Ленинградская область отметила 81 год со дня своего образования, 10 из них регионом руководит губернатор Валерий Сердюков. Себя он позиционирует как «хозяйственник». В интервью, которое Валерий Павлович дал «Фонтанке», хозяйственных вопросов, вопросов о том, что непосредственно волнует жителей 47 региона, было немало.
- Валерий Павлович, наверное, не секрет, что состояние дорог Ленинградской области у многих вызывает претензии…
- Дороги действительно вызывали нарекания у многих жителей и гостей Ленинградской области. Надо признать, что недостаточное финансирование дорожного строительства, которое мы имели раньше, во многом связано с ликвидацией дорожного фонда, который занимался ремонтом и строительством дорожного хозяйства в регионах. Все финансирование дорожной отрасли было переведено на общие статьи бюджетов, где большее внимание уделялось социальной сфере. Итог – на дороги денег попросту не хватало. Это не только у меня такая точка зрения, такой же позиции придерживаются и многие мои коллеги – губернаторы.
Вторая причина, уже конкретно для Ленинградской области, - это значительное увеличение количества автотранспорта большой грузоподъемности, который движется по нашим дорогам, перевозя тысячи тонн грузов для строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, строительства порта в Усть-Луге. Песок, щебень, битум – все это везли из Ленинградской области. Из-за этого за последние три года дороги были разбиты. Многие жители Ленинградской области, да и Петербурга, почувствовали это на себе.
- Какие меры предприняло правительство региона, чтобы выправить это положение?
- Уже в этом году принято решение о значительном увеличении финансирования дорожной отрасли. Шесть миллиардов рублей, включая средства федерального и муниципальных бюджетов, направлено на дороги. К сожалению, к непосредственно ремонтным работам мы приступили только в июле, так как в соответствии с законодательством нам, чтобы выбрать подрядчиков, необходимо было провести все конкурсные процедуры.
Сегодня значительные участки дороги находятся на ремонте, и уже в октябре, я думаю, мы всю программу, запланированную на этот год, выполним. Хочу сразу сказать, что финансирование на следующий год будет значительно больше, чем в этом. В 2009 году только в областном бюджете предусмотрено шесть миллиардов, муниципалы выделят два миллиарда, еще столько же перечислит в виде субвенций федеральный бюджет.
Получается десять миллиардов, которые пойдут только на дороги. Это значительная сумма, которая позволит восстановить дорожное хозяйство региона.
Также до конца года будет принят порядок перевоза грузов по дорогам местного значения на территории Ленинградской области. Если идет автомобиль весом 110 тонн по деревне, то все окна домов дрожат. Это не нормальное явление. Я понимаю людей, которые высказывают свое возмущение. Теперь грузоперевозчики и производители щебня и песка должны будут вырабатывать маршрут вывоза грузов, утверждать его в местных органах власти и участвовать в восстановлении дорог, разрушенных из-за большегрузного транспорта. Такое решение реализуется на практике не только у нас, но и в других регионах.
- Значительное число нареканий у автомобилистов вызывает трасса на Приозерск…
- Мы тоже получаем жалобы от населения о состоянии дорожного полотна на этом шоссе. Сегодня дорожное полотно отремонтировано там на большинстве участков, но проблему трассы Санкт-Петербург – Приозерск – Сортавала только заменой асфальтового покрытия не решить.
Нужна глубокая реконструкция и создание четырехполосного движения. В следующем году предусмотрено выделение более двух миллиардов рублей на строительство именно четырехполосной дороги. В будущем эта трасса станет федеральной. По поручению президента и правительства идет оформление документов по ее передаче в федеральную собственность. Она действительно не областного значения, так как связывает сразу три субъекта – Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Карелию - и выходит на Финляндию. Естественно, такого уровня дороги должны быть федеральными.
- Участки некоторых федеральных дорог, проходящих по территории Ленинградской области, также находятся в ненадлежащем состоянии.
- Нужна программа по глубокой реконструкции этих дорог. Очень много аварий с гибелью людей на этих трассах случается из-за отсутствия разделения полос. По статистике значительное число ДТП происходит именно при лобовом столкновении. Федеральные трассы должны быть оборудованы разделительной полосой. Министерство транспорта должно принять соответствующее решение и выделить на это необходимые средства.
- Валерий Павлович, жители Ленинградской области не раз обращали внимание на незаконную вырубку лесов. Какие меры предпринимает правительство региона, чтобы искоренить это явление?
- Я уже десять лет как губернатор, и тема незаконной вырубки лесов в период моего руководства регионом звучит постоянно. О ней говорили и при моих предшественниках, и даже в советские времена.
Региональные власти к предоставлению лесов в аренду, заготовкам не имели никакого отношения. Все конкурсы проводились федеральным агентством лесного хозяйства. Именно они определяли участки вырубки. Но, естественно, население всегда обращалось к нам со всеми вопросами.
Основной причиной появления «черных лесорубов» была безработица. Они выходили в лес с бензопилой, заготавливали там, скажем, 5-6 кубов древесины. Тут же структуры, в основном, бандитские, грузили этот лес на транспорт и везли в речные порты Санкт-Петербурга или на перерабатывающие предприятия. Вот таким образом незаконно делались деньги. Но на протяжении последних трех или четырех лет органами внутренних дел ведется очень серьезная работа по этому направлению, в том числе, и с руководителями лесхозов. С каждым годом мы все меньше и меньше фиксируем правонарушений в лесной отрасли.
Конечно, чего там таить, проблемы все еще остаются. Например, есть нарушения, зафиксированные на территории заказника на Кургальском полуострове. После пожара в 2006 году там необходимо было вырубить весь горелый лес, но некоторые решили прихватить и хорошие участки. Поэтому нами было рекомендовано сделать оргвыводы по руководителю этого заказника, а заодно и по руководству Кингисеппского лесхоза.
Мы фиксировали случаи бесконтрольной вырубки и в так называемых сельских лесах. В свое время они были переданы в аренду сельхозпредприятиям, которые сами устанавливали порядок рубки. Сейчас все меняется, будет наведен жесткий порядок. Тем более что все вопросы охраны, воспроизводства, защиты лесов переданы на уровень субъекта федерации. Мы уже создали госучреждение «Управление лесами Ленинградской области», и структуры, которые осуществляют контроль за лесными фондами, за рубками и так далее.
- В свое время Дмитрий Медведев, еще будучи председателем совета директоров «Газпрома», большое внимание уделял газоснабжению регионов. Как обстоят дела с газификацией Ленобласти? В частности, наши читатели спрашивают, когда будет проведен газ в Лужский район?
- Лужский район только в этом году получил газ. Раньше его там никогда не было. В этом году будет выполнена газификация города Луги, в следующем - Толмачево и прилегающих населенных пунктов.
В 2000-м году газификация жилого фонда была выполнена всего лишь на 19 %. На сегодняшний день подключено к газу уже 70 %. Мы полностью выполнили намеченную программу газоснабжения в прошлом году и выполняем в этом. Там, где экономически целесообразно и технически возможно, там газификация и проводится.
Есть вопросы, которые поступают не от жителей, постоянно проживающих в Ленинградской области, а от граждан, которые к нам приезжают временно, на летний период. У нас есть населенные пункты, где постоянно проживают всего 3-4 человека, а летом туда приезжают еще 300-400 человек. Естественно, туда газ за 15 километров за счет бюджета мы вести не будем. Программа газификации составляется ежегодно, и в ней учитываются все вопросы, в том числе и количество постоянно проживающего населения и расстояние от административного центра района.
Вот, к примеру, Выборгский район. Поселок Никифоровское. В этом поселке проживает 8 человек. Расстояние 10 километров до административного центра, где есть газ. За 10 км для 8-ми человек разумно вести?
- Да, это нерентабельно.
- Нерентабельно. Или вот есть такой поселок Горское - 4 человека. Есть поселок Дубинино. Там постоянно проживают 11 человек. Есть поселок Залесье. Постоянно там вообще никто не живет. Исходя их этого, мы и делаем программу газификации. А пишут и ставят вопросы те, кто уезжают на летний период, а, может быть, и живут уже постоянно там, но не прописаны. Вопрос довольно большой и довольно проблемный. Поэтому если жители круглогодично проживают в собственных домах, то мы должны создавать для них условия: и торговлю обеспечивать, и электроэнергию, и вывоз мусора, и все остальное.
- Валерий Павлович, также наши читатели интересуются, будут ли пересмотрены тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство?
- Тарифы ЖКХ в Санкт-Петербурге пересматриваются чуть ли не ежемесячно. Мы идем на этот шаг только один-два раза в год. Рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства - это естественный процесс. Возрастают затраты на производство тепла, обеспечение водой. Необходимо выплачивать зарплату работникам. Но сегодня население в целом оплачивает не более 80% себестоимости этих услуг.
Сегодня, согласно постановлению правительства РФ, оплата жилищно-коммунальных услуг должна составлять не более 22 % затрат бюджета семьи. У нас эта цифра значительно меньше и сегодня составляет всего 16 %. Конечно, мы не стремимся к 22 %, но выходить на определенные виды полностью оплачиваемых услуг, таких как вода, тепло, канализация надо.
Если реальная зарплата в прошлом году в регионе была увеличена на 26 %, то стоимость коммунальных услуг была повышена только лишь на 16 %.
- Будет ли в Ленинградской области строиться жилье для граждан, которые стоят на очереди?
- Строительство жилья на селе - одно из самых серьезных направлений нашей работы. В этом году у нас предусмотрено 568 миллионов рублей на выполнение этой программы. Правда, в полном объеме она еще не выполнена, но у нас есть еще в запасе три месяца.
Нам нужно строить жилье по всей Ленинградской области, чтобы сохранить жизнь населения на всей ее территории, а не концентрировать его вокруг Санкт-Петербурга. Хотелось бы, что люди жили и в поселке Вознесенье, и в Толмачево, и в других населенных пунктах. Там, где создана социальная структура, там, где есть рабочие места.
В целом, в этом году будет возведено более 800 тысяч квадратных метров жилья. Уже к 2012 году, думаю, мы будем строить уже из расчета 1 квадратный метр на одного жителя.
Ежегодно мы вводим значительное число квартир, которые будут сдаваться населению на условиях социального найма. Чтобы туда смогли переселяться те граждане, кто в силу обстоятельств не может иметь собственное жилье, но готов снимать квартиру у муниципалитетов. Такие дома построены уже в Волхове, и во Всеволожске. Перед нами стоит задача, поставленная президентом - обеспечить жильем всех ветеранов войны к 65-летию Победы. Я думаю, что мы ее выполним.
- Многие читатели обращают внимание на нехватку детских садов в Ленобласти.
- Да, действительно, такая проблема существует. Особенно она актуальна для Всеволожска, Тихвина, Выборга, где есть дефицит мест в детских садах. Но в Ленинградской области есть дошкольные учреждения, которые заполняются всего лишь на 20-30 % . И это тоже проблема, которую надо решать.
За последние 5 лет мы не закрыли ни одного садика. Да, в 90-х годах была массовая распродажа этих зданий коммерческим структурам. Сегодня то, что возможно вернуть – возвращаем. У нас разработана и программа строительства новых садов. Например, в ближайшее время начнется строительство в поселке Южный Всеволожского района, там, где построено 800 квартир для военнослужащих.
Надо очень внимательно следить за обеспечением местами в детсадовских группах тех семей, в которых и муж, и жена работают. У нас достаточно много примеров, когда два родителя не работают, а ребенок ходит в садик. Это не дело.
На сегодняшний день у нас дефицит примерно на 3000 мест в детсадах. И мы будем решать эту задачу, и решим ее. Дай Бог только, чтобы наши женщины рожали, и чем больше, тем лучше.
- Валерий Павлович, недавно рядом должностных лиц региона активно обсуждалась судьба Пикалевского детского дома. Какова ваша позиция по этому вопросу?
- В Бокситогорском районе три детских дома – в городе Бокситогорске, в поселке Ефимовское и в Пикалево. Последний в конце 90-х годов был перепрофилирован из детского садика. Сегодня в Пикалевском детском доме всего восемь воспитанников. Их обслуживают 38 человек персонала. Какой разумный человек будет финансировать такой детский дом?
Бокситогорский же детдом находится от Пикалево всего в 15 километрах и заполнен лишь на 50%. Поэтому муниципальным образованием и было принято решение перевести детей в Бокситогорск. Тем более, там нормальная средняя школа, хорошие условия для проживания ребят. Да, руководитель детского дома лишается работы как директор, но дети и бюджет не должны страдать. Здесь надо смотреть не на частные интересы, а прежде всего, на интересы ребенка.
Дай Бог, чтобы за определенный период времени вообще исчезли все детские дома, а все дети-сироты воспитывались в семьях. Я думаю, что со мной все согласятся без исключения, что воспитание ребенка в достойной семье лучше, чем в любом детском доме. Само воспитание в интернате откладывает отпечаток на долгие годы.
Но хочу вас заверить, никаких необоснованных закрытий детских домов в регионе не будет.
- Готова ли Ленобласть ко вступлению в силу закона о молоке и молочных напитках, который недавно был принят?
- Все наши молочные заводы работают без использования сухого, порошкового молока. Жители Ленинградской области и Петербурга высказывают свое удовлетворение продукцией, которую выпускают наши предприятия. А вот крупные производства, такие, как «Петмол», «Пискаревский», «Вимм-Биль-Данн», к сожалению, используют до 30 % порошкового сухого молока.
Я как губернатор еще 4-5 лет назад ставил вопрос перед министерством сельского хозяйства, Роспотребнадзором, Министерством экономики, чтобы правила, распространенные на соки, были применены и к молочной продукции. Когда вы покупаете, например, апельсиновый напиток, вы прекрасно понимаете, что это порошок, который растворяется водой и расфасовывается по пачкам. Можно купить и апельсиновый сок. Он будет полезней, но дороже.
Я не понимаю, почему молочный напиток, который создан из порошка и воды, должен называться молоком. Мне кажется, что это будет обман покупателя.
Нам нужно увеличить объем производства молока примерно до 700 тысяч тонн, тогда отпадет необходимость производить молочную продукцию из порошка. Сегодня мы производим всего лишь 520 тысяч тонн. Мы в состоянии увеличить надои и поголовье скота.
- Ленинградская область активно поддерживает и производство мясной продукции, и птицефабрики.
- Кто-то из руководителей торговых предприятий когда-то говорил: «Чего нам тут эти птицефабрики в Ленинградской области? «Ножки Буша», только махнем, и они прилетят к нам сами». Мы всегда придерживались другой точки зрения и старались поддерживать отечественного товаропроизводителя. В 2002 году все птицефабрики Ленинградской области были освобождены от всех налогов в региональный бюджет, поддержали их немножко за счет средств Ленобласти, и все 17 птицефабрик сегодня рентабельно работают.
Результат может видеть каждый житель и Петербурга, и нашего региона. На прилавках магазинов «ножек Буша» практически не осталось. На полках лежит хорошо разделанное, упакованное, свежеохлажденное мясо куры: и грудки, и ножки, и сердечко, и желудочки - все, что угодно. И так должно быть и с говядиной.
Сегодня мы производим 130 тысяч тонн мяса птицы, 2,2 миллиарда штук яиц ежегодно. Больше всех в России. Продукцию областных птицефабрик можно встретить не только в Петербурге и в Москве, но и во всем Северо-Западе.
- Город Выборг отметил недавно 605 лет со дня своего основания. Гуляешь по центру города, и он производит достаточно удручающее впечатление - часть зданий разрушена полностью. Планируются ли какие-то действия со стороны правительства области совместно с муниципальным образованием, чтобы восстановить город, ведь он является одним из культурных центров региона?
- В последнее время в Выборге сделано очень много по наведению порядка. Произведен капитальный ремонт задний, отремонтированы дороги.
- Некоторые здания по Крепостной улице находятся в полуразрушенном состоянии. А это центр города.
- Там значительная часть зданий принадлежит Министерству обороны. Мы говорим: «Отдайте нам». В таком состоянии держать дома в этом городе нельзя. А они не отдают и сами не делают.
Мы приняли решение, что следующий день Ленинградской области пройдет в Выборге. В связи с этим мы выделяем городу из областного бюджета не менее 100 миллионов рублей. Все эти денежные средства пойдут на приведение его в порядок.
Вы сами сказали о том, что городу более шестисот лет, что там некоторые здания находятся в аварийном состоянии. Ленинградская область по программе капитального ремонта жилого фонда получила 3,2 миллиарда рублей из Федерального фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства. Точно такая же сумма выделена из областного бюджета. За три года мы должны освоить на ликвидацию аварийного фонда и капитальный ремонт зданий 6,5 миллиарда рублей. Только в этом году выделено 539 миллионов. Уверяю вас, мы их все используем. Программа уже сверстана, по каждому объекту есть сметы. Я думаю, что все наши города, в том числе и Выборг, и другие, в ближайшее время приобретут совершенно другой вид.
- Планирует ли Ленинградская область создать свою собственную футбольную команду? «Зенит» все-таки больше ассоциируется с Петербургом, нежели с 47 регионом, хотя область является его соучредителем?
- Да, у нас 1 % пакета акций «Зенита». Мы совершенно бесплатно предоставили этому футбольному клубу 20 гектар земли в районе поселка Бугры. Не торговались, не продавали… Старая база в Удельном парке уже не соответствует современным нормативам.
Кстати, у нас в каждом районе есть своя футбольная команда. Только в этом году мы сделали 6 футбольных полей с искусственным покрытием. Совсем недавно открыли такое поле в Луге. Сейчас открываем новый стадион в Тосно.
Самым же крупным в Ленинградской области будет стадион в Гатчине. Для его создания уже выделено семь гектар земли. Будут созданы три игровых поля: одно основное и два тренировочных. Трибуны будут вмещать до десяти тысяч зрителей. Возможно, на его базе и будет создана областная команда.
Футбол сегодня – это очень дорогое удовольствие. Сегодня основные футбольные команды – это не команды регионов. «Зенит» содержит Газпром, «Спартак» - Лукойл, «Локомотив» - РЖД. У банка ВТБ есть тоже свои футболисты. Я думаю, что бюджету Ленинградской области содержание команды такого класса как «Зенит» не потянуть.
- Решением правительства в Ленинградской области будет создан Общественный совет. Что это такое, каковы его функции?
- Общественный совет Ленинградской области будет формироваться из представителей муниципальных советов, общественных организаций и политических партий. Он создан для оценки и учета мнения всех представителей общества по основополагающим законам, постановлениям Ленинградской области. Главное будет в его работе – это его открытость. Начнем его деятельность с того, что обсудим на его площадке бюджет на 2009 – 2011 годы. Чтобы все, а не только депутаты и чиновники, знали и могли распределять бюджетные средства, налоги населения. Чтобы у нас не было вопросов - много или мало выделено на медицину, на дороги, социальную сферу. Конечно, работа совета сужает возможности губернатора и правительства принимать решения волевого характера. Но мы пойдем на это, нам скрывать нечего.
Беседовал Алексей Яушев
- Валерий Павлович, наверное, не секрет, что состояние дорог Ленинградской области у многих вызывает претензии…
- Дороги действительно вызывали нарекания у многих жителей и гостей Ленинградской области. Надо признать, что недостаточное финансирование дорожного строительства, которое мы имели раньше, во многом связано с ликвидацией дорожного фонда, который занимался ремонтом и строительством дорожного хозяйства в регионах. Все финансирование дорожной отрасли было переведено на общие статьи бюджетов, где большее внимание уделялось социальной сфере. Итог – на дороги денег попросту не хватало. Это не только у меня такая точка зрения, такой же позиции придерживаются и многие мои коллеги – губернаторы.
Вторая причина, уже конкретно для Ленинградской области, - это значительное увеличение количества автотранспорта большой грузоподъемности, который движется по нашим дорогам, перевозя тысячи тонн грузов для строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, строительства порта в Усть-Луге. Песок, щебень, битум – все это везли из Ленинградской области. Из-за этого за последние три года дороги были разбиты. Многие жители Ленинградской области, да и Петербурга, почувствовали это на себе.
- Какие меры предприняло правительство региона, чтобы выправить это положение?
- Уже в этом году принято решение о значительном увеличении финансирования дорожной отрасли. Шесть миллиардов рублей, включая средства федерального и муниципальных бюджетов, направлено на дороги. К сожалению, к непосредственно ремонтным работам мы приступили только в июле, так как в соответствии с законодательством нам, чтобы выбрать подрядчиков, необходимо было провести все конкурсные процедуры.
Сегодня значительные участки дороги находятся на ремонте, и уже в октябре, я думаю, мы всю программу, запланированную на этот год, выполним. Хочу сразу сказать, что финансирование на следующий год будет значительно больше, чем в этом. В 2009 году только в областном бюджете предусмотрено шесть миллиардов, муниципалы выделят два миллиарда, еще столько же перечислит в виде субвенций федеральный бюджет.
Получается десять миллиардов, которые пойдут только на дороги. Это значительная сумма, которая позволит восстановить дорожное хозяйство региона.
Также до конца года будет принят порядок перевоза грузов по дорогам местного значения на территории Ленинградской области. Если идет автомобиль весом 110 тонн по деревне, то все окна домов дрожат. Это не нормальное явление. Я понимаю людей, которые высказывают свое возмущение. Теперь грузоперевозчики и производители щебня и песка должны будут вырабатывать маршрут вывоза грузов, утверждать его в местных органах власти и участвовать в восстановлении дорог, разрушенных из-за большегрузного транспорта. Такое решение реализуется на практике не только у нас, но и в других регионах.
- Значительное число нареканий у автомобилистов вызывает трасса на Приозерск…
- Мы тоже получаем жалобы от населения о состоянии дорожного полотна на этом шоссе. Сегодня дорожное полотно отремонтировано там на большинстве участков, но проблему трассы Санкт-Петербург – Приозерск – Сортавала только заменой асфальтового покрытия не решить.
Нужна глубокая реконструкция и создание четырехполосного движения. В следующем году предусмотрено выделение более двух миллиардов рублей на строительство именно четырехполосной дороги. В будущем эта трасса станет федеральной. По поручению президента и правительства идет оформление документов по ее передаче в федеральную собственность. Она действительно не областного значения, так как связывает сразу три субъекта – Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Карелию - и выходит на Финляндию. Естественно, такого уровня дороги должны быть федеральными.
- Участки некоторых федеральных дорог, проходящих по территории Ленинградской области, также находятся в ненадлежащем состоянии.
- Нужна программа по глубокой реконструкции этих дорог. Очень много аварий с гибелью людей на этих трассах случается из-за отсутствия разделения полос. По статистике значительное число ДТП происходит именно при лобовом столкновении. Федеральные трассы должны быть оборудованы разделительной полосой. Министерство транспорта должно принять соответствующее решение и выделить на это необходимые средства.
- Валерий Павлович, жители Ленинградской области не раз обращали внимание на незаконную вырубку лесов. Какие меры предпринимает правительство региона, чтобы искоренить это явление?
- Я уже десять лет как губернатор, и тема незаконной вырубки лесов в период моего руководства регионом звучит постоянно. О ней говорили и при моих предшественниках, и даже в советские времена.
Региональные власти к предоставлению лесов в аренду, заготовкам не имели никакого отношения. Все конкурсы проводились федеральным агентством лесного хозяйства. Именно они определяли участки вырубки. Но, естественно, население всегда обращалось к нам со всеми вопросами.
Основной причиной появления «черных лесорубов» была безработица. Они выходили в лес с бензопилой, заготавливали там, скажем, 5-6 кубов древесины. Тут же структуры, в основном, бандитские, грузили этот лес на транспорт и везли в речные порты Санкт-Петербурга или на перерабатывающие предприятия. Вот таким образом незаконно делались деньги. Но на протяжении последних трех или четырех лет органами внутренних дел ведется очень серьезная работа по этому направлению, в том числе, и с руководителями лесхозов. С каждым годом мы все меньше и меньше фиксируем правонарушений в лесной отрасли.
Конечно, чего там таить, проблемы все еще остаются. Например, есть нарушения, зафиксированные на территории заказника на Кургальском полуострове. После пожара в 2006 году там необходимо было вырубить весь горелый лес, но некоторые решили прихватить и хорошие участки. Поэтому нами было рекомендовано сделать оргвыводы по руководителю этого заказника, а заодно и по руководству Кингисеппского лесхоза.
Мы фиксировали случаи бесконтрольной вырубки и в так называемых сельских лесах. В свое время они были переданы в аренду сельхозпредприятиям, которые сами устанавливали порядок рубки. Сейчас все меняется, будет наведен жесткий порядок. Тем более что все вопросы охраны, воспроизводства, защиты лесов переданы на уровень субъекта федерации. Мы уже создали госучреждение «Управление лесами Ленинградской области», и структуры, которые осуществляют контроль за лесными фондами, за рубками и так далее.
- В свое время Дмитрий Медведев, еще будучи председателем совета директоров «Газпрома», большое внимание уделял газоснабжению регионов. Как обстоят дела с газификацией Ленобласти? В частности, наши читатели спрашивают, когда будет проведен газ в Лужский район?
- Лужский район только в этом году получил газ. Раньше его там никогда не было. В этом году будет выполнена газификация города Луги, в следующем - Толмачево и прилегающих населенных пунктов.
В 2000-м году газификация жилого фонда была выполнена всего лишь на 19 %. На сегодняшний день подключено к газу уже 70 %. Мы полностью выполнили намеченную программу газоснабжения в прошлом году и выполняем в этом. Там, где экономически целесообразно и технически возможно, там газификация и проводится.
Есть вопросы, которые поступают не от жителей, постоянно проживающих в Ленинградской области, а от граждан, которые к нам приезжают временно, на летний период. У нас есть населенные пункты, где постоянно проживают всего 3-4 человека, а летом туда приезжают еще 300-400 человек. Естественно, туда газ за 15 километров за счет бюджета мы вести не будем. Программа газификации составляется ежегодно, и в ней учитываются все вопросы, в том числе и количество постоянно проживающего населения и расстояние от административного центра района.
Вот, к примеру, Выборгский район. Поселок Никифоровское. В этом поселке проживает 8 человек. Расстояние 10 километров до административного центра, где есть газ. За 10 км для 8-ми человек разумно вести?
- Да, это нерентабельно.
- Нерентабельно. Или вот есть такой поселок Горское - 4 человека. Есть поселок Дубинино. Там постоянно проживают 11 человек. Есть поселок Залесье. Постоянно там вообще никто не живет. Исходя их этого, мы и делаем программу газификации. А пишут и ставят вопросы те, кто уезжают на летний период, а, может быть, и живут уже постоянно там, но не прописаны. Вопрос довольно большой и довольно проблемный. Поэтому если жители круглогодично проживают в собственных домах, то мы должны создавать для них условия: и торговлю обеспечивать, и электроэнергию, и вывоз мусора, и все остальное.
- Валерий Павлович, также наши читатели интересуются, будут ли пересмотрены тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство?
- Тарифы ЖКХ в Санкт-Петербурге пересматриваются чуть ли не ежемесячно. Мы идем на этот шаг только один-два раза в год. Рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства - это естественный процесс. Возрастают затраты на производство тепла, обеспечение водой. Необходимо выплачивать зарплату работникам. Но сегодня население в целом оплачивает не более 80% себестоимости этих услуг.
Сегодня, согласно постановлению правительства РФ, оплата жилищно-коммунальных услуг должна составлять не более 22 % затрат бюджета семьи. У нас эта цифра значительно меньше и сегодня составляет всего 16 %. Конечно, мы не стремимся к 22 %, но выходить на определенные виды полностью оплачиваемых услуг, таких как вода, тепло, канализация надо.
Если реальная зарплата в прошлом году в регионе была увеличена на 26 %, то стоимость коммунальных услуг была повышена только лишь на 16 %.
- Будет ли в Ленинградской области строиться жилье для граждан, которые стоят на очереди?
- Строительство жилья на селе - одно из самых серьезных направлений нашей работы. В этом году у нас предусмотрено 568 миллионов рублей на выполнение этой программы. Правда, в полном объеме она еще не выполнена, но у нас есть еще в запасе три месяца.
