Слушания по проекту Правил землепользования и застройки в Приморском районе побили все рекорды этого сезона обсуждений – они продлились четыре с половиной часа. Мероприятие проходило по программе «все включено» - были и эмоциональные выступления в стиле митингов 90-х годов, и разговоры о наболевших проблемах, и юридический ликбез, и попытки публичного сведения личных счетов, и выяснения «есть ли у архитекторов совесть», и вполне профессиональная критика нового проекта ПЗЗ. Администрация района демонстрировала чудеса наивности и проявляла удивительную неосведомленность и о том, что происходит в районе, и о цели и характере мероприятия. Жители района, сидевшие в зале, с удовольствием обсуждали – кого из сидящих в президиуме надо уволить за профнепригодность.
Обеспечим в лучшем виде
Техническое обеспечение слушаний было на высоте – на нескольких довольно больших плазменных экранах демонстрировали обсуждаемые квадраты территории, причем показанные в нормальном, пригодном для работы, масштабе. В зале были установлены целых два микрофона, и они не отключались во время выступлений. Охраняли слушания немногочисленные сотрудники милиции, зато перед входом в здание администрации дежурило несколько машин «Скорой помощи» - об этом сообщил ведущий обсуждение Игорь Гудзенко, заместитель главы администрации Приморского района, туманно добавив: «Мало ли что…». В зале даже предусмотрительно выставили столики с минеральной водой – для ораторов. То, что никаких объявлений о месте и времени слушаний администрация не вывесила и необходимость преодолевать турникет и охрану для того, чтобы посмотреть на экспозицию, на фоне такого высокого уровня проведения мероприятия воспринималось как мелочь, не заслуживающая внимания.
Вопросы, задававшиеся слушателями, были вполне типичны для всех районов города – попытка сохранить зеленые зоны, замена некоторых функциональных зон, попытки противостоять повышению высотности и уплотнительной застройке, привести в соответствие временные регламенты застройки и ПЗЗ, а также, разумеется, обсуждение права собственности на землю. Игорь Гудзенко продемонстрировал свое незнание распоряжения главы Комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова о том, что на любом из районных слушаний могут и должны обсуждаться проблемы не только конкретного района, но и всего города в целом – вопросы по другим районам не обсуждались, а выступления на тему происходящего в центре города и в соседнем Выборгском районе пресекались. Впрочем, представители КГА в Приморском районе почему-то не появились – проект ПЗЗ представляли только сотрудники ЗАО «НИПИград».
В Приморском районе, как сообщил собравшимся Борис Николащенко, руководитель 1-й мастерской НИИ Генплана, регламентируется только 15% его территории – узкая полоса вдоль набережной, которая находится в зоне регулируемой застройки: здесь установлен предельный высотный параметр 18 метров, в устье Черной речки отмечено превышение высоты – до 42 метров, но именно эта высотка, как выяснилось, будет замыкать визуальный коридор Петропавловской крепости. Подлежит регламентированию часть северных территорий района – высоты 26 и 30 метров, местами допускается 60 метров, а также зоны Старой и Новой деревни, Коломяг (10-13 метров, иногда допускается 18 метров, на части территории Коломяг разрешено строительство зданий высотой 20-30 метров), а также поселки, в которых решено сохранить «своеобразие сложившейся застройки» - Каменка, Конная Лахта, Ольгино и Лисий Нос. Зона 8 – место расположения высотного кластера – предусмотрена в районе Пьяной Гавани, минимальная высота зданий на том участке – 160 метров. Впрочем, еще во время обсуждения Борис Николащенко согласился отменить разрешение на высотную застройку этой территории .
Судьи нарушили регламент
Во время его выступления выяснилось, что высотный регламент в районе грубо нарушен – на улице Савушкина, 25 выcтроен дом для сотрудников Конституционного суда. Как сообщили жители, проект предусматривал строительство 16-этажного здания. Сейчас на улице Савушкина – рядом с усадьбой Шишмарева, православной церковью и храмом Будды - красуется дом с 25-этажной башней.
«Дом проектируется с 2000 года, когда еще не было даже предыдущей версии высотного регламента, - объяснил Николащенко. – А дали разрешение строить потому, что граница охраны памятников истории и культуры была проведена по улице Савушкина. Да, плохо сработали – получилось так…» «У нас много таких домов», - в утешение жителям добавил он. Правда, как тут же сообщили выступавшие, представляющие сообщество проживающих на Дибуновской улице, дом построен с нарушением согласованного проекта. «Когда проходили общественные слушания, мы были против, когда дом строили, мы обращались даже к президенту, указывали, что нарушена высотность», - рассказала Татьяна Лобода. «Надо за нарушение закона виновных сажать в тюрьму», - с большим удовольствием посоветовали из зала, но комментариев со стороны президиума на эту реплику не последовало.
