Расширение Шенгенского пространства на страны Балтии (как теперь называют бывшую Советскую Прибалтику) открывает перед питерским путешественником новые возможности. Например, можно отправиться в хорошо всем известную Юрмалу с привычной финской визой. Тем более, что дорога из центра Хельсинки до латвийской курортной столицы составит всего 330-350 километров «посуху», а морской участок путешествия только добавит шарма.
Июль — самый лучший месяц в Юрмале, тем более что с 23 по 28 июля здесь пройдет очередной конкурс молодых исполнителей современной песни «Новая Волна». Известно, что 23 июля — день открытия, посвящен встрече со звездами российской эстрады, 24-го - конкурс песни в стиле «латино», а 25-го — день и ночь «диско», то есть концерт плавно перейдет в ночную дискотеку на пляже Дзинтари. 26 июля Игорь Николаев проведет встречу друзей, а 27-го в необычном, «бразильском» стиле будут выступать сами члены жюри и организаторы фестиваля. В ритмах босса-новы предстанет и Раймонд Паулс, и Игорь Крутой, Алла Пугачева, Валерия, Леонид Агутин, Николай Басков...
Интригой пока является и состав «специальных гостей». Такие звезды как Елена Образцова, Аль Жарро, Джо Кокер, Монсеррат Кабалье, конечно же, являются украшением любого фестиваля современной музыки. Подробную информацию можно будет узнать на сайте www.newwavestars.com, который на полную мощность заработает примерно в конце июня.
Дела паромные
Итак, решение принято, едем в Юрмалу на машине из Хельсинки. Прежде всего надо озаботиться билетами на паром. Можно их заказать у туроператора, или купить самостоятельно через Интернет — тут дело вкуса. Однако нужно обратить внимание на следующие нюансы:
Паромы Silja Line, Viking Line, Nordic Jet Line выходят из городской бухты Хельсинки. Мало того, что это красиво (в любую погоду), эти терминалы легко найти, так как двигаясь из любой точки города по указателям Keskusta/Centrum вы очень скоро вблизи этой гавани и окажетесь и сами увидите, где стоят бело-голубые «сильи», красно-белые «викинги» и бело-лиловые «нордики».
А вот паромы Tallink Line и Eckero Line выходят из Западной гавани, Lansisatama. И туда доехать можно, но в этом случае нужно обязательно попросить у турагента карту, а в случае покупки билета через сеть — распечатать ее, или ввести точку назначения в навигатор, проверив заранее, что он понял вас правильно.
При погрузке от вас попросят лишь билет и дадут в обмен посадочный талон. Занимайте места на смотровых палубах — выход судна из городской гавани весьма впечатляющ. Правда, «таллинк» уходит в море «дворами», а вот с бортов «силий», «нордиков» и «викингов» откроется чудесный вид на гавань и на крепость Суоменлинна-Свеаборг.
Отступление историческое
Хельсинки, а по-шведски Гельсингфорс, в чем-то предтеча Санкт-Петербурга. Мало того, царь Петр, который внимательно изучал шведский опыт, с немалым любопытством отнесся к идее шведского короля Густава I Ваасы заложить в середине 16-ого века порт для того, чтобы открыть «окно в Россию», а проще говоря, отнять у датчан монополию на русскую торговлю. Ведь эстонское слово Tallinn и означает «датский город».
Задумка короля Густава вышла только отчасти — город не успел разрастись, началась Ливонская война, и титул «жемчужины северной Балтики» ушел к творению Петра.
Спустя полтора столетия в эту гавань пришли ударные корабли русского Балтийского флота — Кронштадт, как показали английские рейды в годы Крымской войны 1854 года был ловушкой, а рейд Гельсингфорса — засадой для атаки. Вплоть до 1918 года силуэты русских линкоров и крейсеров украшали местный морской пейзаж. Кстати, русские моряки первыми в мире сделали уличную электрическую гирлянду к городской Рождественской елке, которая стоит на Сенатской площади финской столицы. С тех пор финны так и наряжают елку в морскую электрическую гирлянду со старомодными лампочками накаливания. Традиция-с, господа.
