Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 07 июля 2008 15:27      302

Приживется ли в России день супружеской любви и семейного счастья?

8 июля в России появится новый государственный праздник — День супружеской любви и семейного счастья. С инициативой о его учреждении выступили жители города Мурома, которые с 1992 года прославляют в этот день благоверных Петра и Февронию, чьи мощи покоятся в Свято-Троицком монастыре. В марте эта идея была одобрена на Совете Федерации, и вот 8 июля страна впервые отметит новый праздник.

В том, что в Год семьи учрежден День супружеской любви и семейного счастья, нет ничего удивительного. Муромляне действовали почти наверняка: ведь ясно же было, что глава Счетной палаты Сергей Степашин, посетивший в январе этого года Муром, почетным гражданином которого он является, горячо поддержит горожан. Идея понравилась и духовным и светским властям. В самом деле - что может быть актуальнее, чем супружеская верность в Год семьи? И вот уже Петр и Феврония объявляются российскими Ромео и Джульеттой, а некоторые склонны верить тому, что новый праздник успешно заменит собой День Святого Валентина. Акция задумана широко, достаточно сказать, что оргкомитет празднования возглавила супруга президента Дмитрия Медведева. Но выиграет ли от всего этого древний и славный Муром? Вряд ли многочисленных паломников, которые прежде стремились сюда затем, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии, обрадует запланированный на 8 июля грандиозный концерт с участием звезд российской эстрады.

В том, с какой поспешностью руководители страны ухватились за идею проведения государственного Дня супружеской любви, есть изрядная доля нарочитости. У нас так много праздников, что добавление еще одного ничего не изменит. А научить любви и верности с помощью телевизора вряд ли возможно. Да и возможно ли вообще? Пример Петра и Февронии убедит только воцерковленных и смиренных сердцем. Житие этих святых, которые, будучи праведными «любили чистоту, всегда были милостивыми и скончались в один день», достаточно скупо. И если они и считаются покровителями любви и супружества, то лишь благодаря повести, написанной в 16 веке Ермолаем-Еразмом. Это древнее предание похоже на сказку и, возможно, имеет мало общего со своими реальными прототипами, жившими 780 лет назад.

Кто такие Петр и Феврония?

Летопись сообщает, что Муромский князь Петр его жена Феврония жили в XII - начале XIII вв. И столь добрую память оставили о себе они, умершие в 1228 году и принявшие перед кончиной монашеский чин, что Церковь решила причислить их к лику святых. В связи с канонизацией, которая состоялась в 1547 году, митрополит Макарий и предложил Ермолаю-Еразму создать житие Муромских святых. Этот даровитый церковный писатель оставил после себя немало сочинений, но «Повесть о Петре и Февронии», безусловно, является лучшей среди них. Основанная на многочисленных народных сказаниях, она словно соткана из сказочных и легендарных мотивов. По собственному признанию Ермолай-Еразм «писал о том, что слышал», а история о мудрой деве и герое-змееборце была чрезвычайно популярна в фольклоре.

Рассказывали, что у князя Петра был старший брат Павел, к жене которого повадился летать крылатый змей. Этот хитрый и подлый змеюга склонял молодую княгиню к блуду, принимая вид Петра всякий раз, когда его видел кто-нибудь другой. Опечаленная княгиня рассказала о своей беде мужу, и тот посоветовал ей выведать у змея, какой смертью суждено ему умереть. «Если буду знать об этом, - сказал он, - то смогу избавить тебя от его дыхания и от шипения и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно». На что хитер был змей, а не устоял перед речами льстивыми и рассказал княгине, что будет ему смерть - «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Павел смекнул, что победить змея должен брат его Петр. Оставалось раздобыть Агриков меч, но за этим тоже дело не стало. И молодой Петр сразил-таки проклятого змея, но перед тем, как издохнуть, тот успел окропить его кровью своей поганой, после чего князь покрылся струпьями и занедужил. Поскольку в Муроме исцелить князя никто не мог, дружинники отправились искать лекарей в соседние земли. И вот в рязанской деревне Ласково встретил один из них девицу Февронию, речи которой показались ему до того разумными, что рассказал он ей про болезнь Петра. А Феврония велела привезти князя к ней, обещая исцелить его в том случае, если он «смиренен и мягкосердечен». Петра привезли. Он, в свою очередь, обещает Февронии богатства несметные в случае выздоровления. Но мудрая дева говорит, что богатства ей не надобны, а пусть князь женится на ней. Петр хоть и не собирался брать в жены простолюдинку, но пообещал (чего не сделаешь, чтобы избавиться от тяжкого недуга). Тогда Феврония дала ему баночку с целебной мазью, велела попариться в бане и смазать мазью все струпья, кроме одного. Петр так и сделал. Но, исцелившись, он вмиг забыл о своем обещании, решив откупиться от своей спасительницы дорогими подарками. А через некоторое время от того струпа, что оставался на теле князя, пошли новые, и расхворался он пуще прежнего. Тут-то и вспомнил Петр о нарушенном слове и пристыженный вернулся к мудрой деве, умоляя простить его. Феврония была не только мудра, но и добра. Она приготовила новое зелье, Петр исцелился и обвенчался с Февронией. Вскоре брат Павел умер, и стал Петр княжить на Муромской земле. Но невзлюбили бояре незнатную Февронию. «Не хотят наши жены быть у тебя в подчинении, - говорили они ей. - Возьми себе богатства и иди, куда хочешь». Мудрая Феврония отвечала им, что уйдет лишь в том случае, если отпустят с ней любимого мужа. Согласились на то бояре. А Петр, узнав, что ему придется выбирать между женой и княжеством, не решился нарушить заповедь, данную Февронии перед Богом. Снарядил он корабль и вместе с женой и слугами верными покинул Муром. А бояре, выбирая нового князя, вскоре переругались да за мечи схватились. Оставшиеся в живых одумались и бросились вдогонку за Петром, упрашивая его вернуться на отчий престол. Вернулись Петр и Феврония и правили с кротостью и справедливостью. А когда состарились и почувствовали, что дни их сочтены, то приняли иноческий чин в разных обителях и стали просить Бога, чтобы позволил им умереть в один день, завещая похоронить себя в одном заранее приготовленном каменном гробу. Бог внял их молитвам, но люди решили пренебречь завещанием, рассудив, что монахам не подобает лежать вместе. Поэтому их положили в раздельные гробы и оставили на ночь в церкви. А утром те гробы нашли пустыми, а Петр и Феврония оказались в той гробнице, которую приготовили сами. Так их и похоронили.