И не только они
Превышение всех установленных высот обнаружилось и в поселке Коломяги, где начато строительство пятиэтажных зданий сразу в четырех местах. «Не может быть, - отреагировал на это сообщение Игорь Гудзенко. – Это же нарушение закона!» По всей видимости, о том, что практически вся застройка территории Коломяг ведется без разрешительных документов, заместитель главы администрации не осведомлен. К слову, строительство ведется на литориновом утесе, который считается природным памятником.
О проектах высотных зданий, которые запланировано возвести в районе Комендантской площади, оказались не осведомлены ни Игорь Гудзенко, ни даже главный архитектор Приморского района Александр Белов. Напомним, проект ООО «Мегалит», предполагающий построить на площади здание 130-метровой высоты, был одобрен Градостроительным советом 4 августа 2008 года.
Прозвучали и протесты против уплотнительной застройки. «Вы еще не разобрались с Камышовой лицей, а уже начали строить по такой схеме здание на Сердобольской», - возмутилась Анна Смирнова, проживающая по адресу Сердобольская, 9. В ответ на это Игорь Гудзенко, уклонившись от темы Камышовой, сообщил, что на Сердобольской нет никакой уплотнительной застройки, а идет обыкновенное строительство внутри квартала. Почему-то его слова были восприняты залом крайне неадекватно.
«За идиотов нас cчитает», - полуутвердительно произнесла дама пенсионного возраста, сидящая позади корреспондента «Фонтанки». «Именно за них», - ответила ей соседка, а сидящие впереди живо принялись обсуждать тему «Надо было идти в субботу на митинг за сохранение города». Но, возможно, корреспонденту «Фонтанки» просто не повезло с соседями.
Защитники зеленых насаждений были представлены тремя коллективами – движением «Сохраним Юнтолово», инициативной группой в защиту Мартыновского сквера и защитниками Приморского парка. По странной причине все зеленые территории после составления проекта ПЗЗ довольно сильно уменьшились в размерах, а на территории, представляющей буферную зону Юнтоловского заказника, оказалось запланировано высотное строительство. Попутно обсудили собравшиеся и вопрос о Суздальских озерах, где последовательно и неизменно на протяжении десяти лет нарушается Водный кодекс – жители района лишены доступа к воде, поскольку участки всех коттеджей захватывают береговую линию.
Самый большой протест вызвал проект создания магистрали № 32, соединяющей озеро Долгое с будущим кварталом «Медвежья лапа», которая по проекту проходит через поселок Лахта и делит его на две части - при этом около 40 домов попадают в зону сноса. В ответ на требования жителей поселка пересмотреть проект, Александр Березкин, начальник управления КГА, заявил: «В любом районе размещение скоростной магистрали вызовет протесты – никто не хочет получить скоростную трассу у себя под окном». Попытки владельцев обреченных зданий объяснить, что «под окно» все же отличается от «вместо дома», были сочтены неубедительными. Не ответили разработчики ПЗЗ и на вопрос с места: «А как фамилия того человека, который проектировал эту трассу и Западный скоростной диаметр». Единственные сведения, которых смогла добиться интересовавшаяся – интеллигентного вида женщина примерно пятидесяти лет — были: «работала у нас в составе нашего института транспортная группа».
Своеобразную черту под всеми дискуссиями подвел заместитель главы муниципального образования «Лахта-Ольгино» Владимир Плотницкий, передавший в президиум поправки к проекту ПЗЗ на трех страницах. В них содержались требования пересмотреть проект магистрали 32, восстановление буферной зоны Юнтоловского заказника и восстановление его границ, выделение санитарно-защитной зоны ЗСД, концепция сохранения историко-культурного наследия и даже альтернативный проект развития дорожной сети. Его выступление было встречено громовыми аплодисментами зала и оказалось единственной темой, которую расходившиеся с мероприятия обсуждали между собой.
Всего с поправками к проекту выступили четыре человека. Каждое выступление сопровождалось заботливым комментарием Игоря Гудзенко. «Зачем Вы тратите время. Вам же все равно придется подавать все это в письменном виде», - доброжелательно комментировал он поправки. То ли по этой причине, то ли потому, что после Плотницкого добавить было уже больше нечего (он учел абсолютно все пожелания), но энтузиазм криков быстро сошел на нет. Впрочем, ответа на самый волнующий вопрос: «А как ПЗЗ улучшат нашу жизнь, а не жизнь застройщиков?» - никто получить не сумел.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Обеспечим в лучшем виде
Техническое обеспечение слушаний было на высоте – на нескольких довольно больших плазменных экранах демонстрировали обсуждаемые квадраты территории, причем показанные в нормальном, пригодном для работы, масштабе. В зале были установлены целых два микрофона, и они не отключались во время выступлений. Охраняли слушания немногочисленные сотрудники милиции, зато перед входом в здание администрации дежурило несколько машин «Скорой помощи» - об этом сообщил ведущий обсуждение Игорь Гудзенко, заместитель главы администрации Приморского района, туманно добавив: «Мало ли что…». В зале даже предусмотрительно выставили столики с минеральной водой – для ораторов. То, что никаких объявлений о месте и времени слушаний администрация не вывесила и необходимость преодолевать турникет и охрану для того, чтобы посмотреть на экспозицию, на фоне такого высокого уровня проведения мероприятия воспринималось как мелочь, не заслуживающая внимания.
Вопросы, задававшиеся слушателями, были вполне типичны для всех районов города – попытка сохранить зеленые зоны, замена некоторых функциональных зон, попытки противостоять повышению высотности и уплотнительной застройке, привести в соответствие временные регламенты застройки и ПЗЗ, а также, разумеется, обсуждение права собственности на землю. Игорь Гудзенко продемонстрировал свое незнание распоряжения главы Комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова о том, что на любом из районных слушаний могут и должны обсуждаться проблемы не только конкретного района, но и всего города в целом – вопросы по другим районам не обсуждались, а выступления на тему происходящего в центре города и в соседнем Выборгском районе пресекались. Впрочем, представители КГА в Приморском районе почему-то не появились – проект ПЗЗ представляли только сотрудники ЗАО «НИПИград».
В Приморском районе, как сообщил собравшимся Борис Николащенко, руководитель 1-й мастерской НИИ Генплана, регламентируется только 15% его территории – узкая полоса вдоль набережной, которая находится в зоне регулируемой застройки: здесь установлен предельный высотный параметр 18 метров, в устье Черной речки отмечено превышение высоты – до 42 метров, но именно эта высотка, как выяснилось, будет замыкать визуальный коридор Петропавловской крепости. Подлежит регламентированию часть северных территорий района – высоты 26 и 30 метров, местами допускается 60 метров, а также зоны Старой и Новой деревни, Коломяг (10-13 метров, иногда допускается 18 метров, на части территории Коломяг разрешено строительство зданий высотой 20-30 метров), а также поселки, в которых решено сохранить «своеобразие сложившейся застройки» - Каменка, Конная Лахта, Ольгино и Лисий Нос. Зона 8 – место расположения высотного кластера – предусмотрена в районе Пьяной Гавани, минимальная высота зданий на том участке – 160 метров. Впрочем, еще во время обсуждения Борис Николащенко согласился отменить разрешение на высотную застройку этой территории .
Судьи нарушили регламент
Во время его выступления выяснилось, что высотный регламент в районе грубо нарушен – на улице Савушкина, 25 выcтроен дом для сотрудников Конституционного суда. Как сообщили жители, проект предусматривал строительство 16-этажного здания. Сейчас на улице Савушкина – рядом с усадьбой Шишмарева, православной церковью и храмом Будды - красуется дом с 25-этажной башней.
«Дом проектируется с 2000 года, когда еще не было даже предыдущей версии высотного регламента, - объяснил Николащенко. – А дали разрешение строить потому, что граница охраны памятников истории и культуры была проведена по улице Савушкина. Да, плохо сработали – получилось так…» «У нас много таких домов», - в утешение жителям добавил он. Правда, как тут же сообщили выступавшие, представляющие сообщество проживающих на Дибуновской улице, дом построен с нарушением согласованного проекта. «Когда проходили общественные слушания, мы были против, когда дом строили, мы обращались даже к президенту, указывали, что нарушена высотность», - рассказала Татьяна Лобода. «Надо за нарушение закона виновных сажать в тюрьму», - с большим удовольствием посоветовали из зала, но комментариев со стороны президиума на эту реплику не последовало.
