало, что 76% опрошенных граждан не в курсе, с какими историческими событиями связан День народного единства. 48% не знают правильного названия праздника, приходящегося на 4 ноября. Наконец, отмечать День народного единства не собираются 62% опрошенных. В общем, как иронично резюмировал один из блоггеров, «половина населения понятия не имеет, в честь чего праздник, но все равно празднует и радуется. А кто такие Минин и Пожарский, и чего там было в 1612-м - так вообще ни сном, ни духом».
Не буду оригинальным, если скажу, что многим нашим соотечественникам в эти смутно-праздничные ноябрьские дни не помешал бы элементарный ликбез на тему исторических событий четырехсотлетней давности. Есть же на московском канале «ТВЦ» весьма удачный анимационный фильм «История государства Российского», доказывающий: передачи образовательного толка могут быть интересными и «смотрибельными».
Спрашивается – что мешало руководителям наших телеканалов поставить в эфир 4 ноября внятную документальную программу о событиях 1612 года? Однако вместо вдумчивого просвещения населения телевидение занялось активной патриотической накачкой граждан.
Тон, по традиции, задал «Первый канал». Уже в 10 утра здесь был показан фильм «Офицеры». Звучащая в фильме крылатая фраза «Есть такая профессия - родину защищать» стала слоганом всего праздничного дня на «первой кнопке». По окончанию «Офицеров» канал Константина Эрнста в сотый раз продемонстрировал телеверсию «Турецкого гамбита», в которой спаситель и защитник Отечества Эраст Петрович Фандорин противостоит ордам турецко-басурманской нечисти. После же зрители могли увидеть мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - идеологически правильный анимационный продукт о еще одном защитнике Отчизны и по совместительству - участнике конкурса «Имя Россия».
А по государственному телевидению России тем временем шла документальная программа «Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой». Восседающий в кресле роскошного кабинета Никита Сергеевич Михалков своим фирменным голосом сказителя вещал нам о судьбах трех достойнейших сынов земли русской. Правда, тот факт, что эти люди являются достойнейшими в глазах Михалкова и ему подобных ревнителей монархо-аристократических ценностей, навряд ли способен повлиять на сознание всех прочих граждан. То есть тех, для кого белогвардейский генерал Деникин и ярый противник большевизма философ Ильин – не светочи и не идеалы, а просто политические и культурные деятели первой половины ХХ века (и это в лучшем случае, если не говорить об отношении к данным персонажам сторонников коммунистических идей).
И вообще: у знати свои кумиры, у простого люда – свои. Закономерно поэтому, что восторгом по поводу личностей Деникина, Ильина и Шмелева со зрителями «России» делились исключительно представители элиты: холеные американские профессора-слависты, сверкающие золотом - бриллиантами престарелые потомки русской аристократии, наконец, сам Никита Михалков. Согласитесь – к народному единству подобные программы отношения не имеют.
«НТВ» решило вспомнить о героях былых времен. Канал подготовил для аудитории внушительную обойму эпических блокбастеров: «Волкодав», «Александр. Невская битва», «Троя». Ахиллесы, патроклы, а также всякие славянские конаны-варвары из рода Серых псов прямого отношения ко Дню народного единства, конечно же, не имеют. Однако в целом выбор «НТВ» логичен: показав несколько отечественных картин о легендарных воителях, канал поддержал заданную «первой кнопкой» героическую тематику. О православно-патриотическом блокбастере «Александр. Невская битва» в данном случае можно и не говорить. Сценарий фильма, фактически, представляет собой развернутое изложение немудреных тезисов, не так давно озвученных «адвокатом» святого благоверного князя митрополитом Кириллом в ходе ток-шоу «Имя России». В своем выступлении на программе церковный иерарх изобразил Невского не просто выдающимся стратегом и полководцем, но истинным спасителем нации, защищавшим ее самобытность от различных цивилизационных угроз. Читай – от звериного оскала военной мощи Европы и духовного яда католической веры.
То же и в блокбастере. Мы видим златокудрого богатыря, выражение иконописного лика коего не меняется на протяжении всей картины – рубит ли князь ворогов поганых, распутывает ли клубок заговоров, молится ли в храме. Психологическая достоверность здесь неважна. Главное – вот он, Александр Невский - государственник, народный заступник и национальный лидер.
Отметился патриотическими картинами на историческую тематику и «Первый канал», показавший фильм Владимира Хотиненко «1612». Эта лента вышла в прокат год назад, аккурат перед 4 ноября. Тогда режиссер картины, обвиняемый скептиками в обслуживании идеологических запросов власти, едва ли не оправдывался, заявляя в прессе: мол, не получал он госзаказа снимать фильм о том, как «ляхов гнали из Кремля». Получал или нет - не так важно. Достаточно сказать, что продюсером картины выступил Никита Михалков. То есть с идеологией в ней, соответственно, все в порядке. Бородатые и статные русские воины два с лишним часа экранного времени сражаются с польской силой темною. Дежурные звезды нового российского кинематографа (вроде Михаила Пореченкова в роли князя Пожарского) изображают героев и злодеев Смутного времени. Чего еще надо зрителю?
Продолжил эфир праздничного дня «Первый канал» премьерой полной версии фильма Никиты Михалкова «12». Прокатный вариант картины длился 140 минут, фестивальный - 153. Для телепоказа приготовлены аж четыре серии, включающие дополнительные сцены. Уместным ли было подобное дробление фильма, все элементы которого пронизывает атмосфера нарастающего психологического напряжения, рассудит зритель. Нам остается заметить, что в ленте «12» Никита Сергеевич играет, по сути, самого себя. Кто не верит – включите упоминавшееся ранее ток-шоу «Имя Россия». Тот же импозантный Михалков во главе почти того же суда двенадцати присяжных. Вместо обвиняемого чеченского мальчишки – деятели российской истории.
Конечно, в праздничный день новостные передачи не могли не рассказать нам о всенародном ликовании. Зрители «Первого», например, узнали из программы «Время» много преинтересного. Здесь были и осетинские альпинисты, развернувшие на одной из горных вершин флаги России и Южной Осетии, и полные оптимизма простые граждане, абсолютно добровольно пришедшие холодным утром выходного на митинг партии власти, и счастливая молодежь из «Наших», сшившая огромное «одеяло дружбы». Про акции представителей иных политических движений - ни слова.
Пожалуй, единственным достойным зрелищем в этот день была телевизионная версия прошедшего недавно антивоенного концерта Юрия Шевчука и группы «ДДТ». Запись выступления легенд русского рока - без рекламы и сокращений - показал «Пятый канал». Уже на песне «Я получил эту роль», открывавшей сольник Юрия Юлиановича и его коллектива, прозвучали все самые главные и точные слова о нашем времени вообще и о празднике 4 ноября в частности:
Эфемерное счастье наполнило медом эфир.
Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим.
Славим радость побед, по малейшему поводу - пир.
И уж лучше не думать, что завтра настанет за ним.
Даже не верится, что Шевчук написал эти строки двадцать пять лет назад.
Сергей Ильченко-мл.
Фонтанка.ру