Ну, а крепость Свеаборг знаменита не только шпионскими историями, таинственными осадами и сдачами, но и людьми, которые с ней связаны. Для русского слуха наиболее близки Виссарион Белинский — великий критик здесь родился, и Евгений Баратынский — он тут служил (и написал знаменитое «Не искушай меня без нужды...»). Но, как говорится, это тема отдельного рассказа, мы выходим в море...
Меньше 200 минут
Катамаран Nordic jet доставит нас с машиной до Таллина за неполных два часа. А большегрузные паромы идут от 2 до трех с половиной часов. Однако именно 2-2, 5 часа — это новый стандарт для грузопассажирских перевозок на этой линии.
За это время на борту судна можно поесть, посетить магазин, послушать музыку, сыграть в бинго и потанцевать старые добрые танцы, под музыку 50-60-х годов. Еще бы, половина пассажиров — это финские пенсионеры, для которых паром с каютами — это настоящий дом отдыха.
Для других — это место работы. На больших судах есть конференц-центры, проводящие всевозможные мероприятия. Арендовать плавучий конференц-зал и дешевле, и зачастую удобнее, чем на берегу. Поэтому часто можно увидеть забавное соседство собраний — в зале №1 идет конференция собаководов города Хельсинки, в зале №2 заседают специалисты по спасанию на водах, а в зале №3 проходит мероприятие такого гиганта как Valio OY.
Однако питаться на пароме нет смысла — в Эстонии все обойдется дешевле. Платить же 8 евро за горку вареного картофеля и десяток мясных фрикаделек? Банка газировки стоит 2 евро — итого 10 евро, то есть 155 эстонских крон за сомнительного вкуса еду?
Внимание! Во время перехода автомобильная палуба закрыта, и если вам что-то нужно в течение этих 2 часов — возьмите сразу. Спускаться к машине стоит либо после того, как вы услышите официальное приглашение по громкой связи, либо тогда, когда сами увидите, что судно уже вошло в гавань.
Сквозь Таллин
От порта в Таллине до выезда из города около 16 километров. Наша цель — Юрмала, и поэтому мы не будем смотреть по сторонам. Тем более, что дорога изобилует всевозможными поворотами.
Первое правило — уже на выезде из терминала вы увидите указатели. Наш выглядит так:
Parnu 4 E67
Если вы собьетесь с дороги, то в ряде случаев сможете увидеть указатели районов города, на которых присутствует красная «четверка» - это наш путь. Однако, выехав из терминалов, следует «вцепиться» в главную дорогу и следовать по ней.
Примерно через 8 километров дорога неожиданно расширится. Это временное явление — на этом расширении стоит занять среднюю полосу. Вскоре прямо по курсу вы увидите над траcсой вновь знакомый указатель. Через 16 километров вы окажетесь на оперативном просторе.
Топливный вопрос
Где заправляться? Дешевле всего топливо в России, но от границы до Хельсинки вы уже израсходовали около полубака. Можно и так ехать, можно и заправиться. Цены в Эстонии ниже чем в Финляндии. Например, если в Хельсинки 1 литр 95-ого стоит 1 евро и 50 центов, то в Таллине около 18 крон, или 1 евро и 16 центов. Дизель, кстати, в Эстонии дороже бензина примерно на 5%. В Латвии в то же время 95-ый стоил 1 и 8 центов за литр (78 сантимов), так что, возможно, есть смысл чуть сэкономить.
В отличие от Финляндии, где разница в ценах даже в пределах Хельсинки от заправки до заправки доходит до 20 центов, в Эстонии (и Латвии) она гуляет малозначительно, а посему можно заправляться где удобнее.
Пропавший рубеж
С вхождением стран Балтии в Шенген граница стала снова напоминать ту, которая была в советские времена — то есть стала символической линией. Ее проезжают со снижением скорости, но без остановки. Однако надо учесть следующее:
пограничный контроль может быть восстановлен. Это не касается визового режима, но документы проверить на границе могут. Таможенники могут проверить содержимое багажника, а полицейский дать подышать в трубочку. Такие меры обычно вводят в случае проведения в стране важных политических мероприятий, или каких-либо ЧП;
Шенген и в своем обычном варианте не означает упразднения погранконтроля. Вас могут остановить где угодно внутри страны и проверить документы. Поэтому паспорт лучше всегда носить (и уж точно — возить) с собой.