Нетрудно заметить, что повесть Ермолая-Еразма больше похожа на народную сказку, чем на житие святых. Она не была включена в Великие Четьи Минеи, но по праву считается одним из лучших памятников древнерусской литературы. Признавая существование Петра и Февронии, Церковь отрицала достоверность сказания о них, что, впрочем, никогда не мешало этим святым быть почитаемыми в народе. В 1553 году в Муроме над их мощами была возведена церковь. В богоборческую эпоху они хранились в музее, откуда в 1989 году были переданы Церкви и помещены в Благовещенский собор Мурома. В Свято-Троицкий женский монастырь мощи Петра и Февронии торжественно перенесены в сентябре 1992. Этот день стал праздником муромлян. Тогда же было принято решение о совмещении Дня города с Днем прославления благоверной четы Петра и Февронии. С тех пор 8 июля в Муром приезжают отовсюду. Люди молят святых даровать им надежду на семейное счастье.

С Петром и Февронией традиционно связывают представления о любви и супружеской верности. Но брак этих людей был далек от нынешнего понимания семейной жизни. Их главное достоинство заключалось в праведности. Что до любви и верности, то даже в сказочной повести Ермолая-Еразма эти качества присущи разве что Февронии. Она действительно любит своего безвольного мужа и умирает вместе с ним, потому что не может жить без него. Вряд ли стоит делать из Петра и Февронии покровителей влюбленных, как это иногда пытаются. И новый праздник никогда не сможет заменить собой День Святого Валентина. Потому что между ними лежит пропасть.

Насаждать праздники сверху – дело безнадежное. Как говорила Екатерина II: «Плоха та политика, которая законом пытается изменить то, что можно изменить только традициями». Втискивать в нормы «Дня супружеской любви и семейного счастья» Петра и Февронию по меньшей мере странно. Ведь в своей устремленности к Христу эти святые воплощали скорее душу народную, где открытая влюбленность, эмоциональность и страстность не то, что не поощрялись, а, мягко говоря, совсем наоборот. Неизвестно, приживется ли новый праздник, а Петра с Февронией жалко.

Елена Летенкова,
специально для «Фонтанки»

*
Петербургские чиновники готовились к проведению нового праздника загодя и решили «растянуть удовольствие». Так, 5 июля, в преддверии Дня любви, семьи и верности, в городе на Неве появился новый памятник – стелла с изображением аистов. В воскресенье он продолжился Всемирным днем поцелуя, который в северной столице отметили на Сенной площади. Празднику, рожденному в Великобритании и одобренному ООН, петербургские организаторы придали целомудренную окраску.

А 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, центром торжеств станет Петропавловская крепость, где состоится чествование супружеских пар, отмечающих «бриллиантовые» и «золотые» свадьбы, а также молодоженов (всего в городе на Неве ежедневно регистрируют брак 120-150 пар). Им вручат подарки и памятные медали с изображением благоверных князей Петра и Февронии. Во время праздника по всей территории Петропавловской крепости для влюбленных петербургских пар будет курсировать «Ромашковый паровозик». В 20.00 петербуржцев и гостей города поздравят звезды российской эстрады: Филипп Киркоров, Николай Басков, Надежда Кадышева, Земфира.