Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 июля 2008 15:09      280

Рок-клуб погряз в разборках

Ленинградский рок-клуб стал достопримечательностью нашего города, однако в настоящее время с легендой происходит что-то непонятное. Собрания функционеров проходят чаще, чем концерты. Оппозиция грозится открыть еще один рок-клуб, сместить нынешних лидеров клуба, в ход пошли даже поддельные письма губернатору… В этой ситуации по просьбе «Фонтанки» попытался разобраться «старый рокер» George Гуницкий.

Первый концерт ленинградского рок-клуба состоялся 7 марта 1981 года, в зале ЛМДСТ (Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества) на улице Рубинштейна, 13. Тогда это стало настоящей сенсацией, ведь в совдеповские времена рок-музыка была в загоне, и если случались где-то концерты, то проходили в маленьких зальчиках, не афишировались. В том первом рок-клубовском концерте играли «Мифы», «Зеркало», «Россияне» и «Пикник», и это был настоящий праздник. Это был прорыв. Ну а потом началось… Концерты, фестивали, выступления за границей. «Красная волна» и Джоанна Стингрей. Уникальная выставка «Реалии Русского рока» в Гавани, в 1991 году…

Когда теперь рок-клуб называют легендарным - это отнюдь не пустые слова. Можно по-разному относиться к рок-музыке, нельзя отрицать, что для нашего города рок-клуб стал еще одной достопримечательностью. На Рубинштейна, 13 рок-альма-матер нет с марта 2000 года, однако до сих пор многие из приезжающих в Питер направляются по этому адресу, заходят в исторический двор, рассматривают надписи и граффити, сделанные в прошлом столетии...

C 2000 года рок-клуб надолго исчез из поля зрения и зрителей, и музыкантов. Тем не менее, репутация рок-н-ролльной столицы у Питера сохранилась, сюда продолжали перебираться на постоянное место жительства и отдельные музыканты, и даже группы из многих уголков нашей необъятной. Не потому, что здесь все легче и проще «подняться», просто в Питере уже сформирована рок-среда, тогда как в провинции рок-музыкантам гораздо сложнее обратить на себя внимание. Некоторые перебирались, впрочем, в белокаменную. Но Москва – прежде всего, столица попсы и гламура, и многим рокерам там неуютно…

Что касается рок-клуба, то он долгое время находился между небом и землей. Годами не происходило ничего интересного. Казалось, так будет и дальше. Однако появилась в 2007 году общественная организация «Музыка XXI». Ее организатор и директор Андрей Антонов, искренне любящий настоящий рок, решил создать структуру, в которой матерые музыканты смогли бы передавать опыт молодым. «Музыка XXI» приступила к работе в ДК имени Цурюпы. В качестве кураторов-педагогов привлечены такие музыканты, как Владимир Рекшан, Александр Ветров, Марк Бомштейн, Станислав Эринбетов, Василий Соколов, Евгений Губерман, Алексей Рахов. Профессора Театральной академии Юрий Харитонович Васильков и Лариса Вячеславовна Грачева занялись тренингами по сценическому движению.

Сегодня в рамках «Музыки XXI» работают 20 групп, среди которых уже получившие некоторое признание - «Ливень», «Осы», «Синдром Внезапной Смерти Моментального», «С'нега», Dizzy Jazz, проект ВетровЪ. Андрей Антонов говорит: «Если кому-то нравится «Фабрика звезд», пусть смотрит и слушает ее. Но у нас другая музыка. Мы хотим поддерживать и развивать рок-традиции, восстановить справедливость. Мы считаем, что музыка, условно называемая «роком», интереснее, музыкальнее, полифоничнее, поэтичнее, чем попса. Конечно, появление новых Цоев или Башлачевых просчитать невозможно. Задача в создании некоего «бульона», среды, реальной и живой, где бы естественным образом формировались новые музыканты. И дальше выходили на сцену и бились за своего слушателя».

Осенью прошлого года Андрей Антонов начинает регулярно общаться с бессменным президентом ленинградского рок-клуба Николаем Михайловым. Происходит это отнюдь не только из-за уважения к личности и к деятельности легендарного рок-мэтра, но и оттого, что целью Андрея является постепенное формирование структуры, сориентированной не только на концертную деятельность. Собственно говоря, ведь наш старый рок-клуб и не был никогда только местом для проведения концертов: музыкантов, безусловно, объединяла духовная общность, она и была причиной бурного развития роковой альма-матер в «золотой» для нее середине 80-х.

Работа молодой рок-структуры стала ментальным стимулом для рок-клуба и его президента. Результатом всплеска новой питерской рок-волны явился рок-клубовский концерт-фестиваль, что прошел в марте этого года в Манеже Кадетского корпуса и был приурочен к 27-летию с момента возникновения рок-клуба. Выступали «Телевизор», «Модест», «Нэп», «Сплин», «Чиж и С», «Крематорий», а кульминацией стало появление «Странных Игр». Так давно группа не выступала, только в середине 90-х музыканты играли вместе! Концерт получился удачный, яркий, в лучших традициях питерского рок-н-ролла. Однако потом рок-клуб опять впал в очередную летаргию.

Время от времени происходили малочисленные собрания, которые иногда перерастали в локальные возлияния… И опять долгое и скучное ничего. Но рок-клубовская прострация уже не всех устраивала - появилась так называемая инициативная группа. Оппозиция внутри рок-клуба! Я не стану сейчас называть имена и фамилии тех, кто решил вновь разжечь сильный огонь на рок-клубовском костре; в конце концов, все эти люди не были случайными, проходными персонажами, немало каждый их них в свое время сделал для того, чтобы питерский рок не замолкал. Оппозиционеры уже излагали свои планы и концепции по радио, и по телевидению. В этом также нет ничего предосудительного.

Однако зачастую можно было услышать или прочитать достаточно странные идеи: проекты реорганизации рок-клуба из ленинградского во всероссийский, открытия для новой структуры здания-замка, трактира «Сайгон», последующего строительства рок-стадиона, создания «Академии Арт-рока», проведения вечеров рок-романсов, и даже создания нацпроекта «Могучий Круг Российского Рока». Его кульминацией должно было стать открытие фестиваля на плошади «Волшебного Дирижабля» (так должна называться площадь возле Смольного) с приглашением LED ZEPPELIN. Увы, все это нельзя не считать проявлениями натурального и фантасмагорического абсурда…

Один из оппозиционеров решился даже на сочинение письма губернатору за подписью Николая Михайлова. Причем рок-клубовский президент вообще ничего про это фальшивое письмо не знал. В послании излагалось бедственное положение питерской рок-альма–матер и рассказывалось о многочисленных проблемах, в том числе об отсутствии собственного помещения и прочих «отсутствиях». Все это, конечно, так, только подделывать письма и документы не есть хорошо. И даже уголовно наказуемо.

История, однако, развивалась, и Михайлов получил ответ на письмо, которое не писал! Ответ негативный. Однако, познакомившись задним числом с тем злополучным письмом, Николай полагает: оно было настолько беспомощным и убогим по сути и содержанию, что иного ответа быть не могло. Естественно, было созвано рок-клубовское собрание. Разборки, разговор о перевыборах президента, бесконечные взаимные претензии, рассуждения о новом названии, новом статусе, еще одном рок-клубе…

Совсем недавно Михайлов созвал еще одно собрание в родственной рок-клубу «Камчатке». С одной стороны, смешно: рок-клуб не функционирует, концертов нет, а собрания проводятся с пугающей частотой. Только на сей раз необходимость в собрании, в самом деле, возникла. В клубе–музее «Камчатка» собралось больше народу, чем во время предыдущих тусовок. Однако со стороны оппозиционеров почти никто не пришел. Что ж, посидели, поговорили без них. Михайлов вновь сказал, что никто не собирается препятствовать появлению еще одного рок-клуба, однако старый ленинградский рок-клуб прошел необходимые бумажные процедуры по перерегистрации и будет продолжать деятельность.

На сегодняшний день противостояние в рок-клубе не закончено. Судя по всему, оппозиция продолжит «подрывную» работу, рок-клуб же станет искать возможности для очередного ренессанса. Хорошо бы обошлось без поддельных писем и прочих гнусностей.

George Гуницкий,
Фонтанка. ру