В Латвии дорога 4 становится трассой А1. Ее европейский индекс не меняется — это по-прежнему Е 67. Километровые столбы, которые в Эстонии стояли справа от дороги, если едешь в Ригу, в Латвии стоят слева.
Рижский залив после Пярну будет не дальше нескольких километров от дороги, а в Латвии — так и вообще просвечивать за стройными соснами. Для россиянина наиболее интересным местом по дороге будет усадьба-музей легендарного барона Мюнхгаузена, куда есть смысл заехать — хотя бы чтобы сфотографироваться на земле «того самого...»
Отступление фантастическое
Когда до Риги останется 55 километров, справа от дороги можно будет увидеть коричневый указатель barona Munhgauzena muizha-muzeis, что означает «усадьба-музей барона Мюнхгаузена». Сьездов к усадьбе три, так что промахнуться трудно. Есть еще ориентир — речка Liepupe и указатель — Duntes.
Собственно говоря, музей и расположен в усадьбе Дунтес. Свое название она получила по имени владельца, графа фон Дунтена, который построил ее в самом начале 17-ого века. Там же родилась Якобина фон Дунтен, которая однажды увидела во дворе своей усадьбы прекрасного молодого офицера в мундире кирасиров русской армии. Этим офицером был Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен.
Карьера Мюнхгаузена была стремительной. Когда его сюзерен, герцог Брауншвейгский, поехал в Россию в надежде сочетаться браком с племянницей императрицы Анны Иоановны, молодой Карл Фридрих сам вызвался ехать — в отличие от других пажей. Бравый герцог воевал с турками в составе русских войск под Очаковым, дрался с ними и верный паж. Герцог в конце концов женился, а Мюнхгаузен подал прошение о переводе его в армию. В результате он получил чин корнета Брауншвейгского кирасирского полка, который был расквартирован в Риге. Через год он получил чин поручика. Было это в 1740 году.
Однако в 1741 году цесаревна Елизавета, дочь Петра Великого взяла власть, и герцог Брауншвейгский с супругой и всем двором были арестованы и сосланы в Ригу — под надзор своего же полка. Мюнхгаузен не был в опале — может быть, потому, что он не старался пресмыкаться перед начальством и более увлекался охотой, нежели интригами. Охотничьи приключения и привели его в усадьбу Дунтес, где он и встретил свою Якобину.
В 1744 году 2 февраля он сочетался с Якобиной в местной церкви. Поместье Дунтес стало его вторым домом — первым оставались казармы в Риге. Мюнхгаузен получил небольшой отпуск за блестяще проведенную встречу принцессы Анхальт-Цербской, которая была назначена Елизаветой Петровной в жены наследнику престола. Мюнхгаузен запомнился будущей императрице Екатерине Великой - высокий, мускулистый офицер отлично командовал почетным караулом. Он был очень красивым мужчиной - «тот самый барон...»
В 1750 году Мюнхгаузен получил чин ротмистра. Однако надежд на карьеру было мало — он был повышен в чине позже всех офицеров полка. И тогда он, взяв длительный отпуск, уехал с Якобиной на родину, в свое поместье Боденвердер улаживать наследство. Выйдя в отставку, Мюнхгаузен продолжал себя до самой смерти именовать «ротмистром кирасир русской армии».
Известно, что у барона не заладились отношения с соседями. Причина была в том, что Мюнхгаузен просто выходил из себя, когда соседи начинали нести какую-то чушь про Россию. И он стал рассказывать еще более нелепые истории, желая позлить соседей. А вообще господин ротмистр считал, что «...нет абсолютной лжи, потому что нет абсолютной правды, которая делает слова ложью...»
Сейчас в поместье Дунтес можно увидеть историческую экспозицию того времени, здесь есть харчевня Мюнхгаузена, детская игровая площадка, тропа Мюнхгаузена протяженностью 5 км, ведущая прямо к морю среди деревьев, которые помнят слова любви молодого барона...
Рига и обход
Примерно за 30 километров от Риги вы сбросите скорость, проезжая через дачный поселок Baltezers. Сразу за ним надо будет принимать решение — каким путем двигаться к Юрмале.
Выбор будет простой — либо поворачивать направо на развязке по указателю Riga, либо ехать прямо по указателю Salaspils/Kauna.
Если вы:
а) не ограничены временем;
б) едете ночью, то есть в интервале от 20:00 до 05:00;
в) едете днем, то есть в интервале от 11:00 до 15:00
то тогда вам есть смысл ехать через Ригу. В противном случае вы рискуете попасть в длиннющие и крайне занудные пробки. Причина их образования в том, что три автомобильных моста Риги расположены практически в центре города. Все транспортные потоки, в том числе транзитные, идут через них. Если же вы рискнете двигаться через город, то помните — чаще чем указатель Jurmala вы увидите значок «аэропорт». По нему и ориентируйтесь.
В противном случае можно отмахать лишних 40 километров ( то есть 80 вместо 40) и поехать по окружной дороге. Кстати, вы увидите значок «airport 71 km». Далее следуете по указателю и, спустя 25 километров, свернете направо по указателю Salaspils/Riga на трассу А5 Е22. Через пять километров появится указатель Jurmala, и вы уйдете на плотину Рижской ГЭС. Не пытайтесь там останавливаться и фотографировать — это режимный объект. Самое прикольное — свернув с широкой автострады на узкую дорогу, вы останетесь на генеральной трассе А5.
После плотины вас ждет два кольца, где будут указатели Jurmala и «airport» и слегка изгибающаяся трасса. Она выйдет на автостраду Рига-Юрмала в 10 километрах от последней. Вы как гости курорта займете правый ряд, так как потребуется заплатить экологический сбор за въезд — 1 лат.
Сразу за въездным полицейским пунктом - мост, за которым сияют огни и извиваются разноцветные трубы крупнейшего в Восточной Европе аквапарка Livi. Юрмала начинается!
То, с чего следовало бы начать
Это вопрос размещения. Если начинать с «бюджетного уровня», то таким примером может быть пансион-отель «Конкордиа» (www.concordia.lv). Цены там начинаются в июне от 40, а в период конкурса от 57 евро за double. Конкурируют с такими отелями дачи — 4-хместная дача стоит в сутки 200 евро, 10-местная — 400 евро. Посмотрите сайт www.liena.lv.
Можно посмотреть аппартаменты Jurmala rooms, который находится недалеко от пляжа и реки Лиелупе. Цены на номера: Lux с джакузи и камином - 30 EUR; другие - 20-25 EUR за сутки/1 персона.
Из больших гостиничных комплексов известны Baltic Beach, который расположен в Майори прямо на берегу моря (www.balticbeach.lv) и Hotel Jurmala Spa , который расположен на центральной улице курорта( www.hoteljurmala.lv). Разумеется, в таких комплексах можно найти все что душе угодно.
В Юрмале сохранились и санатории. Например, можно обратиться в санаторий «Белоруссия», который, кстати и принадлежит Белоруссии (www.belorusija.lv). Ну, а в санаторий Яункемери едут со всего мира — здесь сохранили и приумножили то, чем славилась Юрмала во все времена (www.jaunkemeri.lv).
Везде можно забронировать места по Интернету, равно как и билеты на культурные мероприятия. Кстати, предварительная бронь — это самая надежная бумага при встрече с полицией, которая объясняет, почему вы оказались в Латвии с финской визой.
О приятном.
Это языковый вопрос. Точнее — его отсутствие. Все юрмальские интернет-сайты существуют в русских версиях. Везде персонал говорит по-русски. Полиция также говорит по-русски, равно как и врачи. Вы можете смотреть телевидение на русском языке (местное), слушать несколько ФМ-станций с русской музыкой и вообще наслаждаться этой странной «русской Европой».
Константин Ранкс, FIJET,
специально для Fontanka.ru
Хельсинки-Таллин — Юрмала
Июль — самый лучший месяц в Юрмале, тем более что с 23 по 28 июля здесь пройдет очередной конкурс молодых исполнителей современной песни «Новая Волна». Известно, что 23 июля — день открытия, посвящен встрече со звездами российской эстрады, 24-го - конкурс песни в стиле «латино», а 25-го — день и ночь «диско», то есть концерт плавно перейдет в ночную дискотеку на пляже Дзинтари. 26 июля Игорь Николаев проведет встречу друзей, а 27-го в необычном, «бразильском» стиле будут выступать сами члены жюри и организаторы фестиваля. В ритмах босса-новы предстанет и Раймонд Паулс, и Игорь Крутой, Алла Пугачева, Валерия, Леонид Агутин, Николай Басков...
Интригой пока является и состав «специальных гостей». Такие звезды как Елена Образцова, Аль Жарро, Джо Кокер, Монсеррат Кабалье, конечно же, являются украшением любого фестиваля современной музыки. Подробную информацию можно будет узнать на сайте www.newwavestars.com, который на полную мощность заработает примерно в конце июня.
Дела паромные
Итак, решение принято, едем в Юрмалу на машине из Хельсинки. Прежде всего надо озаботиться билетами на паром. Можно их заказать у туроператора, или купить самостоятельно через Интернет — тут дело вкуса. Однако нужно обратить внимание на следующие нюансы:
Паромы Silja Line, Viking Line, Nordic Jet Line выходят из городской бухты Хельсинки. Мало того, что это красиво (в любую погоду), эти терминалы легко найти, так как двигаясь из любой точки города по указателям Keskusta/Centrum вы очень скоро вблизи этой гавани и окажетесь и сами увидите, где стоят бело-голубые «сильи», красно-белые «викинги» и бело-лиловые «нордики».
А вот паромы Tallink Line и Eckero Line выходят из Западной гавани, Lansisatama. И туда доехать можно, но в этом случае нужно обязательно попросить у турагента карту, а в случае покупки билета через сеть — распечатать ее, или ввести точку назначения в навигатор, проверив заранее, что он понял вас правильно.
При погрузке от вас попросят лишь билет и дадут в обмен посадочный талон. Занимайте места на смотровых палубах — выход судна из городской гавани весьма впечатляющ. Правда, «таллинк» уходит в море «дворами», а вот с бортов «силий», «нордиков» и «викингов» откроется чудесный вид на гавань и на крепость Суоменлинна-Свеаборг.
Отступление историческое
Хельсинки, а по-шведски Гельсингфорс, в чем-то предтеча Санкт-Петербурга. Мало того, царь Петр, который внимательно изучал шведский опыт, с немалым любопытством отнесся к идее шведского короля Густава I Ваасы заложить в середине 16-ого века порт для того, чтобы открыть «окно в Россию», а проще говоря, отнять у датчан монополию на русскую торговлю. Ведь эстонское слово Tallinn и означает «датский город».
Задумка короля Густава вышла только отчасти — город не успел разрастись, началась Ливонская война, и титул «жемчужины северной Балтики» ушел к творению Петра.
Спустя полтора столетия в эту гавань пришли ударные корабли русского Балтийского флота — Кронштадт, как показали английские рейды в годы Крымской войны 1854 года был ловушкой, а рейд Гельсингфорса — засадой для атаки. Вплоть до 1918 года силуэты русских линкоров и крейсеров украшали местный морской пейзаж. Кстати, русские моряки первыми в мире сделали уличную электрическую гирлянду к городской Рождественской елке, которая стоит на Сенатской площади финской столицы. С тех пор финны так и наряжают елку в морскую электрическую гирлянду со старомодными лампочками накаливания. Традиция-с, господа.
Ну, а крепость Свеаборг знаменита не только шпионскими историями, таинственными осадами и сдачами, но и людьми, которые с ней связаны. Для русского слуха наиболее близки Виссарион Белинский — великий критик здесь родился, и Евгений Баратынский — он тут служил (и написал знаменитое «Не искушай меня без нужды...»). Но, как говорится, это тема отдельного рассказа, мы выходим в море...
Меньше 200 минут
Катамаран Nordic jet доставит нас с машиной до Таллина за неполных два часа. А большегрузные паромы идут от 2 до трех с половиной часов. Однако именно 2-2, 5 часа — это новый стандарт для грузопассажирских перевозок на этой линии.
За это время на борту судна можно поесть, посетить магазин, послушать музыку, сыграть в бинго и потанцевать старые добрые танцы, под музыку 50-60-х годов. Еще бы, половина пассажиров — это финские пенсионеры, для которых паром с каютами — это настоящий дом отдыха.
Для других — это место работы. На больших судах есть конференц-центры, проводящие всевозможные мероприятия. Арендовать плавучий конференц-зал и дешевле, и зачастую удобнее, чем на берегу. Поэтому часто можно увидеть забавное соседство собраний — в зале №1 идет конференция собаководов города Хельсинки, в зале №2 заседают специалисты по спасанию на водах, а в зале №3 проходит мероприятие такого гиганта как Valio OY.
Однако питаться на пароме нет смысла — в Эстонии все обойдется дешевле. Платить же 8 евро за горку вареного картофеля и десяток мясных фрикаделек? Банка газировки стоит 2 евро — итого 10 евро, то есть 155 эстонских крон за сомнительного вкуса еду?
Внимание! Во время перехода автомобильная палуба закрыта, и если вам что-то нужно в течение этих 2 часов — возьмите сразу. Спускаться к машине стоит либо после того, как вы услышите официальное приглашение по громкой связи, либо тогда, когда сами увидите, что судно уже вошло в гавань.
Сквозь Таллин
От порта в Таллине до выезда из города около 16 километров. Наша цель — Юрмала, и поэтому мы не будем смотреть по сторонам. Тем более, что дорога изобилует всевозможными поворотами.
Первое правило — уже на выезде из терминала вы увидите указатели. Наш выглядит так:
Parnu 4 E67
Если вы собьетесь с дороги, то в ряде случаев сможете увидеть указатели районов города, на которых присутствует красная «четверка» - это наш путь. Однако, выехав из терминалов, следует «вцепиться» в главную дорогу и следовать по ней.
Примерно через 8 километров дорога неожиданно расширится. Это временное явление — на этом расширении стоит занять среднюю полосу. Вскоре прямо по курсу вы увидите над траcсой вновь знакомый указатель. Через 16 километров вы окажетесь на оперативном просторе.
Топливный вопрос
Где заправляться? Дешевле всего топливо в России, но от границы до Хельсинки вы уже израсходовали около полубака. Можно и так ехать, можно и заправиться. Цены в Эстонии ниже чем в Финляндии. Например, если в Хельсинки 1 литр 95-ого стоит 1 евро и 50 центов, то в Таллине около 18 крон, или 1 евро и 16 центов. Дизель, кстати, в Эстонии дороже бензина примерно на 5%. В Латвии в то же время 95-ый стоил 1 и 8 центов за литр (78 сантимов), так что, возможно, есть смысл чуть сэкономить.
В отличие от Финляндии, где разница в ценах даже в пределах Хельсинки от заправки до заправки доходит до 20 центов, в Эстонии (и Латвии) она гуляет малозначительно, а посему можно заправляться где удобнее.
Пропавший рубеж
С вхождением стран Балтии в Шенген граница стала снова напоминать ту, которая была в советские времена — то есть стала символической линией. Ее проезжают со снижением скорости, но без остановки. Однако надо учесть следующее:
пограничный контроль может быть восстановлен. Это не касается визового режима, но документы проверить на границе могут. Таможенники могут проверить содержимое багажника, а полицейский дать подышать в трубочку. Такие меры обычно вводят в случае проведения в стране важных политических мероприятий, или каких-либо ЧП;
Шенген и в своем обычном варианте не означает упразднения погранконтроля. Вас могут остановить где угодно внутри страны и проверить документы. Поэтому паспорт лучше всегда носить (и уж точно — возить) с собой.
В Латвии дорога 4 становится трассой А1. Ее европейский индекс не меняется — это по-прежнему Е 67. Километровые столбы, которые в Эстонии стояли справа от дороги, если едешь в Ригу, в Латвии стоят слева.
Рижский залив после Пярну будет не дальше нескольких километров от дороги, а в Латвии — так и вообще просвечивать за стройными соснами. Для россиянина наиболее интересным местом по дороге будет усадьба-музей легендарного барона Мюнхгаузена, куда есть смысл заехать — хотя бы чтобы сфотографироваться на земле «того самого...»
Отступление фантастическое
Когда до Риги останется 55 километров, справа от дороги можно будет увидеть коричневый указатель barona Munhgauzena muizha-muzeis, что означает «усадьба-музей барона Мюнхгаузена». Сьездов к усадьбе три, так что промахнуться трудно. Есть еще ориентир — речка Liepupe и указатель — Duntes.
Собственно говоря, музей и расположен в усадьбе Дунтес. Свое название она получила по имени владельца, графа фон Дунтена, который построил ее в самом начале 17-ого века. Там же родилась Якобина фон Дунтен, которая однажды увидела во дворе своей усадьбы прекрасного молодого офицера в мундире кирасиров русской армии. Этим офицером был Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен.
Карьера Мюнхгаузена была стремительной. Когда его сюзерен, герцог Брауншвейгский, поехал в Россию в надежде сочетаться браком с племянницей императрицы Анны Иоановны, молодой Карл Фридрих сам вызвался ехать — в отличие от других пажей. Бравый герцог воевал с турками в составе русских войск под Очаковым, дрался с ними и верный паж. Герцог в конце концов женился, а Мюнхгаузен подал прошение о переводе его в армию. В результате он получил чин корнета Брауншвейгского кирасирского полка, который был расквартирован в Риге. Через год он получил чин поручика. Было это в 1740 году.
Однако в 1741 году цесаревна Елизавета, дочь Петра Великого взяла власть, и герцог Брауншвейгский с супругой и всем двором были арестованы и сосланы в Ригу — под надзор своего же полка. Мюнхгаузен не был в опале — может быть, потому, что он не старался пресмыкаться перед начальством и более увлекался охотой, нежели интригами. Охотничьи приключения и привели его в усадьбу Дунтес, где он и встретил свою Якобину.
В 1744 году 2 февраля он сочетался с Якобиной в местной церкви. Поместье Дунтес стало его вторым домом — первым оставались казармы в Риге. Мюнхгаузен получил небольшой отпуск за блестяще проведенную встречу принцессы Анхальт-Цербской, которая была назначена Елизаветой Петровной в жены наследнику престола. Мюнхгаузен запомнился будущей императрице Екатерине Великой - высокий, мускулистый офицер отлично командовал почетным караулом. Он был очень красивым мужчиной - «тот самый барон...»
В 1750 году Мюнхгаузен получил чин ротмистра. Однако надежд на карьеру было мало — он был повышен в чине позже всех офицеров полка. И тогда он, взяв длительный отпуск, уехал с Якобиной на родину, в свое поместье Боденвердер улаживать наследство. Выйдя в отставку, Мюнхгаузен продолжал себя до самой смерти именовать «ротмистром кирасир русской армии».
Известно, что у барона не заладились отношения с соседями. Причина была в том, что Мюнхгаузен просто выходил из себя, когда соседи начинали нести какую-то чушь про Россию. И он стал рассказывать еще более нелепые истории, желая позлить соседей. А вообще господин ротмистр считал, что «...нет абсолютной лжи, потому что нет абсолютной правды, которая делает слова ложью...»
Сейчас в поместье Дунтес можно увидеть историческую экспозицию того времени, здесь есть харчевня Мюнхгаузена, детская игровая площадка, тропа Мюнхгаузена протяженностью 5 км, ведущая прямо к морю среди деревьев, которые помнят слова любви молодого барона...