Нам нужно строить жилье по всей Ленинградской области, чтобы сохранить жизнь населения на всей ее территории, а не концентрировать его вокруг Санкт-Петербурга. Хотелось бы, что люди жили и в поселке Вознесенье, и в Толмачево, и в других населенных пунктах. Там, где создана социальная структура, там, где есть рабочие места.
В целом, в этом году будет возведено более 800 тысяч квадратных метров жилья. Уже к 2012 году, думаю, мы будем строить уже из расчета 1 квадратный метр на одного жителя.
Ежегодно мы вводим значительное число квартир, которые будут сдаваться населению на условиях социального найма. Чтобы туда смогли переселяться те граждане, кто в силу обстоятельств не может иметь собственное жилье, но готов снимать квартиру у муниципалитетов. Такие дома построены уже в Волхове, и во Всеволожске. Перед нами стоит задача, поставленная президентом - обеспечить жильем всех ветеранов войны к 65-летию Победы. Я думаю, что мы ее выполним.
- Многие читатели обращают внимание на нехватку детских садов в Ленобласти.
- Да, действительно, такая проблема существует. Особенно она актуальна для Всеволожска, Тихвина, Выборга, где есть дефицит мест в детских садах. Но в Ленинградской области есть дошкольные учреждения, которые заполняются всего лишь на 20-30 % . И это тоже проблема, которую надо решать.
За последние 5 лет мы не закрыли ни одного садика. Да, в 90-х годах была массовая распродажа этих зданий коммерческим структурам. Сегодня то, что возможно вернуть – возвращаем. У нас разработана и программа строительства новых садов. Например, в ближайшее время начнется строительство в поселке Южный Всеволожского района, там, где построено 800 квартир для военнослужащих.
Надо очень внимательно следить за обеспечением местами в детсадовских группах тех семей, в которых и муж, и жена работают. У нас достаточно много примеров, когда два родителя не работают, а ребенок ходит в садик. Это не дело.
На сегодняшний день у нас дефицит примерно на 3000 мест в детсадах. И мы будем решать эту задачу, и решим ее. Дай Бог только, чтобы наши женщины рожали, и чем больше, тем лучше.
- Валерий Павлович, недавно рядом должностных лиц региона активно обсуждалась судьба Пикалевского детского дома. Какова ваша позиция по этому вопросу?
- В Бокситогорском районе три детских дома – в городе Бокситогорске, в поселке Ефимовское и в Пикалево. Последний в конце 90-х годов был перепрофилирован из детского садика. Сегодня в Пикалевском детском доме всего восемь воспитанников. Их обслуживают 38 человек персонала. Какой разумный человек будет финансировать такой детский дом?
Бокситогорский же детдом находится от Пикалево всего в 15 километрах и заполнен лишь на 50%. Поэтому муниципальным образованием и было принято решение перевести детей в Бокситогорск. Тем более, там нормальная средняя школа, хорошие условия для проживания ребят. Да, руководитель детского дома лишается работы как директор, но дети и бюджет не должны страдать. Здесь надо смотреть не на частные интересы, а прежде всего, на интересы ребенка.
Дай Бог, чтобы за определенный период времени вообще исчезли все детские дома, а все дети-сироты воспитывались в семьях. Я думаю, что со мной все согласятся без исключения, что воспитание ребенка в достойной семье лучше, чем в любом детском доме. Само воспитание в интернате откладывает отпечаток на долгие годы.
Но хочу вас заверить, никаких необоснованных закрытий детских домов в регионе не будет.
- Готова ли Ленобласть ко вступлению в силу закона о молоке и молочных напитках, который недавно был принят?
- Все наши молочные заводы работают без использования сухого, порошкового молока. Жители Ленинградской области и Петербурга высказывают свое удовлетворение продукцией, которую выпускают наши предприятия. А вот крупные производства, такие, как «Петмол», «Пискаревский», «Вимм-Биль-Данн», к сожалению, используют до 30 % порошкового сухого молока.
Я как губернатор еще 4-5 лет назад ставил вопрос перед министерством сельского хозяйства, Роспотребнадзором, Министерством экономики, чтобы правила, распространенные на соки, были применены и к молочной продукции. Когда вы покупаете, например, апельсиновый напиток, вы прекрасно понимаете, что это порошок, который растворяется водой и расфасовывается по пачкам. Можно купить и апельсиновый сок. Он будет полезней, но дороже.
Я не понимаю, почему молочный напиток, который создан из порошка и воды, должен называться молоком. Мне кажется, что это будет обман покупателя.
Нам нужно увеличить объем производства молока примерно до 700 тысяч тонн, тогда отпадет необходимость производить молочную продукцию из порошка. Сегодня мы производим всего лишь 520 тысяч тонн. Мы в состоянии увеличить надои и поголовье скота.
- Ленинградская область активно поддерживает и производство мясной продукции, и птицефабрики.
- Кто-то из руководителей торговых предприятий когда-то говорил: «Чего нам тут эти птицефабрики в Ленинградской области? «Ножки Буша», только махнем, и они прилетят к нам сами». Мы всегда придерживались другой точки зрения и старались поддерживать отечественного товаропроизводителя. В 2002 году все птицефабрики Ленинградской области были освобождены от всех налогов в региональный бюджет, поддержали их немножко за счет средств Ленобласти, и все 17 птицефабрик сегодня рентабельно работают.
Результат может видеть каждый житель и Петербурга, и нашего региона. На прилавках магазинов «ножек Буша» практически не осталось. На полках лежит хорошо разделанное, упакованное, свежеохлажденное мясо куры: и грудки, и ножки, и сердечко, и желудочки - все, что угодно. И так должно быть и с говядиной.
Сегодня мы производим 130 тысяч тонн мяса птицы, 2,2 миллиарда штук яиц ежегодно. Больше всех в России. Продукцию областных птицефабрик можно встретить не только в Петербурге и в Москве, но и во всем Северо-Западе.
- Город Выборг отметил недавно 605 лет со дня своего основания. Гуляешь по центру города, и он производит достаточно удручающее впечатление - часть зданий разрушена полностью. Планируются ли какие-то действия со стороны правительства области совместно с муниципальным образованием, чтобы восстановить город, ведь он является одним из культурных центров региона?
- В последнее время в Выборге сделано очень много по наведению порядка. Произведен капитальный ремонт задний, отремонтированы дороги.
- Некоторые здания по Крепостной улице находятся в полуразрушенном состоянии. А это центр города.
- Там значительная часть зданий принадлежит Министерству обороны. Мы говорим: «Отдайте нам». В таком состоянии держать дома в этом городе нельзя. А они не отдают и сами не делают.
Мы приняли решение, что следующий день Ленинградской области пройдет в Выборге. В связи с этим мы выделяем городу из областного бюджета не менее 100 миллионов рублей. Все эти денежные средства пойдут на приведение его в порядок.
Вы сами сказали о том, что городу более шестисот лет, что там некоторые здания находятся в аварийном состоянии. Ленинградская область по программе капитального ремонта жилого фонда получила 3,2 миллиарда рублей из Федерального фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства. Точно такая же сумма выделена из областного бюджета. За три года мы должны освоить на ликвидацию аварийного фонда и капитальный ремонт зданий 6,5 миллиарда рублей. Только в этом году выделено 539 миллионов. Уверяю вас, мы их все используем. Программа уже сверстана, по каждому объекту есть сметы. Я думаю, что все наши города, в том числе и Выборг, и другие, в ближайшее время приобретут совершенно другой вид.
- Планирует ли Ленинградская область создать свою собственную футбольную команду? «Зенит» все-таки больше ассоциируется с Петербургом, нежели с 47 регионом, хотя область является его соучредителем?
- Да, у нас 1 % пакета акций «Зенита». Мы совершенно бесплатно предоставили этому футбольному клубу 20 гектар земли в районе поселка Бугры. Не торговались, не продавали… Старая база в Удельном парке уже не соответствует современным нормативам.
Кстати, у нас в каждом районе есть своя футбольная команда. Только в этом году мы сделали 6 футбольных полей с искусственным покрытием. Совсем недавно открыли такое поле в Луге. Сейчас открываем новый стадион в Тосно.
Самым же крупным в Ленинградской области будет стадион в Гатчине. Для его создания уже выделено семь гектар земли. Будут созданы три игровых поля: одно основное и два тренировочных. Трибуны будут вмещать до десяти тысяч зрителей. Возможно, на его базе и будет создана областная команда.
Футбол сегодня – это очень дорогое удовольствие. Сегодня основные футбольные команды – это не команды регионов. «Зенит» содержит Газпром, «Спартак» - Лукойл, «Локомотив» - РЖД. У банка ВТБ есть тоже свои футболисты. Я думаю, что бюджету Ленинградской области содержание команды такого класса как «Зенит» не потянуть.
- Решением правительства в Ленинградской области будет создан Общественный совет. Что это такое, каковы его функции?
- Общественный совет Ленинградской области будет формироваться из представителей муниципальных советов, общественных организаций и политических партий. Он создан для оценки и учета мнения всех представителей общества по основополагающим законам, постановлениям Ленинградской области. Главное будет в его работе – это его открытость. Начнем его деятельность с того, что обсудим на его площадке бюджет на 2009 – 2011 годы. Чтобы все, а не только депутаты и чиновники, знали и могли распределять бюджетные средства, налоги населения. Чтобы у нас не было вопросов - много или мало выделено на медицину, на дороги, социальную сферу. Конечно, работа совета сужает возможности губернатора и правительства принимать решения волевого характера. Но мы пойдем на это, нам скрывать нечего.
Беседовал Алексей Яушев