И не только они
Превышение всех установленных высот обнаружилось и в поселке Коломяги, где начато строительство пятиэтажных зданий сразу в четырех местах. «Не может быть, - отреагировал на это сообщение Игорь Гудзенко. – Это же нарушение закона!» По всей видимости, о том, что практически вся застройка территории Коломяг ведется без разрешительных документов, заместитель главы администрации не осведомлен. К слову, строительство ведется на литориновом утесе, который считается природным памятником.
О проектах высотных зданий, которые запланировано возвести в районе Комендантской площади, оказались не осведомлены ни Игорь Гудзенко, ни даже главный архитектор Приморского района Александр Белов. Напомним, проект ООО «Мегалит», предполагающий построить на площади здание 130-метровой высоты, был одобрен Градостроительным советом 4 августа 2008 года.
Прозвучали и протесты против уплотнительной застройки. «Вы еще не разобрались с Камышовой лицей, а уже начали строить по такой схеме здание на Сердобольской», - возмутилась Анна Смирнова, проживающая по адресу Сердобольская, 9. В ответ на это Игорь Гудзенко, уклонившись от темы Камышовой, сообщил, что на Сердобольской нет никакой уплотнительной застройки, а идет обыкновенное строительство внутри квартала. Почему-то его слова были восприняты залом крайне неадекватно.
«За идиотов нас cчитает», - полуутвердительно произнесла дама пенсионного возраста, сидящая позади корреспондента «Фонтанки». «Именно за них», - ответила ей соседка, а сидящие впереди живо принялись обсуждать тему «Надо было идти в субботу на митинг за сохранение города». Но, возможно, корреспонденту «Фонтанки» просто не повезло с соседями.
Защитники зеленых насаждений были представлены тремя коллективами – движением «Сохраним Юнтолово», инициативной группой в защиту Мартыновского сквера и защитниками Приморского парка. По странной причине все зеленые территории после составления проекта ПЗЗ довольно сильно уменьшились в размерах, а на территории, представляющей буферную зону Юнтоловского заказника, оказалось запланировано высотное строительство. Попутно обсудили собравшиеся и вопрос о Суздальских озерах, где последовательно и неизменно на протяжении десяти лет нарушается Водный кодекс – жители района лишены доступа к воде, поскольку участки всех коттеджей захватывают береговую линию.
Самый большой протест вызвал проект создания магистрали № 32, соединяющей озеро Долгое с будущим кварталом «Медвежья лапа», которая по проекту проходит через поселок Лахта и делит его на две части - при этом около 40 домов попадают в зону сноса. В ответ на требования жителей поселка пересмотреть проект, Александр Березкин, начальник управления КГА, заявил: «В любом районе размещение скоростной магистрали вызовет протесты – никто не хочет получить скоростную трассу у себя под окном». Попытки владельцев обреченных зданий объяснить, что «под окно» все же отличается от «вместо дома», были сочтены неубедительными. Не ответили разработчики ПЗЗ и на вопрос с места: «А как фамилия того человека, который проектировал эту трассу и Западный скоростной диаметр». Единственные сведения, которых смогла добиться интересовавшаяся – интеллигентного вида женщина примерно пятидесяти лет — были: «работала у нас в составе нашего института транспортная группа».
Своеобразную черту под всеми дискуссиями подвел заместитель главы муниципального образования «Лахта-Ольгино» Владимир Плотницкий, передавший в президиум поправки к проекту ПЗЗ на трех страницах. В них содержались требования пересмотреть проект магистрали 32, восстановление буферной зоны Юнтоловского заказника и восстановление его границ, выделение санитарно-защитной зоны ЗСД, концепция сохранения историко-культурного наследия и даже альтернативный проект развития дорожной сети. Его выступление было встречено громовыми аплодисментами зала и оказалось единственной темой, которую расходившиеся с мероприятия обсуждали между собой.
Всего с поправками к проекту выступили четыре человека. Каждое выступление сопровождалось заботливым комментарием Игоря Гудзенко. «Зачем Вы тратите время. Вам же все равно придется подавать все это в письменном виде», - доброжелательно комментировал он поправки. То ли по этой причине, то ли потому, что после Плотницкого добавить было уже больше нечего (он учел абсолютно все пожелания), но энтузиазм криков быстро сошел на нет. Впрочем, ответа на самый волнующий вопрос: «А как ПЗЗ улучшат нашу жизнь, а не жизнь застройщиков?» - никто получить не сумел.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру