Галина Вишневская не будет передавать музей-квартиру Дмитрия Шостаковича на улице Марата в дар городу. Она оставит ее себе и будет принимать в ней гостей. В качестве посетителей здесь уже через месяц смогут появиться школьники, небольшие группы любителей творчества великого композитора. Другими словами, музей будет существовать в частном режиме, но при поддержке Комитета по культуре. Таким образом Галина Вишневская надеется разрешить многочисленные споры с соседями и бюрократические процедуры по официальному оформлению квартиры в государственный музей.
«Я беру на себя этот музей и будем приглашать сюда тех, кто интересуется Дмитрием Шостаковичем. Никто не может мне запретить приглашать гостей. И никого не касается, что мы тут будем делать: восторгаться Дмитрием Шостаковичем или пить чай», - заявила Галина Вишневская за чашкой чая теперь уже просто в квартире №7 на улице Марата, которая была куплена ею и Мстиславом Ростроповичем в 2002 году.
Город, как оказалось, совсем не обиделся, что его лишили такого бесценного подарка. Как пояснил глава Комитета по культуре Антон Губанков, который находился в момент заявления в квартире Дмитрия Шостаковича, передача помещения в дар городу вызывает столько трудностей, что уж лучше будет оставить ее в частной собственности. Заодно он передал привет Вишневской от губернатора Валентины Матвиенко и пожелание встретиться.
Напомним, что в ноябре 2006 года между Мстаславом Ростроповичем и Галиной Вишневской (у которых квартира находилась в долевой собственности) и губернатором города Валентиной Матвиенко был подписан предварительный договор о заключении сторонами в будущем договора дарения. Для того, чтобы его реализовать, нужно было пройти три этапа: издать соответствующее постановление городского правительства, заключить договор дарения в лице КУГИ и зарегистрировать право госсобственности. Процесс был запущен, дело дошло до издания постановления правительства. Но через месяц после этого не стало Мстислава Ростроповича. Оформление наследства затянулось.
Кроме того возникли дополнительные проблемы, которые подкинул Жилищный кодекс РФ. Дело в том, что музей должен был стать филиалом Госмузея театрального и музыкального искусства. А под эти цели можно по законодательству использовать только нежилые помещения. Как уточнил Антон Губанков, перевести квартиру из жилого в нежилой фонд «практически невозможно», трудность представляет несколько требований: необходим отдельный вход, квартира должна располагаться на первом этаже или чтобы под ней не было жилых помещений.
Когда возникло столько проблем, и город, и Галина Вишневская решили, что хватит. Если бюрократию не победить — официальным музеем квартира Дмитрия Шостаковича становиться не будет.
Напомним, что немало проблем было и с соседями. Ирина Каменева и Юрий Щеглов в июне 2000 года купили квартиру №5 в этом доме (снизу). В августе того же года они провели ремонт. В июне 2002 квартиру №7 - этажом выше - купили Ростропович и Вишневская. В начале июля фирма «Стройсервис» приступила к ремонту квартиры, приобретенной музыкантом и певицей. Через несколько дней после начала ремонта 7-й квартиры - 7 июля - Каменева и Щеглов обнаружили на потолке своего жилья трещины. Они обратились к строителям, которые осмотрели повреждения и составили акт об их обнаружении, пообещав все устранить. Осенью, когда ремонтные работы подходили к концу, хозяева 5-ой квартиры заволновались - никаких действий по устранению нанесенного ущерба «Стройсервис» не предпринимал. Тогда Каменева и Щеглов и обратились с письмами в Вашингтон, Петербург и Нижний Новгород, где расположены представительства Ростроповича и Вишневской. Но положительного результата это не принесло. 10 февраля 2003 года Каменева и Щеглов подали иск в суд.
Как писали позже Камнева и Щеглов в СМИ, «реконструкция проводилась без предпроектного обследования, без проекта и, как следствие, без технадзора, видимо, для экономии средств. Что и как делали, неизвестно. В результате межэтажное перекрытие было ослаблено; оно стало аварийным и может обрушиться в любой момент. При разрушении межэтажного перекрытия последнего этажа может обрушиться весь дом, что уже произошло с домами по адресу ул. Стремянная, д. 15/1 и ул. Марата, д. 6. В ходе работ по реконструкции в доме с деревянными перекрытиями были снесены все внутренние межкомнатные стены и разгружено перекрытие между нашей квартирой и квартирой Ростроповичей, вследствие чего оно поднялось на 3-4 см. По нашему потолку пошли трещины и щели. При хождении в квартире у Ростроповичей у нас слышен каждый шаг, качается люстра, и вибрируют двери. В момент реконструкции нужно было потратить на 2-3 тысячи долларов больше, и проблема бы исчезла. Мы обратились к производителям работ, но к нам не прислушались».
Но в ходе судебных разбирательств дело все время принимало неожиданные повороты: то квартиру Шостаковича арестовывали, то арест снимали. А в итоге Дзержинский районный суд вынес решение о том, что серьезного вреда ремонтом не нанесено и признали причинение материального ущерба на 89 тысяч рублей. Городской суд кассацию отклонил. Как еще в 2006 году рассказывал Мстислав Ростропович, «соседям снизу были предложены услуги рабочих, проводивших ремонт в квартире Шостаковича, с тем, чтобы они устранили причиненный ущерб. Они отказались. Видимо, хотели денег. Но они их не получили и не получат».
Как говорит сегодня Галина Вишневская, ей и этот сосед снизу, и все остальные конфликты уже надоели. Чтобы никому не мешать, группы ценителей творчества Шостаковича смогут приходить по предварительной записи в гости. Смогут увидеть экспозицию афиш и фотографий, увидеть его личные вещи, послушать музыку и посмотреть фильмы. Город же будет посильно помогать частному музею.
«Мы покупали квартиру с радостью и открытым сердцем. Делали ремонт, покупали и находили по всему городу личные вещи Дмитрия Шостаковича. Сделали экспозицию, которая посвящена годам его молодости и его памятнику — опере «Леди Макбет Мценского уезда». Но из-за соседа снизу нас затаскали по судам. Ремонт мы закончили, подарили музей Петербургу. А потом выяснилось, что дарственная предварительная. Квартира находится в жилом доме и не может стать музеем, так как нужен отдельный вход. Жильцы начали жаловаться. Ни одной экскурсии еще не было, а жильцы уже жаловались. Если мы не прекратим эти тяжбы, смысла в этом не будет», - говорит Вишневская.
Справка.
В этой квартире на Николаевской улице (ныне улица Марата) Дмитрий Шостакович жил с 1914 по 1933 год. Здесь под руководством матери в девять лет начал заниматься на фортепиано, а через год поступил в музыкальную школу Гляссера, находившуюся неподалеку, на Владимирском проспекте. Тогда же появились его первые композиторские опусы. Здесь он жил, пока учился в консерватории, написал первую симфонию и был избран членом правления Ленинградского отделения Союза советских композиторов. В 1932-ом году Дмитрий Шостакович женился на Нине Варзар, которой посвящено одно из ключевых произведений - «Леди Макбет Мценского уезда». В квартире частично воссозданы интерьеры. Среди экспонатов - мебель, принадлежащая Шостаковичу, его стол, переданный в дар музею сыном композитора, фотографии, афиши, программки с концертов.
У Ростроповича и Вишневской было много домов, которые они приобретали в годы скитальческой эмигрантской жизни: во Франции, Великобритании, Швейцарии, Финляндии, Соединенных Штатах Америки. Главной всегда оставалась квартира в Париже, на авеню Georges Mandel. По сведениям, которые последние годы сообщались в СМИ, у Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской было более 20 квартир в городе, в том числе были куплены четыре большие квартиры: в особняке на набережной Кутузова, 16, на улице профессора Попова, на Мойке и Английской набережной. В особняке на набережной Кутузова собран архив чрезвычайной ценности (старинной мебели и подлинников произведений живописи, писем и документов, рукописей выдающихся музыкантов, нотных изданий с автографами, театральных костюмов и докторских мантий, личных наград и приношений со всего света), которые были привезены четой в Петербург. Кстати, история приобретения особняка обросла слухами, которые Галина Павловна публично развеивала. Она говорила, что этот особняк не дарил чете музыкантов Анатолий Собчак. За свои средства выкупались 39 квартир, чтобы расселить 115 человек.
В мае текущего года в Константиновском дворце была выставленна коллекция Ростроповича и Вишневской из 450 произведений искусства. Она была собрана в сентябре прошлого года, накануне торгов Sotheby’s ее за 72 миллиона долларов купил директор "Газпроминвестхолдинга" и владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов. В коллекцию входят мебель XVIII и XIX веков, серебро, фарфор и художественное стекло императорских и частных заводов, картины Валентина Серова, Карла Брюллова, Николая Рериха, Бориса Григорьева. Решение о продаже коллекции Галина Вишневская приняла после смерти мужа, и она же изъявила желание передать шедевры в Константиновский дворец в Стрельне.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
«Я беру на себя этот музей и будем приглашать сюда тех, кто интересуется Дмитрием Шостаковичем. Никто не может мне запретить приглашать гостей. И никого не касается, что мы тут будем делать: восторгаться Дмитрием Шостаковичем или пить чай», - заявила Галина Вишневская за чашкой чая теперь уже просто в квартире №7 на улице Марата, которая была куплена ею и Мстиславом Ростроповичем в 2002 году.
Город, как оказалось, совсем не обиделся, что его лишили такого бесценного подарка. Как пояснил глава Комитета по культуре Антон Губанков, который находился в момент заявления в квартире Дмитрия Шостаковича, передача помещения в дар городу вызывает столько трудностей, что уж лучше будет оставить ее в частной собственности. Заодно он передал привет Вишневской от губернатора Валентины Матвиенко и пожелание встретиться.
Напомним, что в ноябре 2006 года между Мстаславом Ростроповичем и Галиной Вишневской (у которых квартира находилась в долевой собственности) и губернатором города Валентиной Матвиенко был подписан предварительный договор о заключении сторонами в будущем договора дарения. Для того, чтобы его реализовать, нужно было пройти три этапа: издать соответствующее постановление городского правительства, заключить договор дарения в лице КУГИ и зарегистрировать право госсобственности. Процесс был запущен, дело дошло до издания постановления правительства. Но через месяц после этого не стало Мстислава Ростроповича. Оформление наследства затянулось.
Кроме того возникли дополнительные проблемы, которые подкинул Жилищный кодекс РФ. Дело в том, что музей должен был стать филиалом Госмузея театрального и музыкального искусства. А под эти цели можно по законодательству использовать только нежилые помещения. Как уточнил Антон Губанков, перевести квартиру из жилого в нежилой фонд «практически невозможно», трудность представляет несколько требований: необходим отдельный вход, квартира должна располагаться на первом этаже или чтобы под ней не было жилых помещений.
Когда возникло столько проблем, и город, и Галина Вишневская решили, что хватит. Если бюрократию не победить — официальным музеем квартира Дмитрия Шостаковича становиться не будет.
Напомним, что немало проблем было и с соседями. Ирина Каменева и Юрий Щеглов в июне 2000 года купили квартиру №5 в этом доме (снизу). В августе того же года они провели ремонт. В июне 2002 квартиру №7 - этажом выше - купили Ростропович и Вишневская. В начале июля фирма «Стройсервис» приступила к ремонту квартиры, приобретенной музыкантом и певицей. Через несколько дней после начала ремонта 7-й квартиры - 7 июля - Каменева и Щеглов обнаружили на потолке своего жилья трещины. Они обратились к строителям, которые осмотрели повреждения и составили акт об их обнаружении, пообещав все устранить. Осенью, когда ремонтные работы подходили к концу, хозяева 5-ой квартиры заволновались - никаких действий по устранению нанесенного ущерба «Стройсервис» не предпринимал. Тогда Каменева и Щеглов и обратились с письмами в Вашингтон, Петербург и Нижний Новгород, где расположены представительства Ростроповича и Вишневской. Но положительного результата это не принесло. 10 февраля 2003 года Каменева и Щеглов подали иск в суд.
Как писали позже Камнева и Щеглов в СМИ, «реконструкция проводилась без предпроектного обследования, без проекта и, как следствие, без технадзора, видимо, для экономии средств. Что и как делали, неизвестно. В результате межэтажное перекрытие было ослаблено; оно стало аварийным и может обрушиться в любой момент. При разрушении межэтажного перекрытия последнего этажа может обрушиться весь дом, что уже произошло с домами по адресу ул. Стремянная, д. 15/1 и ул. Марата, д. 6. В ходе работ по реконструкции в доме с деревянными перекрытиями были снесены все внутренние межкомнатные стены и разгружено перекрытие между нашей квартирой и квартирой Ростроповичей, вследствие чего оно поднялось на 3-4 см. По нашему потолку пошли трещины и щели. При хождении в квартире у Ростроповичей у нас слышен каждый шаг, качается люстра, и вибрируют двери. В момент реконструкции нужно было потратить на 2-3 тысячи долларов больше, и проблема бы исчезла. Мы обратились к производителям работ, но к нам не прислушались».
Но в ходе судебных разбирательств дело все время принимало неожиданные повороты: то квартиру Шостаковича арестовывали, то арест снимали. А в итоге Дзержинский районный суд вынес решение о том, что серьезного вреда ремонтом не нанесено и признали причинение материального ущерба на 89 тысяч рублей. Городской суд кассацию отклонил. Как еще в 2006 году рассказывал Мстислав Ростропович, «соседям снизу были предложены услуги рабочих, проводивших ремонт в квартире Шостаковича, с тем, чтобы они устранили причиненный ущерб. Они отказались. Видимо, хотели денег. Но они их не получили и не получат».
Как говорит сегодня Галина Вишневская, ей и этот сосед снизу, и все остальные конфликты уже надоели. Чтобы никому не мешать, группы ценителей творчества Шостаковича смогут приходить по предварительной записи в гости. Смогут увидеть экспозицию афиш и фотографий, увидеть его личные вещи, послушать музыку и посмотреть фильмы. Город же будет посильно помогать частному музею.
«Мы покупали квартиру с радостью и открытым сердцем. Делали ремонт, покупали и находили по всему городу личные вещи Дмитрия Шостаковича. Сделали экспозицию, которая посвящена годам его молодости и его памятнику — опере «Леди Макбет Мценского уезда». Но из-за соседа снизу нас затаскали по судам. Ремонт мы закончили, подарили музей Петербургу. А потом выяснилось, что дарственная предварительная. Квартира находится в жилом доме и не может стать музеем, так как нужен отдельный вход. Жильцы начали жаловаться. Ни одной экскурсии еще не было, а жильцы уже жаловались. Если мы не прекратим эти тяжбы, смысла в этом не будет», - говорит Вишневская.
Справка.
В этой квартире на Николаевской улице (ныне улица Марата) Дмитрий Шостакович жил с 1914 по 1933 год. Здесь под руководством матери в девять лет начал заниматься на фортепиано, а через год поступил в музыкальную школу Гляссера, находившуюся неподалеку, на Владимирском проспекте. Тогда же появились его первые композиторские опусы. Здесь он жил, пока учился в консерватории, написал первую симфонию и был избран членом правления Ленинградского отделения Союза советских композиторов. В 1932-ом году Дмитрий Шостакович женился на Нине Варзар, которой посвящено одно из ключевых произведений - «Леди Макбет Мценского уезда». В квартире частично воссозданы интерьеры. Среди экспонатов - мебель, принадлежащая Шостаковичу, его стол, переданный в дар музею сыном композитора, фотографии, афиши, программки с концертов.
У Ростроповича и Вишневской было много домов, которые они приобретали в годы скитальческой эмигрантской жизни: во Франции, Великобритании, Швейцарии, Финляндии, Соединенных Штатах Америки. Главной всегда оставалась квартира в Париже, на авеню Georges Mandel. По сведениям, которые последние годы сообщались в СМИ, у Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской было более 20 квартир в городе, в том числе были куплены четыре большие квартиры: в особняке на набережной Кутузова, 16, на улице профессора Попова, на Мойке и Английской набережной. В особняке на набережной Кутузова собран архив чрезвычайной ценности (старинной мебели и подлинников произведений живописи, писем и документов, рукописей выдающихся музыкантов, нотных изданий с автографами, театральных костюмов и докторских мантий, личных наград и приношений со всего света), которые были привезены четой в Петербург. Кстати, история приобретения особняка обросла слухами, которые Галина Павловна публично развеивала. Она говорила, что этот особняк не дарил чете музыкантов Анатолий Собчак. За свои средства выкупались 39 квартир, чтобы расселить 115 человек.
В мае текущего года в Константиновском дворце была выставленна коллекция Ростроповича и Вишневской из 450 произведений искусства. Она была собрана в сентябре прошлого года, накануне торгов Sotheby’s ее за 72 миллиона долларов купил директор "Газпроминвестхолдинга" и владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов. В коллекцию входят мебель XVIII и XIX веков, серебро, фарфор и художественное стекло императорских и частных заводов, картины Валентина Серова, Карла Брюллова, Николая Рериха, Бориса Григорьева. Решение о продаже коллекции Галина Вишневская приняла после смерти мужа, и она же изъявила желание передать шедевры в Константиновский дворец в Стрельне.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру