«Приглашаем вас поклониться православной святыне в церкви святой Елисаветы» - такая реклама идёт на петербургских телеканалах. Красуются рекламные конструкции с подобным призывом и на городских улицах — даже на Невском проспекте. И всё бы хорошо, вот только происхождение мощей, предлагаемых для поклонения, неизвестно. Да и церковь не имеет никакого отношения не только к РПЦ, но даже к «раскольникам». А когда корреспондент "Фонтанки" познакомился с биографией ее настоятеля, стало и вовсе жутковато.
Реклама мощей на городских улицах появилась этой зимой. Православным предлагали поклониться Св.Николаю, Великомученику Пантелеймону и Св.Елисавете. Прибывали святыни в храм Святой Елисаветы, расположенный на Светлановском проспекте, напротив Северного рынка. Правда, манера призывать верующих несколько настораживала. Удивляло и то, что прибытие в наш город едва ли не самых известных православных святынь прошло без широкого оповещения.
Озадаченные верующие обратились с вопросами в петербургскую епархию и получили неожиданный ответ: церковь Св.Елисаветы не имеет никакого отношения к РПЦ и до недавнего времени относилась к «раскольничьей группировке», Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Причем настоятель храма Григорий Лурье был рукоположен в РПАЦ в 1999 году, в 2000 году принял монашество с именем Григорий, а уже 20 июля 2005 года ему запретили служение за пропаганду антицерковных учений. В сентябре 2006 года сан с Григория Лурье снят. Однако, несмотря на это, Лурье почему-то и сегодня продолжает совершать службы в храме.
Едва ли обрадовало верующих и официальное сообщение миссионерского отдела петербургской епархии: «По поводу прибытия в храм святой Великомученицы Елисаветы на Светлановском проспекте мощей святого Николая Чудотворца сообщаем, что мощи находятся в Италии в городе Барри и никому никуда и никогда не отправлялись. Частица мощей может быть передана приходу только с благословения патриарха. В Санкт-Петербурге частицы мощей святого Николая находятся в Николо-Богоявленском Морском соборе».
Но сегодня в церкви на Светлановском корреспондента "Фонтанки" заверили: золотой ковчег на постаменте - с теми самыми, "итальянскими", подлинными мощами.
Трюк — не новый
Два года назад в городе уже произошел скандал, связанный с попыткой все того же Лурье выставить в своем храме «мощи» Св.Серафима Саровского. Интересно, что история прошла для бывшего священнослужителя без всяких последствий. Впрочем, в жизни этого, бесспорно, неординарного человека, много удивительного.
Вадим Лурье родился в 1962 году, крестился с именем Василий в 1982 году. Был женат, но в 1994 году разошелся с женой. В 2000 году принял монашеский сан. Занимается историей христианского богословия, аскетики и богослужения на негреческом востоке, редактирует портал Credo.ru, позиционируя его как оппозиционное РПЦ СМИ. За свое пристрастие вести диспуты на религиозные темы в интернете, в том числе и в «Живом журнале», получил прозвище «виртуальный монах».
От «Клуба самоубийц» до главы прихода
Впервые имя Вадима Лурье попало на страницы СМИ в 2004 году в связи со случаями суицида среди его подопечных. Выяснилось, что в период с июня 2002 года по июнь 2003 года Лурье снимал несколько частных квартир в Петербурге, куда приглашал жить людей, заявлявших о желании покончить с собой. Под его руководством на протяжении нескольких лет в Петербурге существовал «Клуб самоубийц». О его работе можно написать не один том, ограничимся небольшой цитатой из материала, опубликованного в 2004 году: «Осенью 2002 года выпускница мариупольского техникума Катя Черкова уехала в Харьковский университет на свою первую сессию. А потом вдруг позвонила из Петербурга и рассказала матери, что ее «позвал отец Григорий», и теперь она будет «помогать ему создавать сайт в интернете». Иеромонах Григорий, с которым Катя познакомилась в интернете, действительно пригласил ее на работу в создаваемый им тогда Центр по предотвращению суицидов. Больше года Катя занималась его сайтом, а еще опекала подростков, склонных к самоубийству, которых священник собирал со всей страны. В январе этого года (2004-го, - прим. «Фонтанки») Катя Черкова пропала. И только в июне у поселка Рощино в Выборгском районе Ленинградской области случайно нашли два трупа: Кати и ее 19-летнего подопечного Димы Ромкина. Тела лежали в глухом сосновом лесу, недалеко от загородной базы отца Григория. Экспертиза установила, что оба отравились психотропными препаратами. Уголовное дело возбуждено не было».