Рига и обход
Примерно за 30 километров от Риги вы сбросите скорость, проезжая через дачный поселок Baltezers. Сразу за ним надо будет принимать решение — каким путем двигаться к Юрмале.
Выбор будет простой — либо поворачивать направо на развязке по указателю Riga, либо ехать прямо по указателю Salaspils/Kauna.
Если вы:
а) не ограничены временем;
б) едете ночью, то есть в интервале от 20:00 до 05:00;
в) едете днем, то есть в интервале от 11:00 до 15:00
то тогда вам есть смысл ехать через Ригу. В противном случае вы рискуете попасть в длиннющие и крайне занудные пробки. Причина их образования в том, что три автомобильных моста Риги расположены практически в центре города. Все транспортные потоки, в том числе транзитные, идут через них. Если же вы рискнете двигаться через город, то помните — чаще чем указатель Jurmala вы увидите значок «аэропорт». По нему и ориентируйтесь.
В противном случае можно отмахать лишних 40 километров ( то есть 80 вместо 40) и поехать по окружной дороге. Кстати, вы увидите значок «airport 71 km». Далее следуете по указателю и, спустя 25 километров, свернете направо по указателю Salaspils/Riga на трассу А5 Е22. Через пять километров появится указатель Jurmala, и вы уйдете на плотину Рижской ГЭС. Не пытайтесь там останавливаться и фотографировать — это режимный объект. Самое прикольное — свернув с широкой автострады на узкую дорогу, вы останетесь на генеральной трассе А5.
После плотины вас ждет два кольца, где будут указатели Jurmala и «airport» и слегка изгибающаяся трасса. Она выйдет на автостраду Рига-Юрмала в 10 километрах от последней. Вы как гости курорта займете правый ряд, так как потребуется заплатить экологический сбор за въезд — 1 лат.
Сразу за въездным полицейским пунктом - мост, за которым сияют огни и извиваются разноцветные трубы крупнейшего в Восточной Европе аквапарка Livi. Юрмала начинается!
То, с чего следовало бы начать
Это вопрос размещения. Если начинать с «бюджетного уровня», то таким примером может быть пансион-отель «Конкордиа» (www.concordia.lv). Цены там начинаются в июне от 40, а в период конкурса от 57 евро за double. Конкурируют с такими отелями дачи — 4-хместная дача стоит в сутки 200 евро, 10-местная — 400 евро. Посмотрите сайт www.liena.lv.
Можно посмотреть аппартаменты Jurmala rooms, который находится недалеко от пляжа и реки Лиелупе. Цены на номера: Lux с джакузи и камином - 30 EUR; другие - 20-25 EUR за сутки/1 персона.
Из больших гостиничных комплексов известны Baltic Beach, который расположен в Майори прямо на берегу моря (www.balticbeach.lv) и Hotel Jurmala Spa , который расположен на центральной улице курорта( www.hoteljurmala.lv). Разумеется, в таких комплексах можно найти все что душе угодно.
В Юрмале сохранились и санатории. Например, можно обратиться в санаторий «Белоруссия», который, кстати и принадлежит Белоруссии (www.belorusija.lv). Ну, а в санаторий Яункемери едут со всего мира — здесь сохранили и приумножили то, чем славилась Юрмала во все времена (www.jaunkemeri.lv).
Везде можно забронировать места по Интернету, равно как и билеты на культурные мероприятия. Кстати, предварительная бронь — это самая надежная бумага при встрече с полицией, которая объясняет, почему вы оказались в Латвии с финской визой.
О приятном.
Это языковый вопрос. Точнее — его отсутствие. Все юрмальские интернет-сайты существуют в русских версиях. Везде персонал говорит по-русски. Полиция также говорит по-русски, равно как и врачи. Вы можете смотреть телевидение на русском языке (местное), слушать несколько ФМ-станций с русской музыкой и вообще наслаждаться этой странной «русской Европой».
Константин Ранкс, FIJET,
специально для Fontanka.ru
Хельсинки-Таллин — Юрмала