Посмотрел намедни кино: там океан, яхты, самолеты, аквабайки, сокровища, пальмы, золотистый песок — в общем, рекламный ролик на тему «Скоро лето». Океана у нас нет и не будет, яхты-самолеты — удовольствие однозначно дорогое, а вот аквабайки... И в наших северных широтах вполне можно почувствовать себя суперменом на гребне волны. Расходы на превращение в аквабайкера, царя морей и озер, подсчитал корреспондент «Фонтанки».
На гребне Невы
Первый шаг к превращению в супермена — беседа с тем, кто им уже стал. Мой приятель Алексей Алексеевич (его так с юности называют за присущую супермену солидность и рассудительность) приобрел свой первый и на сегодня последний аквабайк 4 года назад. Покупал «бэушный» Sea-Doo, стоило это удовольствие производства 2000 года (сейчас эту модель уже не выпускают) 4 000 $. Хранит на даче в железном гараже. Катается на Неве за чертой города, благо дача почти на берегу. Но все равно приходится транспортировать его на машине с прицепом к ближайшему съезду.
Катается, если лето жаркое, раз пять-шесть за лето. Права на управление гидроциклом (точнее, любым маломерным судном, включая гидроцикл) у Алексея Алексеевича имеются (получил давно, когда работал на острове Врангеля и помогал доблестному рыбнадзору ловить браконьеров). Водные права образца 1989 года, выданные аж в Магаданской области, произвели столь сильное впечатление, что ему здесь в ГИМСе (Городская инспекция по маломерным судам) бессрочные новые права выдали без звука. Так и гоняет, хотя аквабайк не зарегистрирован.
«По-хорошему, конечно, надо бы его поставить на учет, - соглашается солидный Алексей Алексеевич, - только я, например, снегоход зарегистрировал как надо, и никакого проку в этом не вижу, только налоговая ежегодно присылает квитанцию к оплате. Хотя автомобилист платит за эксплуатацию дорог (хоть и не стоят наши дороги столько), а лыжни никто не прокладывает, буйки на Неве тоже не ставит...»
В общем, при таком режиме эксплуатации Алексей Алексеевич считает, что регистрация ему ни к чему и рейдов не боится.
Почем железо для народа
Гидроцикл, конечно, не яхта и не самолет, но тоже удовольствие дорогое, в цене автомобиля, хоть подержанного, хоть нет. И вообще, как советуют опытные люди, подходить к покупке гидроцикла следует точь-в-точь так же, как к приобретению авто.
Новые «Bombardier», «Yamaha», «Kawasaki», «Honda», «Polaris» и пр. стоят от 10 тысяч $ и почти до бесконечности, поскольку нет предела совершенству. У новых все те же плюсы, что у новых автомобилей: гарантийные срок (чаще всего 1 год) и фирменное ТО. Подержанные продают дешевле, но 4 000$ за четырехлетний Sea-Doo — это Алексею Алексеевичу повезло. Сейчас, судя по объявлениям, такую сумму просят за нечто российского производства и 1998 года выпуска, правда, уверяют, что новый. Вы слыхали про новые авто 1998 года рождения? Правда, при покупке бэушного торг уместен. Минусы: неизвестно, сколько он продержится и как будет работать.
Покупать такую сложную технику, к тому же подержанную, лучше с тем, кто в этом разбирается. Он критическим взглядом осмотрит корпус и зону помпы, заметит следы протечек, пробитые прокладки и порванные соединения, обратит внимание на следы масла, известковый налет, пятна внутри корпуса, заберется в моторный отсек, чтобы посмотреть, хорошо ли за машиной следили, нет ли следов ржавчины. В общем, подержанный аквабайк — подержанному рознь. Может попасться груда железа, а может любовно обихоженный железный конь для скольжения по волнам.
Еще расходы: гидроциклы чудовищно прожорливы (20 или даже 40 литров бензина за час работы плюс литр моторного масла тоже в час). Плюс сразу же понадобится прицеп (от 100 до 500$).
Остальное по мелочи: при необходимости ремонт (30$ за нормочас) и зимнее хранение (как правило 1$ сутки), хотя хранить можно и в гараже, и в сарайчике на даче.
Строго по закону
Для того, чтобы почувствовать гладь воды и скорость не просто так, а на законных основаниях, мало просто купить аквабайк. Надо получить права и зарегистрировать транспортное средство. И то, и другое делают в ГИМСе (это такое ГИБДД для маломерных судов).
Регистрируют при наличии документов: договора купли-продажи и руководства по эксплуатации. Пригонять водно-моторное транспортное средство на осмотр вроде не надо. Это может понадобиться потом при прохождении ежегодного техосмотра.
Права выдают после учебы на полуторамесячных курсах, по итогам экзаменов в ГИМСе. Курсы есть и в других местах, например при яхт-клубах, и даже заочные в Сети. Там и материал для изучения, и билеты.
Разумеется, все манипуляции оплачиваются. Официальный ценник сопоставим с гаишным. Неофициальный (это когда хочется без хлопот) — тоже. По слухам, «купить права на аквабайк» стоит от 25 000 рублей.
Наличие зарегистрированного плавсредства и прав на его вождение накладывает на владельца ряд обязательств. Надо соблюдать правила движения по водным просторам, прислушиваться к указаниям контролирующих организаций, будь то ГИМС, водная милиция или другие, помогать попавшим в беду и прочее. В общем, все как на дорогах.
Где прогнать волну?
Уж чем-чем, а водными ресурсами Бог наши края не обидел. Налево залив, направо Ладога, посередине Нева. А вокруг озера. Гоняй не хочу.
На практике все сложнее. В городской черте, после прошлогоднего финта одного гидроциклиста, который из понтов и пижонства сделал инвалидом мирно отдыхавшую на берегу женщину, аквабайки запрещены почти везде, кроме Невы, да и там с ограничениями. В Финском заливе и на Ладоге надо соблюдать правила фарватера, удаленности от берега и пр.
Все внутренние водоемы Карельского перешейка закрыты для любых водомоторных средств по закону. Природу надо беречь. Но это теория. На практике гоняют, где могут. Где есть удобные спуски к воде и простор для разгона (пруды и карьеры не предлагать). Часто спускают аквабайки прямо с пляжей, что становится причиной конфликтов между любителями экстрима и загорающими тюленями.
Катание по запретным озерам наказуемо. Правда, не сильно - максимум 10 МРОТ. Еще могут задержать «транспорт». На практике, штрафы и задержания — редкость.
Так что покататься есть где. Но помните: гонки по гребню волны в наших краях можно начинать не раньше 15 июня, чтобы не помешать птицам гнездоваться, а рыбам нереститься.
Сергей Черкасов,
специально для "Фонтанки.ру"
P.S. «Для каждого вида спорта нужны свои условия: для виндсерфинга - ветер, для серфинга - волны, для вэйк-борда - спокойная погода. Что же касается аквабайка - хорошая погода или плохая, ветер, спокойная вода - ты берешь водный мотоцикл и едешь. Это самое важное в аквабайке!» - это не я придумал, это лучший в мире тренер по аквабайкингу.
На гребне Невы
Первый шаг к превращению в супермена — беседа с тем, кто им уже стал. Мой приятель Алексей Алексеевич (его так с юности называют за присущую супермену солидность и рассудительность) приобрел свой первый и на сегодня последний аквабайк 4 года назад. Покупал «бэушный» Sea-Doo, стоило это удовольствие производства 2000 года (сейчас эту модель уже не выпускают) 4 000 $. Хранит на даче в железном гараже. Катается на Неве за чертой города, благо дача почти на берегу. Но все равно приходится транспортировать его на машине с прицепом к ближайшему съезду.
Катается, если лето жаркое, раз пять-шесть за лето. Права на управление гидроциклом (точнее, любым маломерным судном, включая гидроцикл) у Алексея Алексеевича имеются (получил давно, когда работал на острове Врангеля и помогал доблестному рыбнадзору ловить браконьеров). Водные права образца 1989 года, выданные аж в Магаданской области, произвели столь сильное впечатление, что ему здесь в ГИМСе (Городская инспекция по маломерным судам) бессрочные новые права выдали без звука. Так и гоняет, хотя аквабайк не зарегистрирован.
«По-хорошему, конечно, надо бы его поставить на учет, - соглашается солидный Алексей Алексеевич, - только я, например, снегоход зарегистрировал как надо, и никакого проку в этом не вижу, только налоговая ежегодно присылает квитанцию к оплате. Хотя автомобилист платит за эксплуатацию дорог (хоть и не стоят наши дороги столько), а лыжни никто не прокладывает, буйки на Неве тоже не ставит...»
В общем, при таком режиме эксплуатации Алексей Алексеевич считает, что регистрация ему ни к чему и рейдов не боится.
Почем железо для народа
Гидроцикл, конечно, не яхта и не самолет, но тоже удовольствие дорогое, в цене автомобиля, хоть подержанного, хоть нет. И вообще, как советуют опытные люди, подходить к покупке гидроцикла следует точь-в-точь так же, как к приобретению авто.
Новые «Bombardier», «Yamaha», «Kawasaki», «Honda», «Polaris» и пр. стоят от 10 тысяч $ и почти до бесконечности, поскольку нет предела совершенству. У новых все те же плюсы, что у новых автомобилей: гарантийные срок (чаще всего 1 год) и фирменное ТО. Подержанные продают дешевле, но 4 000$ за четырехлетний Sea-Doo — это Алексею Алексеевичу повезло. Сейчас, судя по объявлениям, такую сумму просят за нечто российского производства и 1998 года выпуска, правда, уверяют, что новый. Вы слыхали про новые авто 1998 года рождения? Правда, при покупке бэушного торг уместен. Минусы: неизвестно, сколько он продержится и как будет работать.
Покупать такую сложную технику, к тому же подержанную, лучше с тем, кто в этом разбирается. Он критическим взглядом осмотрит корпус и зону помпы, заметит следы протечек, пробитые прокладки и порванные соединения, обратит внимание на следы масла, известковый налет, пятна внутри корпуса, заберется в моторный отсек, чтобы посмотреть, хорошо ли за машиной следили, нет ли следов ржавчины. В общем, подержанный аквабайк — подержанному рознь. Может попасться груда железа, а может любовно обихоженный железный конь для скольжения по волнам.
Еще расходы: гидроциклы чудовищно прожорливы (20 или даже 40 литров бензина за час работы плюс литр моторного масла тоже в час). Плюс сразу же понадобится прицеп (от 100 до 500$).
Остальное по мелочи: при необходимости ремонт (30$ за нормочас) и зимнее хранение (как правило 1$ сутки), хотя хранить можно и в гараже, и в сарайчике на даче.
Строго по закону
Для того, чтобы почувствовать гладь воды и скорость не просто так, а на законных основаниях, мало просто купить аквабайк. Надо получить права и зарегистрировать транспортное средство. И то, и другое делают в ГИМСе (это такое ГИБДД для маломерных судов).
Регистрируют при наличии документов: договора купли-продажи и руководства по эксплуатации. Пригонять водно-моторное транспортное средство на осмотр вроде не надо. Это может понадобиться потом при прохождении ежегодного техосмотра.
Права выдают после учебы на полуторамесячных курсах, по итогам экзаменов в ГИМСе. Курсы есть и в других местах, например при яхт-клубах, и даже заочные в Сети. Там и материал для изучения, и билеты.
Разумеется, все манипуляции оплачиваются. Официальный ценник сопоставим с гаишным. Неофициальный (это когда хочется без хлопот) — тоже. По слухам, «купить права на аквабайк» стоит от 25 000 рублей.
Наличие зарегистрированного плавсредства и прав на его вождение накладывает на владельца ряд обязательств. Надо соблюдать правила движения по водным просторам, прислушиваться к указаниям контролирующих организаций, будь то ГИМС, водная милиция или другие, помогать попавшим в беду и прочее. В общем, все как на дорогах.
Где прогнать волну?
Уж чем-чем, а водными ресурсами Бог наши края не обидел. Налево залив, направо Ладога, посередине Нева. А вокруг озера. Гоняй не хочу.
На практике все сложнее. В городской черте, после прошлогоднего финта одного гидроциклиста, который из понтов и пижонства сделал инвалидом мирно отдыхавшую на берегу женщину, аквабайки запрещены почти везде, кроме Невы, да и там с ограничениями. В Финском заливе и на Ладоге надо соблюдать правила фарватера, удаленности от берега и пр.
Все внутренние водоемы Карельского перешейка закрыты для любых водомоторных средств по закону. Природу надо беречь. Но это теория. На практике гоняют, где могут. Где есть удобные спуски к воде и простор для разгона (пруды и карьеры не предлагать). Часто спускают аквабайки прямо с пляжей, что становится причиной конфликтов между любителями экстрима и загорающими тюленями.
Катание по запретным озерам наказуемо. Правда, не сильно - максимум 10 МРОТ. Еще могут задержать «транспорт». На практике, штрафы и задержания — редкость.
Так что покататься есть где. Но помните: гонки по гребню волны в наших краях можно начинать не раньше 15 июня, чтобы не помешать птицам гнездоваться, а рыбам нереститься.
Сергей Черкасов,
специально для "Фонтанки.ру"
P.S. «Для каждого вида спорта нужны свои условия: для виндсерфинга - ветер, для серфинга - волны, для вэйк-борда - спокойная погода. Что же касается аквабайка - хорошая погода или плохая, ветер, спокойная вода - ты берешь водный мотоцикл и едешь. Это самое важное в аквабайке!» - это не я придумал, это лучший в мире тренер по аквабайкингу.