На российские экраны вышел долгожданный фильм-мюзикл «Mamma Mia», уже собравший в мировом прокате 400 миллионов долларов. Да, 50-миллионный бюджет, да, лучшая актриса мира Мерил Стрип в главной роли, а в дуэте с ней экс-агент 007 Пирс Броснан, да, несравненные хиты группы ABBA… При таких составляющих фильм «Mamma Mia» был обречен на коммерческий успех! Но успех творческий не купишь ни за какие деньги, и его фильму «Mamma Mia» принесли три женщины, оставшиеся за кадром – продюсер Джуди Креймер, автор сценария Кэтрин Джонсон и режиссер Филлида Ллойд.
О женском возрасте говорить не принято, однако все эти дамы примерно одного поколения, того же, что и главная героиня фильма «Mamma Mia» Донна Шеридан (Мерил Стрип). А стало быть, их молодость была пропитана мелодиями группы АВВА, под которые они танцевали, влюблялись, были счастливы. Но, став взрослыми «тетеньками», добившись успеха в шоу-бизнесе, они не растеряли любви к музыке своей юности и вложили в проект «Mamma Mia» всю свою душу. Изначально идея родилась в голове лондонского продюсера Джуди Креймер, что в начале 80-х успела поработать с такими китами искусства мюзикла, как Камерон Макинтош и Тим Райс, а в 1984 году встретилась еще и с Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом, легендарными музыкантами АВВА для постановки мюзикла «Шахматы». 13 лет она вынашивала идею о создании проекта «Mamma Mia», пока, наконец, не получила добро от Бенни и Бьорна, которые отказывали всем, боясь, что подобный проект бросит тень на светлое имя АВВА. Но перед натиском и преданностью Джуди устоять не смогли. Тогда она втянула в эту историю драматурга и сценариста Кэтрин Джонсон, объяснив, что нужно сделать не мюзикл об истории группы АВВА (что само по себе было бы тоже интересно!), а придумать оригинальный сюжет, построенный вокруг знаменитых песен. Нужно было придумать современную, ироничную, романтическую историю. И Джуди с Кэтрин придумали такое, что даже Бьорн с Бенни ахнули!
…Действие происходит на солнечном греческом острове. 20-летняя Софи Шеридан собралась замуж и мечтает о том, чтобы свадебная церемония прошла торжественно и красиво. Для этого не хватает самой малости – отца. Ведь именно он должен отвести невесту к алтарю, а Софи не знает, кто ее отец, так как ее мать Донна хранит это в секрете. Правда, она и сама толком не знает, кто же отец единственной дочурки… Софи находит старый дневник матери, где Донна описывает свой бурный период, где на три недели нашлось место сразу трем мужчинам. Невеста понимает, что каждый из них мог быть ее отцом. Тогда Софи решает отправить приглашения на свадьбу сразу трем претендентам! Тут и начинается вся эта милая и солнечная кутерьма - под хиты АВВА. Идея настолько понравилась режиссеру Филлиде Ллойд, что она отложила свои оперные, драматические проекты (а она режиссер с очень серьезным мировым именем, ставила оперы и драмы в Лондоне, Париже) и тоже «впала в юность». Интересно, что на репетициях мюзикла Филлида на полном серьезе рассказывала актерам, что, на самом деле, Андерсон и Ульвеус написали этот мюзикл много лет назад, просто сначала решили выпустить песни! И все, раскрыв рты, верили: так лихо сюжет мюзикла и песни переплелись, что казалось, всегда существовали вместе. Кроме того, Бенни с Бьорном пошли на неслыханные уступки: они сами «шлифовали» свои классические хиты, чтобы те подходили под сюжет мюзикла, меняя тексты и аранжировки. Но чаще всего и менять ничего не приходилось: так, баллада «Slipping Through My Fingers» («Сквозь пальцы»), которую Бьорн написал к семилетию своей дочери Линды, легла в основу трогательной сцены матери и дочери, когда Донна помогает Софи надеть свадебное платье.