Сайт, который создала Катя и ее помощники, уже не работает. Из 24 ребят, постоянно «тусовавшихся» на портале, в живых остались только шесть. Деятельность «клуба» прекращена — во всяком случае, официальная. Сам Григорий Лурье никакого раскаяния по поводу случившегося не выказал. Священнослужитель (на тот момент еще без кавычек) объяснял, что практика «клуба самоубийц» - это экстремальная медицина. Потенциальных самоубийц якобы запугивали страхом смерти, чтобы предотвратить необратимый поступок. «Что поделать — некоторые уходят», - пожимал плечами Григорий Лурье, отвечая на вопросы о совершенных его подопечными самоубийствах.
Деятельность монаха Григория на посту руководителя «Клуба» даже рассматривалась на одном из соборов РПАЦ, и вызвала некоторые сомнения у братьев по вере. Но в итоге было решено, что давать оценку действиям Григория Лурье должны эксперты-медики, а не священнослужители, чем дело и ограничилось. Заинтересовалась «Клубом» и прокуратура, но никаких последствий для Вадима Лурье это не повлекло. К слову, сана Лурье был лишен за «растление душ верующих» и «расшатывание основ РПАЦ», причем, по мнению одного из священнослужителей, монах Григорий Лурье — не кто иной, как провокатор, внедренный официальной российской церковью в ряды «отколовшихся».
Непростая история и у храма святой Елисаветы, первоначально относившегося к юрисдикции РПЦ. В 1993 году первый настоятель церкви отец Александр Жарков освятил городскую больницу № 3 в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, и там, в комнате-часовне, раз в неделю стали совершаться богослужения, на которые могли приходить больные. Через год было решено строить около больницы церковь, и 9 марта 1994 года был освящен закладной крест. Епархия денег на строительство не давала, не удалось найти и крупных спонсоров. Строительство затянулось.
Регулярные службы в храме начались только в 1997 году. Постепенно налаживалась приходская жизнь, понемногу благоустраивали территорию вокруг храма, начали строить колокольню. Однако весной того же года Александр Жарков был отстранен от церкви, и 24 июня отец Александр через покаяние был принят в Русскую Православную Церковь За границей (РПЦЗ), за ним перешла и основная часть прихода. Но позаботиться о душах своих прихожан Александр Жарков не успел: утром 14 сентября 1997 года отец Александр был убит выстрелами в грудь и в голову; тело его нашли выброшенным на обочине дороги на окраине Царского Села.
В ноябре 1998 года РПЦЗ стала склоняться в сторону соглашательства с РПЦ. В связи с этим Свято-Елисаветинская община покинула РПЦЗ и осенью 1999 года нашла пристанище в РПАЦ, возглавляемой митрополитом Суздальским и Владимирским Валентином. Вскоре у общины появился свой священник, тот самый Вадим-Григорий Лурье, ныне лишенный сана, лишенный права совершать богослужения, но тем не менее — ведущий весьма активную жизнь.
Беспорядок на «православной кухне»
Сейчас, судя по всему, в Петербурге начинает активно «раскручиваться» очередная секта, за спиной у которой находятся весьма могущественные покровители.
Удивляет и настораживает размах, с которым продвигаются «мощи» - их рекламу можно увидеть не только по телевидению (причем в прайм-тайм), но и по всему городу.
Сердобольные верующие даже вынуждены вешать на щиты с призывом «поклониться мощам» листы с грозной надписью: «Осторожно, секта!». Но несмотря на то, что в петербургской епархии призывают положить конец действиям группы Вадима Лурье (прямо называя ее сектой), которая распространяет в Петербурге фальшивую рекламу о наличии у нее мощей Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, никто из представителей высшего ранга ни разу не выступил с официальным заявлением об этой истории.
Точку зрения РПЦ можно узнать только обратившись с запросом в петербургскую епархию. По-видимому, не усматривает никакого нарушения в действиях церкви Св. Елисаветы и ФАС. Правда, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», проверку деятельности церкви проводит прокуратура Калининского района. И, может быть, в этой истории все-таки появится хоть какая-то ясность.
Марина Зеленая,
Елена Алексеева
Фонтанка.ру
Реклама мощей на городских улицах появилась этой зимой. Православным предлагали поклониться Св.Николаю, Великомученику Пантелеймону и Св.Елисавете. Прибывали святыни в храм Святой Елисаветы, расположенный на Светлановском проспекте, напротив Северного рынка. Правда, манера призывать верующих несколько настораживала. Удивляло и то, что прибытие в наш город едва ли не самых известных православных святынь прошло без широкого оповещения.
Озадаченные верующие обратились с вопросами в петербургскую епархию и получили неожиданный ответ: церковь Св.Елисаветы не имеет никакого отношения к РПЦ и до недавнего времени относилась к «раскольничьей группировке», Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Причем настоятель храма Григорий Лурье был рукоположен в РПАЦ в 1999 году, в 2000 году принял монашество с именем Григорий, а уже 20 июля 2005 года ему запретили служение за пропаганду антицерковных учений. В сентябре 2006 года сан с Григория Лурье снят. Однако, несмотря на это, Лурье почему-то и сегодня продолжает совершать службы в храме.
Едва ли обрадовало верующих и официальное сообщение миссионерского отдела петербургской епархии: «По поводу прибытия в храм святой Великомученицы Елисаветы на Светлановском проспекте мощей святого Николая Чудотворца сообщаем, что мощи находятся в Италии в городе Барри и никому никуда и никогда не отправлялись. Частица мощей может быть передана приходу только с благословения патриарха. В Санкт-Петербурге частицы мощей святого Николая находятся в Николо-Богоявленском Морском соборе».
Но сегодня в церкви на Светлановском корреспондента "Фонтанки" заверили: золотой ковчег на постаменте - с теми самыми, "итальянскими", подлинными мощами.
Трюк — не новый
Два года назад в городе уже произошел скандал, связанный с попыткой все того же Лурье выставить в своем храме «мощи» Св.Серафима Саровского. Интересно, что история прошла для бывшего священнослужителя без всяких последствий. Впрочем, в жизни этого, бесспорно, неординарного человека, много удивительного.
Вадим Лурье родился в 1962 году, крестился с именем Василий в 1982 году. Был женат, но в 1994 году разошелся с женой. В 2000 году принял монашеский сан. Занимается историей христианского богословия, аскетики и богослужения на негреческом востоке, редактирует портал Credo.ru, позиционируя его как оппозиционное РПЦ СМИ. За свое пристрастие вести диспуты на религиозные темы в интернете, в том числе и в «Живом журнале», получил прозвище «виртуальный монах».
От «Клуба самоубийц» до главы прихода
Впервые имя Вадима Лурье попало на страницы СМИ в 2004 году в связи со случаями суицида среди его подопечных. Выяснилось, что в период с июня 2002 года по июнь 2003 года Лурье снимал несколько частных квартир в Петербурге, куда приглашал жить людей, заявлявших о желании покончить с собой. Под его руководством на протяжении нескольких лет в Петербурге существовал «Клуб самоубийц». О его работе можно написать не один том, ограничимся небольшой цитатой из материала, опубликованного в 2004 году: «Осенью 2002 года выпускница мариупольского техникума Катя Черкова уехала в Харьковский университет на свою первую сессию. А потом вдруг позвонила из Петербурга и рассказала матери, что ее «позвал отец Григорий», и теперь она будет «помогать ему создавать сайт в интернете». Иеромонах Григорий, с которым Катя познакомилась в интернете, действительно пригласил ее на работу в создаваемый им тогда Центр по предотвращению суицидов. Больше года Катя занималась его сайтом, а еще опекала подростков, склонных к самоубийству, которых священник собирал со всей страны. В январе этого года (2004-го, - прим. «Фонтанки») Катя Черкова пропала. И только в июне у поселка Рощино в Выборгском районе Ленинградской области случайно нашли два трупа: Кати и ее 19-летнего подопечного Димы Ромкина. Тела лежали в глухом сосновом лесу, недалеко от загородной базы отца Григория. Экспертиза установила, что оба отравились психотропными препаратами. Уголовное дело возбуждено не было».
