Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 06 октября 2008 15:40      274

Можно ли вернуть Сенной площади приличный вид?

Сенную площадь изуродовали к юбилею Петербурга, и в этом году этому уродству исполнилось пять юбилейных лет. Вполне достаточно для того, чтобы и осознать степень безобразия. И вины тех, кто это безобразие учинил. И понять, что надо, наконец, привести площадь в порядок, ликвидировав последствия архитектурного бардака, устроенного здесь в 2003 году по проекту архитектора Д. Ловкачева («Торгпроект»). В его основе восемь бараков, которые формой и расположением напоминают концлагерь, а «Башня мира» посредине – вышку с прожекторами и вертухаями.

Наведение порядка

Под «наведением порядка» на Сенной я в данном случае понимаю не перестановку с места на место туалетов и урн или высадку дворницкого десанта и не передел собственности. Необходимо, во-первых, радикально деприватизировать территорию площади, а, во-вторых, пространство площади, бессмысленно – с градостроительной точки зрения – застроенное уродливыми бараками, заставленное кривоколесными скамьями и прочим хламом, снова сделать площадью. То есть снести весь этот псевдоархитектурный мусор, убрать пресловутую «Башню мира» и поилку для лошадей работы Тома де Томона, очистить и выявить периметр, снова высадить деревья, снести часовню, а главное – восстановить доминанту площади – церковь Успения Божией Матери, без которой правильное градостроительное решение здесь невозможно в принципе.

Не знаю, будет ли выполнено постановление правительства Петербурга от 9 сентября 2008 г., закрепившее решение Градостроительного совета о понижении высоты здания новой биржи на 26-й линии В.О., спроектированной все тем же Д. Ловкачевым (пока это постановление правительства даже не опубликовано, т.е. не вступило в силу), но все равно утверждаю, что летом 2008 года под напором народного протеста начала пробиваться новая идеология: публичного признания градостроительных и архитектурных ошибок 2002 – 2008 гг. и их исправления.

И именно сейчас вопрос о восстановлении Сенной площади с Успенской церковью на ней становится актуальным и не менее принципиальным, чем снос 12-метровой верхушки новой биржи. Пора начать преодолевать последствия «лихих 2000-х» и постепенно возвращаться к порядку – к ситуации до начала строительной вакханалии в Петербурге. В случае с Сенной площадью это тем более актуально, что в 2001 – 2002 гг., когда «Торгпроект» проектировал восстановление Сенной после ликвидации на ней стройплощадки «Метростроя», предполагалось восстановление церкви в полном объеме.

Зачем нужен Спас на Сенной?

Впрочем, прежде чем перейти к этой истории, необходимо пояснить значение Успенской церкви для Сенной площади. Это великолепно сделал архитектор Владимир Смирнов, написавший большую статью, посвященную сносу церкви в ночь с 1 на 2 февраля (с субботы на воскресенье) 1961 г.

В. В. Смирнов вспоминает про экстраординарное заседание ученого совета архитектурного факультета ЛИСИ, собранного и.о. декана факультета, историком архитектуры В. Пилявским, одновременно являвшимся сотрудником Гос. инспекции по охране памятников архитектуры (ныне КГИОП). «Выяснилось, что проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен т.н. дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. <…> Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций».

В. Смирнов отметил важное обстоятельство: в ходе обсуждений постепенно стало ясно, что церковь разрушать нельзя потому, что «Сенная площадь изначально возникла как въездная, как поворотный пункт на пути в Санкт-Петербург, соединивший “младшую столицу” с “порфироносною вдовою” <…>. Именно здесь внимание путников, уже с Пулковских высот привлекаемое блеском шпиля Петропавловского собора, изначально выбранного главным ориентиром при прокладке Московского тракта, органично переключалось на вторую по высоте после Петропавловской колокольню Спаса на Сенной в момент, когда золотой шпиль исчезал за стенами домов северного фронта застройки площади. И тогда становится понятным, зачем портик главного входа в церковь и аналогичный ему портик Кордегардии (гауптвахты) образуют своеобразные асимметричные пропилеи в устье уходящей в сторону Невского проспекта Садовой улицы, и почему Демидов переулок (ныне переулок Гривцова), начинающийся напротив Московского проспекта на противоположной стороне площади, не является его продолжением».

Это, кстати, наиболее важный момент - портики здания гауптвахты и церкви, расположенные под прямым углом друг к другу, образовывали по отношению к оси Садовой ул. угол 45 град. Как отметил в исторической справке архитектор Дмитрий Бутырин, автор проекта воссоздания Успенской церкви, «такое взаимное расположение сооружений «пропилей» как бы приглашало гостей города, зрительно начиная движение в его деловой, правительственный и торговый центр».

Соответственно уничтожение церкви привело не только к потере важнейшей доминанты центра города и Садовой ул., а также композиционного центра Сенной пл., но и к утрате «пропилей»: гауптвахта осталась в одиночестве, будучи случайно ориентирована к периметральной застройке.

Кстати, уничтожение Успенской церкви сразу перекликается с уничтожением Покровской церкви (арх. И. Старов), вследствие чего бессмысленно широкой и пустой так и осталась Покровская площадь – площадь Тургенева. Кстати, система доминант Садовой ул. делила ее на отрезки по 1,5 км: Михайловский (Инженерный) замок со шпилем церкви Михаила Архангела – Успенская церковь на Сенной – Покровская церковь в Коломне. Эти вертикали продуманно нарушали монотонность застройки Садовой ул.

В стране победившего атеизма и традиционно низкой культуры начальства понять культурное и градостроительное значение культовых учреждений было невозможно. К тому же на площади Мира на месте церкви можно было поставить наземный павильон «из стекла и бетона» новой станции метро. В результате идеологическое значение сноса как антирелигиозного мероприятия многократно усилилось ввиду содействия транспортно-техническому прогрессу. Противостоять этому не было уже никаких сил, и потому из всех технических решений было выбрано самое неблагоприятное в архитектурном отношении, а с культурной точки зрения варварское.

Шел 1961 год, два с небольшим месяца оставалось до полета Гагарина, меньше 20 лет до наступления коммунизма – зачем и кому может понадобиться эта полуразрушенная церковь?

История одного порыва

В связи с началом «перестройки и гласности» об Успенской церкви заговорили вновь. И к 2001 году, когда началось проектирование возрождаемой Сенной площади (до 4 октября 1991 г. – пл. Мира), уже было вполне очевидно, что без доминанты в виде Успенской церкви площадь архитектурно не «собрать». Тем более что усилиями историка архитектуры Ю. Денисова было установлено, что автором проекта церкви является архитектор Андрей Васильевич Квасов, наиболее крупный по своему дарованию представитель школы М. Земцова. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами.

Шла подготовка к 300-летию, и вдруг возник порыв - церковь на площади восстановить. Предпроектное предложение подготовил институт «Торгпроект». Сейчас даже странно смотреть на такие разумные предложения.

Для истории отмечу два документа. Во-первых, разрешительное письмо на разработку комплексного проекта инженерных сетей и дорог Сенной пл. (от 13.05.1999 № 1-1-2772/9), подписанное председателем КГА О. Харченко. «Комитет… в целях максимального освобождения ценных в градостроительном плане территорий от стройплощадок метрополитена… разрешает… разработку комплексного проекта инженерных сетей, дорог и благоустройства Сенной площади… При проектировании учесть… восстановление храма в восточной части площади».

Во-вторых, для истории представляет интерес письмо, подписанное О. Харченко от 19.02.2001 (№ (1-4-1549/1232). «По поручению губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева от 23.01.2001 КГА рассмотрел вопрос о воссоздании здания церкви Успения… и разрешает разработать предпроектные проработки по воссозданию указанного здания. На сопредельном участке расположена зона реконструкции и развития вестибюля станции метро «Сенная», проектируется размещение коммерческого центра и часовни церкви Успения… в соответствии с распоряжением губернатора СПб от 27.11.2000 № 1227-р “О проектировании и строительстве здания коммерческого центра по адресу: Сенная пл., 2 (ул. Ефимова, 2)»… Предпроектные проработки разработать с учетом градостроительной значимости местоположения участка в формировании ансамбля Сенной площади… Провести информирование населения и учет мнения граждан в связи с намечаемым воссозданием здания церкви…».

К декабрю 2001 г. предпроектное предложение было подготовлено, 11 декабря О. Харченко его согласовал (подпись, дата, круглая печать КГА).

Второй документ (письмо от 19.02.2001) заслуживает комментария. Уже по нему видно, что правая рука не хочет знать, чего делает левая. О какой часовне на месте уничтоженной церкви может идти речь, если предполагается восстановление самой церкви? Почему коммерческий центр проектируется независимо от плана восстановления церкви, не следует ли срочно внести коррективы в размеры и вид фасада этого коммерческого центра? И, кстати, я не помню, чтобы в 2001 – 2002 годах проводилось информирование населения на предмет воссоздания церкви.

Судя по письму, можно предположить, что О. Харченко всерьез и не собирался воссоздавать Успенскую церковь. Иначе бы проектировщикам воссоздания церкви не предписывалось бы учитывать наличие часовни. Все должно было бы быть наоборот: проектировщикам коммерческого центра следовало учитывать объем церкви. Однако на дворе был уже 2001 год, и несмотря на внезапное массовое воцерковление, поклонялись не Богу, а маммоне: главными все равно были храмы коммерции, торговые и развлекательные комплексы.

В этом смысле неверно говорить, что церковь на Сенной к 300-летию не восстановили. Восстановили! Но только ею оказался не Успенский собор, а ТРК «ПИК». Помните советский анекдот: из ворованных на заводе деталей пытались собрать швейную машинку, а получался только пулемет. Хотели построить церковь, а получился только ТРК.

Проект Бутырина

Проект предусматривал поэтапное восстановление церкви точно на старом месте. При этом предлагалось перенести наземный вестибюль станции метро «Сенная», поскольку он накладывался на место, где стояла церковь. Но, учитывая задержку с переносом наземного вестибюля, Бутырин предложил тогда начать воссоздание на первом этапе с возведения западной части – колокольни с помещениями притвора. Это сразу обеспечивало доминанту площади и «пропилеи», образуемые «зарифмованными» гауптвахтой и портиком западного фасада храма. На третьем ярусе колокольни предусматривалась видовая площадка.

На втором этапе храм воссоздается в том виде, какой он имел в 1830-е – 1860-е гг. Бутырин предусмотрел обширные подвальные объемы, который могли бы включить зал заседаний, книгохранилище, архив, библиотеку, трапезные и кухню, художественную мастерскую и прочие служебные помещения.

На иллюстрациях видно, что помимо храма предложено восстановить здание на пересечении ул. Ефимова и Сенной пл., которое бы, с одной стороны, прикрыло стеклянный фасад ТРК «ПИК», не соответствующий периметральной застройке стилистически (восходя по облику к типовому советскому кинотеатру для районов новостроек 1970-х гг.), а, с другой стороны, внутри себя содержало бы выходы из станций метро «Сенная» (после сноса существующего наземного павильона, не представляющего никакой ценности) и «Сенная-II».

Это оптимальное решение, кстати, предлагалось еще в 1960 году: понизить станцию «Сенная» (тогда «Площадь Мира») на 5 метров – до того уровня, на котором расположена станция «Садовая». Тогда не надо было бы сносить церковь и воздвигать стекляшку наземного павильона. Но такое решение в то время было идеологически неприемлемым.
Короче говоря, в 2001 году был предложен очень внятный и рациональный проект, исходящий из того, что надо, наконец, восстановить одну из главных площадей Петербурга, по недомыслию превращенную в помойку.

Если Бога нет, то все дозволено

Прошло семь лет, а помойка как была, так и есть, только в ином виде.

Что произошло, почему и как от первоначальных планов отказались, остается точно неизвестным. Прежде всего, не хватило, я думаю, культуры, которая, как писал когда-то Фрейд, есть вещь неудобная. В том смысле, что накладывает ограничения. А если без них? Тогда все дозволено. И чиновники, почуяв запах денег, о церкви автоматически забыли. Осведомленные люди мне рассказывали в 2003-м, что самым вкусным в том большом пироге, которым была Сенная площадь, являлось деление территории на лоты и торги. Причем при реновации Сенной так увлеклись, что продали не только лоты на аренду под магазины и офисы, но и лоты на территорию самой площади.

Забавную картинку с натуры сохранила для истории газета «Известия». Летом 2002 г. идет некое совещание. «У нас нет плана-графика реконструкции Сенной площади», - заявил Игорь Мясников, начальник отдела районного хозяйства Адмиралтейской райадминистрации. Вчера на специальном совещании в администрации района выяснилось, что у предъюбилейной реконструкции Сенной есть общий план, проект, подрядчики, но нет четкой даты завершения масштабных работ. В 1998 году специалисты разбили реконструкцию Сенной на три этапа. К юбилею города собираются закончить первый – работы на самой площади. Второй этап - обновление прилегающих к площади территорий – рассчитан до 2008 года. Третий этап - совершенно самостоятельный: восстановление церкви Успения Богородицы…

- К юбилею города рядом с метро не будут строить памятную часовню, - заявил на совещании Владимир Ловкачев, директор Петербургского государственного института по проектированию предприятий торговли и общественного питания Минторга РФ (Торгпроект). - Это кощунственно - ставить часовню в память об уничтоженной церкви. К юбилею решено восстановить портик - такой же, как здание бывшей гауптвахты… Сначала хотели убрать с Сенной торговлю. Потом решили поставить павильоны. Только в марте новый проект был согласован…».

Заметим: о восстановлении колокольни и помещения притвора с портиком западного фасада речь уже не идет, говорится только о портике, но потом и его решили не делать. Поначалу о торговых павильонах и речи не было – а в итоге только их и возвели, да еще восемь штук. Все решалось на ходу, без царя в голове, следуя курсом, который указывали денежные потоки. Воссоздание церкви было отнесено за горизонт – после 2008 года. Ну вот теперь, кстати, это время как раз и пришло.

Михаил Золотоносов,
Город 812

P.S. Чтоб не забыть. При наведении порядка на Сенной надо восстановить облик дома на пересечении Спасского пер. и Садовой ул., только что незаконно надстроенный двумя этажами (новое строительство в Объединенной охранной зоне запрещено), поскольку надстройка нарушает соотношение вертикальных отметок церкви и окружающих зданий. А заодно восстановить в исходном виде башенку дома 1 по Московскому пр., которую после капремонта заменили какой-то глупой самоделкой (между прочим, это дом Я. И. Перетца, построенный в 1907 – 1908 гг.; включен в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую… ценность» согласно приказу КГИОП от 20.02.2001 № 15).