Впервые мюзикл «Mamma Mia» был поставлен в апреле 1999-го в Англии, а вскоре уже добрался до США (Мерил Стрип увидела его на Бродвее, в 2001 году, после крушения башен-близнецов, и именно мюзикл стал тогда для нее лучом солнца и надежды), а также Германии, Испании, Японии, Швеции. В 2006 году состоялась премьера и в Москве, где спектакль шел в каждодневном режиме почти два года (это рекорд для российской сцены!), и, между прочим, в нем блистали питерские артисты Наталья Сорокина, Андрей Бирин, Нина Семенова. За время мирового проката спектакль был поставлен в 140 городах, собрав аудиторию 27 (!) миллионов зрителей. И это произошло не в 70-80-е годы, когда во всем мире наблюдался бум интереса к мюзиклам, а в наше время, когда налицо все признаки кризиса жанра.
Казалось бы, фильм по следам столь яркого спектакля не мог не родиться, но опять потребовались годы, чтобы три женщины сумели убедить Бенни и Бьорна в том, что киноверсия не бросит тень уже не только на святое имя АВВА, но и на славное имя спектакля «Mamma Mia». В итоге Бенни Андерсен (для него это дебют!) стал сопродюсером картины, причем тщательнейшим образом контролировал весь процесс, особенно музыкальную сторону. Никто не сомневался, что мегазвезды Мерил Стрип и Пирс Броснан сыграют на высочайшем уровне, но вот как они споют хиты АВВА, никто не представлял. Мерил и Пирс – это же не Мадонна с Бандеросом, у них не было никакого музыкально-эстрадного прошлого… Бенни Андерсон стал персональным педагогом по вокалу для Мерил и Пирса, и только ему одному известно, каких трудов стоило заставить актеров зазвучать приемлемо. Сказать, что у них все получилось блестяще – покривить душой. Когда Мерил Стрип в фильме впервые открыла рот и запела «Money, money, мoney», пришлось долго привыкать к ее глуховатому тембру (одна из самых ярких характеристик оригинального вокала АВВА как раз заключена в его «звонкости»), к тяжеловатым интонациям. А уж когда агент 007 заголосил «S.O.S.», то зал просто захохотал! Это действительно то еще зрелище – Броснан, поющий АВВА (ну, все равно, что Миша Пореченков запел бы «Я встретил вас»!). Но актеры они великолепные: Мерил не боится в начале фильма быть похожей больше на ведьму, чем на предмет вожделения трех мужчин, а Пирс только с виду кажется увальнем, но на самом деле - не он такой, а его персонаж – растерявшийся с годами герой-любовник… Постепенно мои уши привыкали к новым тембрам, к актерскому вокалу, к тому же «АББу» петь очень удобно даже непрофессионалу, а тем более в студии, под руководством такого музыкального продюсера. К тому же вокал в фильме, в отличие от спектакля, задвинут на второй план, зато в саундтреке внимательный слушатель обнаружит массу интересных инструментальных находок. Андерсону явно не наскучили свои же хиты, и он экспериментирует со струнными и духовыми инструментами, в том числе национальными греческими, в его оркестровках много тонкого юмора.
Фильм идет 108 минут, спектакль же длился 150 минут. Для миллионов поклонников музыки АВВА и спектакля эти минус 42 минуты, конечно же, большая потеря. Понимая это, создатели фильма пошли по пути сокращения диалогов и танцевальных фрагментов. К сожалению, танцев в фильме явно мало! Яркой получилась массовая сцена танцев на дощатом причале под «Dancing Queen», а вот номер «Voulez-Vous», который, по словам Мерил Стрип, актерская группа репетировала с хореографом три недели, проводя по восемь часов в день в студии, в экранной версии как-то «зажат», скомкан.
Интересно, что хотя на роль Донны была приглашена американская актриса, но Мерил Стрип – явно не голливудский стандарт, и она органично вписалась в европейскую команду, которая, собственно, и создавала «Mamma Mia». Это очень важно, что у картины английские корни, что главным оператором фильма, снятого на греческом острове, стал не кто иной, как Харрис Замбарлукос, мастер с греческими корнями. Да, АВВА – одна из самых успешных поп-групп всех времен и народов, тираж их альбомов по миру – 350 миллионов экземпляров, они покорили все страны, включая Штаты, но изначально – это не американский стандарт. И страшно подумать, какой суррогат мог бы получиться из «Mamma Mia», возьмись за него умельцы из Голливуда, для кого бог и царь кинематографа – коммерческий успех. Но, к счастью, три скромные английские леди Джуди, Кэтрин и Филлида, оставшиеся за кадром, не отдали свое «дитя» на растерзание акулам шоу- и кинобизнеса… Вот и фильм получился не просто кассовым, а романтичным, солнечным, ироничным - не пустым.
Михаил Антонов,
Фонтанка. ру
О женском возрасте говорить не принято, однако все эти дамы примерно одного поколения, того же, что и главная героиня фильма «Mamma Mia» Донна Шеридан (Мерил Стрип). А стало быть, их молодость была пропитана мелодиями группы АВВА, под которые они танцевали, влюблялись, были счастливы. Но, став взрослыми «тетеньками», добившись успеха в шоу-бизнесе, они не растеряли любви к музыке своей юности и вложили в проект «Mamma Mia» всю свою душу. Изначально идея родилась в голове лондонского продюсера Джуди Креймер, что в начале 80-х успела поработать с такими китами искусства мюзикла, как Камерон Макинтош и Тим Райс, а в 1984 году встретилась еще и с Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом, легендарными музыкантами АВВА для постановки мюзикла «Шахматы». 13 лет она вынашивала идею о создании проекта «Mamma Mia», пока, наконец, не получила добро от Бенни и Бьорна, которые отказывали всем, боясь, что подобный проект бросит тень на светлое имя АВВА. Но перед натиском и преданностью Джуди устоять не смогли. Тогда она втянула в эту историю драматурга и сценариста Кэтрин Джонсон, объяснив, что нужно сделать не мюзикл об истории группы АВВА (что само по себе было бы тоже интересно!), а придумать оригинальный сюжет, построенный вокруг знаменитых песен. Нужно было придумать современную, ироничную, романтическую историю. И Джуди с Кэтрин придумали такое, что даже Бьорн с Бенни ахнули!
…Действие происходит на солнечном греческом острове. 20-летняя Софи Шеридан собралась замуж и мечтает о том, чтобы свадебная церемония прошла торжественно и красиво. Для этого не хватает самой малости – отца. Ведь именно он должен отвести невесту к алтарю, а Софи не знает, кто ее отец, так как ее мать Донна хранит это в секрете. Правда, она и сама толком не знает, кто же отец единственной дочурки… Софи находит старый дневник матери, где Донна описывает свой бурный период, где на три недели нашлось место сразу трем мужчинам. Невеста понимает, что каждый из них мог быть ее отцом. Тогда Софи решает отправить приглашения на свадьбу сразу трем претендентам! Тут и начинается вся эта милая и солнечная кутерьма - под хиты АВВА. Идея настолько понравилась режиссеру Филлиде Ллойд, что она отложила свои оперные, драматические проекты (а она режиссер с очень серьезным мировым именем, ставила оперы и драмы в Лондоне, Париже) и тоже «впала в юность». Интересно, что на репетициях мюзикла Филлида на полном серьезе рассказывала актерам, что, на самом деле, Андерсон и Ульвеус написали этот мюзикл много лет назад, просто сначала решили выпустить песни! И все, раскрыв рты, верили: так лихо сюжет мюзикла и песни переплелись, что казалось, всегда существовали вместе. Кроме того, Бенни с Бьорном пошли на неслыханные уступки: они сами «шлифовали» свои классические хиты, чтобы те подходили под сюжет мюзикла, меняя тексты и аранжировки. Но чаще всего и менять ничего не приходилось: так, баллада «Slipping Through My Fingers» («Сквозь пальцы»), которую Бьорн написал к семилетию своей дочери Линды, легла в основу трогательной сцены матери и дочери, когда Донна помогает Софи надеть свадебное платье.
Впервые мюзикл «Mamma Mia» был поставлен в апреле 1999-го в Англии, а вскоре уже добрался до США (Мерил Стрип увидела его на Бродвее, в 2001 году, после крушения башен-близнецов, и именно мюзикл стал тогда для нее лучом солнца и надежды), а также Германии, Испании, Японии, Швеции. В 2006 году состоялась премьера и в Москве, где спектакль шел в каждодневном режиме почти два года (это рекорд для российской сцены!), и, между прочим, в нем блистали питерские артисты Наталья Сорокина, Андрей Бирин, Нина Семенова. За время мирового проката спектакль был поставлен в 140 городах, собрав аудиторию 27 (!) миллионов зрителей. И это произошло не в 70-80-е годы, когда во всем мире наблюдался бум интереса к мюзиклам, а в наше время, когда налицо все признаки кризиса жанра.
Казалось бы, фильм по следам столь яркого спектакля не мог не родиться, но опять потребовались годы, чтобы три женщины сумели убедить Бенни и Бьорна в том, что киноверсия не бросит тень уже не только на святое имя АВВА, но и на славное имя спектакля «Mamma Mia». В итоге Бенни Андерсен (для него это дебют!) стал сопродюсером картины, причем тщательнейшим образом контролировал весь процесс, особенно музыкальную сторону. Никто не сомневался, что мегазвезды Мерил Стрип и Пирс Броснан сыграют на высочайшем уровне, но вот как они споют хиты АВВА, никто не представлял. Мерил и Пирс – это же не Мадонна с Бандеросом, у них не было никакого музыкально-эстрадного прошлого… Бенни Андерсон стал персональным педагогом по вокалу для Мерил и Пирса, и только ему одному известно, каких трудов стоило заставить актеров зазвучать приемлемо. Сказать, что у них все получилось блестяще – покривить душой. Когда Мерил Стрип в фильме впервые открыла рот и запела «Money, money, мoney», пришлось долго привыкать к ее глуховатому тембру (одна из самых ярких характеристик оригинального вокала АВВА как раз заключена в его «звонкости»), к тяжеловатым интонациям. А уж когда агент 007 заголосил «S.O.S.», то зал просто захохотал! Это действительно то еще зрелище – Броснан, поющий АВВА (ну, все равно, что Миша Пореченков запел бы «Я встретил вас»!). Но актеры они великолепные: Мерил не боится в начале фильма быть похожей больше на ведьму, чем на предмет вожделения трех мужчин, а Пирс только с виду кажется увальнем, но на самом деле - не он такой, а его персонаж – растерявшийся с годами герой-любовник… Постепенно мои уши привыкали к новым тембрам, к актерскому вокалу, к тому же «АББу» петь очень удобно даже непрофессионалу, а тем более в студии, под руководством такого музыкального продюсера. К тому же вокал в фильме, в отличие от спектакля, задвинут на второй план, зато в саундтреке внимательный слушатель обнаружит массу интересных инструментальных находок. Андерсону явно не наскучили свои же хиты, и он экспериментирует со струнными и духовыми инструментами, в том числе национальными греческими, в его оркестровках много тонкого юмора.
Фильм идет 108 минут, спектакль же длился 150 минут. Для миллионов поклонников музыки АВВА и спектакля эти минус 42 минуты, конечно же, большая потеря. Понимая это, создатели фильма пошли по пути сокращения диалогов и танцевальных фрагментов. К сожалению, танцев в фильме явно мало! Яркой получилась массовая сцена танцев на дощатом причале под «Dancing Queen», а вот номер «Voulez-Vous», который, по словам Мерил Стрип, актерская группа репетировала с хореографом три недели, проводя по восемь часов в день в студии, в экранной версии как-то «зажат», скомкан.
Интересно, что хотя на роль Донны была приглашена американская актриса, но Мерил Стрип – явно не голливудский стандарт, и она органично вписалась в европейскую команду, которая, собственно, и создавала «Mamma Mia». Это очень важно, что у картины английские корни, что главным оператором фильма, снятого на греческом острове, стал не кто иной, как Харрис Замбарлукос, мастер с греческими корнями. Да, АВВА – одна из самых успешных поп-групп всех времен и народов, тираж их альбомов по миру – 350 миллионов экземпляров, они покорили все страны, включая Штаты, но изначально – это не американский стандарт. И страшно подумать, какой суррогат мог бы получиться из «Mamma Mia», возьмись за него умельцы из Голливуда, для кого бог и царь кинематографа – коммерческий успех. Но, к счастью, три скромные английские леди Джуди, Кэтрин и Филлида, оставшиеся за кадром, не отдали свое «дитя» на растерзание акулам шоу- и кинобизнеса… Вот и фильм получился не просто кассовым, а романтичным, солнечным, ироничным - не пустым.
Михаил Антонов,
Фонтанка. ру