Сайт, который создала Катя и ее помощники, уже не работает. Из 24 ребят, постоянно «тусовавшихся» на портале, в живых остались только шесть. Деятельность «клуба» прекращена — во всяком случае, официальная. Сам Григорий Лурье никакого раскаяния по поводу случившегося не выказал. Священнослужитель (на тот момент еще без кавычек) объяснял, что практика «клуба самоубийц» - это экстремальная медицина. Потенциальных самоубийц якобы запугивали страхом смерти, чтобы предотвратить необратимый поступок. «Что поделать — некоторые уходят», - пожимал плечами Григорий Лурье, отвечая на вопросы о совершенных его подопечными самоубийствах.
Деятельность монаха Григория на посту руководителя «Клуба» даже рассматривалась на одном из соборов РПАЦ, и вызвала некоторые сомнения у братьев по вере. Но в итоге было решено, что давать оценку действиям Григория Лурье должны эксперты-медики, а не священнослужители, чем дело и ограничилось. Заинтересовалась «Клубом» и прокуратура, но никаких последствий для Вадима Лурье это не повлекло. К слову, сана Лурье был лишен за «растление душ верующих» и «расшатывание основ РПАЦ», причем, по мнению одного из священнослужителей, монах Григорий Лурье — не кто иной, как провокатор, внедренный официальной российской церковью в ряды «отколовшихся».
Непростая история и у храма святой Елисаветы, первоначально относившегося к юрисдикции РПЦ. В 1993 году первый настоятель церкви отец Александр Жарков освятил городскую больницу № 3 в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, и там, в комнате-часовне, раз в неделю стали совершаться богослужения, на которые могли приходить больные. Через год было решено строить около больницы церковь, и 9 марта 1994 года был освящен закладной крест. Епархия денег на строительство не давала, не удалось найти и крупных спонсоров. Строительство затянулось.
Регулярные службы в храме начались только в 1997 году. Постепенно налаживалась приходская жизнь, понемногу благоустраивали территорию вокруг храма, начали строить колокольню. Однако весной того же года Александр Жарков был отстранен от церкви, и 24 июня отец Александр через покаяние был принят в Русскую Православную Церковь За границей (РПЦЗ), за ним перешла и основная часть прихода. Но позаботиться о душах своих прихожан Александр Жарков не успел: утром 14 сентября 1997 года отец Александр был убит выстрелами в грудь и в голову; тело его нашли выброшенным на обочине дороги на окраине Царского Села.
В ноябре 1998 года РПЦЗ стала склоняться в сторону соглашательства с РПЦ. В связи с этим Свято-Елисаветинская община покинула РПЦЗ и осенью 1999 года нашла пристанище в РПАЦ, возглавляемой митрополитом Суздальским и Владимирским Валентином. Вскоре у общины появился свой священник, тот самый Вадим-Григорий Лурье, ныне лишенный сана, лишенный права совершать богослужения, но тем не менее — ведущий весьма активную жизнь.
Беспорядок на «православной кухне»
Сейчас, судя по всему, в Петербурге начинает активно «раскручиваться» очередная секта, за спиной у которой находятся весьма могущественные покровители.
Удивляет и настораживает размах, с которым продвигаются «мощи» - их рекламу можно увидеть не только по телевидению (причем в прайм-тайм), но и по всему городу.
Сердобольные верующие даже вынуждены вешать на щиты с призывом «поклониться мощам» листы с грозной надписью: «Осторожно, секта!». Но несмотря на то, что в петербургской епархии призывают положить конец действиям группы Вадима Лурье (прямо называя ее сектой), которая распространяет в Петербурге фальшивую рекламу о наличии у нее мощей Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, никто из представителей высшего ранга ни разу не выступил с официальным заявлением об этой истории.
Точку зрения РПЦ можно узнать только обратившись с запросом в петербургскую епархию. По-видимому, не усматривает никакого нарушения в действиях церкви Св. Елисаветы и ФАС. Правда, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», проверку деятельности церкви проводит прокуратура Калининского района. И, может быть, в этой истории все-таки появится хоть какая-то ясность.
Марина Зеленая,
Елена Алексеева
Фонтанка.ру