Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 августа 2008 00:13      290

Не хочу учиться, хочу олигарха из «Форбса»

Перед началом нового телесезона российское ТВ решило вспомнить о своей молодежной аудитории. Канал «ТНТ» представил на суд зрителя сериал «Универ». Догадаться о тематической направленности этого продукта не составит труда. Это сериал о веселой и беззаботной жизни студентов. Впрочем, определения «веселая» и «беззаботная» в данном случае верны лишь отчасти. Ведь современные студенты, если верить новому телепроекту, живут теми же ценностями и проблемами, что и скучный взрослый мир.

При просмотре проекта «Универ» в тысячный раз убеждаешься в том, что создание качественной развлекательной продукции для молодежи – задача не из легких. Здесь сложно не впасть в одну из двух крайностей. С одной стороны – соблазн сотворить нечто совершенно «улетное», «прикольное» и непростительно хулиганское. То, что будет принято молодой публикой на ура, но вызовет нарекания взрослой аудитории. С другой - опасность погрязнуть в дидактике, сделать свой продукт излишне корректным, а значит - совершенно неинтересным для молодежи. Отечественное ТВ помнит проекты как первого, так и второго типа.

Скажем, долгое время на «Пятом канале» выходил сериал «ОБЖ», рассказывавший о жизни питерских старшеклассников. Продюсеры проекта всеми силами пытались превратить его в некий аналог «Фабрики звезд». Все соответствующие атрибуты поп-конвейера были налицо: выступления музыкальной группы, собранной из исполнителей главных ролей, фан-клубы юных актеров, девочки-фанатки, визжащие на концертах кумиров. Сам же сериал являл собой нечто совершенно пресное и заунывное: наигранность сквозила буквально из каждого кадра, а общались «обычные питерские школьники» разве что не на языке лицеистов пушкинской эпохи.

Практически таким же выхолощенным и стерильным зрелищем был и другой «школьный» телесериал - «Простые истины» (канал «Россия», 1999 г.). Впрочем, нарочитая «правильность» этого сериала (главные герои которого напоминали не отечественных тинэйджеров из 90-х, а скорее персонажей картины «Доживем до понедельника») понятна. Представить себе, как канал «Россия» показывает подростков, пьющих портвейн или пытающихся расстаться с невинностью, абсолютно невозможно.

Телепроектов, разговаривавших с молодежью на их языке и не «запаривавшихся» по поводу воспитания юного поколения, у нас также было предостаточно. Одиозные реалити-шоу «За стеклом» и «Голод», повествующий о развлечениях «золотой молодежи» сериал «Клуб» на «MTV» - эти и многие другие программы были лишены любых условностей. Их героями становились не абстрактные фигуры, не имеющие ничего общего с современным молодым человеком, а типичные и вполне себе реальные представители нашего несентиментального времени. Бесспорно, проект «Универ» тяготеет к продукции именно такого рода.

Кстати, многие наверняка вспомнят о том, что новый продукт «ТНТ» - отнюдь не первый российский сериал о получающих высшее образование юношах и девушках. Ровно три года назад «РЕН-ТВ» презентовало сериал «Студенты», который вместе с проектами «Солдаты» и «Туристы» образовал в сетке вещания канала своеобразную «ТЫ-триаду» (промоушн-кампания новых сериалов в августе 2005 г. строилась как раз вокруг обыгрывания этих повторяющихся окончаний). К слову, подобное «тыкание» зрителю пришлось не по душе: эфирная жизнь «Студентов» и «Туристов» была недолгой (чего не скажешь про «Солдат» – сериал, насчитывающий уже около полутора десятков сезонов).
«Студенты» оказались вполне милым развлекательным продуктом, где была нащупана крайне тонкая грань между «правдой жизни», злободневностью, с одной стороны, и сдержанностью, интеллигентностью с другой. Скажем, присутствовали в сериале ректор-взяточник, «мальчики-мажоры» и прочие герои нашего времени, но при этом проект оставался зрелищем добрым и обаятельным.

Теперь же обо всех тех, кто грызет гранит науки в российских ВУЗах, вспомнил канал «ТНТ». Над ситкомом «Универ» работала весьма серьезная творческая команда: режиссер Петр Точилин (известный по молодежной кинокомедии «Хоттабыч»), а также авторы и продюсеры Семен Слепаков и Вячеслав Дусмухаметов, до этого принимавшие участие в создании таких проектов, как «Наша Russia», «Камеди клаб», «Папины дочки». Иначе говоря, новый сериал делался в общем-то молодыми людьми, прекрасно представляющими, чем живет современное студенчество, на каком языке оно изъясняется и т.п.

Главными героями «Универа» стали пятеро молодых людей, каждый из которых предсказуемо соотносится с определенной студенческой «кастой». Есть среди героев и плейбой-сердцеед (студент журфака Гоша, сыгранный актером Алексеем Гавриловым), и «блондинка в шоколаде» (сексапильная Аллочка – Мария Кожевникова), и недалекий качок (боксер Кузя, Виталий Гогунский), и, наконец, рассудительная «синечулочница» (умница и отличница Таня, роль которой сыграла Валентина Рубцова – публика может помнить ее по шоу «Слава богу, ты пришел!» и по герлз-бэнду «Девочки»). С четырьмя этими персонажами, живущими в обычной студенческой общаге, знакомится первокурсник Саша (Андрей Гайдулян) – сын олигарха, сбежавший из уготованной ему золотой клетки и променявший учебу в Лондоне на студенческий билет учащегося астрономического факультета.

Вокруг каких именно моментов студенческого бытия будут развиваться события ситкома угадать несложно. Сессии и зачеты, дружеские попойки, тусовки, соблазнение девиц, секс - список продолжит каждый, кто был когда-то студентом. Правда, с эксплуатированием темы секса создатели сериала явно переборщили. Процентов семьдесят всех шуток в «Универе» - это, как принято сегодня говорить, юмор ниже пояса. Буквально в первой же сцене премьерной серии проекта молодые люди забавляются, заглядывая под короткий халатик соблазнительной соседки по общаге и проверяя, какого цвета на ней нижнее белье. Дальше – в том же духе. Правда, секса как такового или даже намека на его изображение в ситкоме не обнаруживается. Вместо этого - бесконечный треп о собственных сексуальных подвигах, рассуждения о методиках соблазнения девушек и т.д. В результате «Универ» начинает напоминать откровенно дебильные западные комедии об озабоченных тинэйджерах вроде «Американского пирога» или «Муравьев в штанах».

Однако примечателен новый ситком отнюдь не всем этим. Любопытна та система ценностей, которая определяет смысл бытия главных героев сериала. Так, студентка Аллочка непрестанно листает журнал «Форбс» и влюбленными глазами смотрит на портреты бизнесменов из первой сотни рейтинга миллиардеров. Карточка «Visa Platinum», которую папаша-олигарх оставляет друзьям сына, становится у обитателей общаги настоящим объектом религиозного поклонения. Сам же отпрыск миллиардера – как только выясняется его далеко не рабоче-крестьянское происхождение - превращается для соседей по общежитию в лучшего парня на свете . А уж об автомобиле «Лексус» все та же блондинка Аллочка говорит с таким восторгом, как будто речь идет о любимом мужчине.

В общем, уже первое знакомство с героями «Универа» не оставляет никаких сомнений: перед нами – дети молодого российского капитализма, конченые конформисты и циники. Протестовать против скучного и бессмысленного взрослого мира или подтрунивать, «стебаться» над ним они - в отличие от персонажей книги «Над пропастью во ржи» или фильма К. Шахназарова «Курьер» - не собираются. Наоборот: герои нового сериала пребывают в неком транзитном состоянии и мечтают, судя по всему, лишь о том, чтобы поскорее повзрослеть и дожить до того времени, когда у тебя будет своя «крутая» банковская карта и свой «понтовый» автомобиль.

И еще одна примечательная деталь, касающаяся нового сериала – продукта, довольно занимательного и по-своему «драйвового». «Универ» оказался тем развлекательным телепроектом, который не лишен политической злободневности. Так, в одной из сцен отец-олигарх в сердцах бросает сыну, рекомендующему родителю пожертвовать на нужды российской науки: «Ты еще скажи, чтобы я эти деньги выделил на развитие нанотехнологий!». На что отпрыск, не моргнув глазом, отвечает: «Скажут – выделишь...».

Нет. Все-таки невеселое и тревожное нынче время, господа, коли даже в коммерческие увеселительные проекты проникают темы такого рода.

Сергей Ильченко-мл.