Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 16 мая 2008 13:36      213

Неуловимый Джо. Кокер…

Легендарный английский исполнитель ритм-энд-блюзовых баллад, обладатель неповторимого хриплого баритона Джо Кокер (Joe Cocker) порадовал петербуржцев накануне на сцене БКЗ «Октябрьский». Интересно, что концерт этот не был приурочен ни к какому юбилею (Кокеру 63 года, на сцене он больше сорока, но меньше пятидесяти лет), ни к раскрутке нового альбома (он выпускает их регулярно – за последние пять лет три альбома), приехал к нам певец не в рамках всемирного тура, выступал в традиционном БКЗ (а не в интерьерах Дворцовой площади, как несколько лет назад). В общем, как ни крути, а ничего особенного: концерт как концерт. Но в этой «обыденности» и состояла прелесть кокеровского концерта!

Отсутствие рекламных трюков привело к тому, что в БКЗ пришли только те, кто, действительно, знает и любит Джо, кто готов заплатить большие деньги – билеты в партер доходили до 10 тысяч рублей.

То, что Джо Кокер – рокер, можно прочитать в любой музыкальной энциклопедии. Однако на его концерте практически не было зрителей из разряда ностальгических «старых рокеров». Абсолютное большинство составляли те, кому Джо годится в отцы и дядюшки, а некоторые «тянули» и на внучат. Что особенно удивительно: в зале преобладали очаровательные девушки. Стало быть, эстетика Кокера хоть и не сладкоголосая, внешне грубоватая, но искренняя, волнующая женскую душу.

При этом Кокер на сцене – антипод героя-любовника. И по возрасту, и по манерам. Вышел к микрофону в традиционном темном костюме, после первой песни снял пиджак, после второй - закатал рукава, в финале третьей – мешковато подпрыгнул в эмоциональном порыве. Вот вам и все шоу! Никаких декораций, светоэффектов.

То, как ведет себя этот седовласый «дедушка» на сцене – особая тема. Больше сорока лет он поет и разъезжает по миру, а на сцене держится так, будто попал туда случайно, в первый раз. Ведет себя, словно остался учеником газопроводчика (им Кокер был в юношеские годы). Такое ощущение, что ему неловко за себя, в каких-то эпизодах певец даже мешковат, шаги его неуверенны, вот-вот споткнется. Закрывая глаза и робко ступая по сцене, Джо странновато расставляет руки, словно пытаясь опереться ими на «воздух». От усердия может даже прикусить кончик языка. Руки Кокера – его фирменный стиль. Абсолютно искренний, не эстрадный, доверительный. Руками он манипулирует, словно пингвин крылышками, – забавно и незаученно. Иногда вдруг начинает перебирать пальцами, словно пробуя поиграть на клавишах. В какие-то моменты робко изображает руки гитариста во время соло… Делает это странно, неловко, но ты постоянно ловишь себя на том, что следишь за его руками гораздо больше, чем за каким-то заученным, отрепетированным танцем…

Критики утверждают, что Кокер хрипит лучше всех в рок-мире. Но хрипят многие, а у него свой стиль, который можно сравнить с «иерихонской трубой». Стиль пения Джо – это загадка. Все слышали, как он звучит, но никто не может объяснить толком, как он это делает. Неуловимый Джо! Хрипы его идут даже не из горла, а откуда-то глубже, изнутри. Зачастую он не поет, а, как вулкан, извергает звуки, всем своим видом показывая, что, ребята, это совсем не просто! Практически не улыбается на сцене и не общается с публикой: когда тебя крутит и «колбасит», не до улыбок и приятного общения. А Кокера именно «ломает» на сцене, чего он совершенно не стыдится. Поет, как правило, отрывистыми, часто «ломаными» фразами, охотно уступает право соло музыкантам своего оркестра, а сам в эти секунды отдыхает или пьет воду из бутылки.

Небольшое отступление: недавно мне «посчастливилось» побывать на концерте одного очень популярного отечественного баритона. Кумир приехал в зал без пяти семь вечера, то есть за несколько минут до выхода на сцену, и, не успев толком отдышаться, вышел к микрофону. Меня потрясло, что его голос звучал ровно и мощно, но вскоре стало ясно, что вокалист поет под фанеру… Зрители, разумеется, ни о чем не догадывались. Боже, как далеко это все от концерта Кокера, где все натурально, все живьем, с «кровью»!

В оркестре Джо Кокера 9 музыкантов, разного возраста, цвета кожи. Например, бас-гитара доверена темнокожей, стройной молодой красотке с манящим бюстом, а за барабанами – седовласый дядечка. Играет оркестр крупными мазками, почти не вдаваясь в нюансы: как говорится, лупит на всю катушку, на полную громкость. Когда настает черед сыграть соло гитаристу или клавишнику, спеть бэк-вокалистке - они это делают с таким азартом и страстью, словно хотят затмить самого Кокера, на что тот взирает с царственной снисходительностью.

В майский вечер в Питере Джо исполнил два десятка песен, большинство из которых принадлежат к числу «золотых хитов». Спел несколько кавер-версий на темы «Битлз». Кстати, вот вам юбилей: в 1968 году (40 лет назад!) Кокер записал собственную, «хрипловатую, пронзительную» версию битловской "A Little Help from My Friends", которая быстро достигла вершин британского хит-парада, сделав тогда молодого певца знаменитым. В питерском концерте прозвучала и незабвенная “Come Together”, которую Джо недавно исполнил в нашумевшем фильме-мюзикле «Через Вселенную» по песням «Битлз», где он ярко сыграл разу три небольшие, но острохарактерные роли: поющего нищего, сутенера и хиппи.

Ясное дело: самых больших восторгов удостоилась самая знаменитая кокеровская тема из фильма "Девять с половиной недель" - "You Can Leave Your Hat On", под которую когда-то раздевалась Ким Бесингер, а в нашей истории – весьма сексапильный танец продемонстрировали кокеровские темнокожие красотки-бэк-вокалистки.

За кулисами БКЗ я увидел листочек с репертуаром, где было обозначено ровно 20 песен. Джо был неумолим: исполнив намеченный репертуар, на бис не вышел, несмотря на все восторги публики. Концерт начался в восьмом часу вечера, а завершился, когда и девяти не было. Однако у меня не возникло ощущения, что он пел мало. Среди этой горячей двадцатки не было ни одного проходного номера, никакой развлекаловки. Когда поет Кокер, я лично испытываю не только удовольствие и удивление (как он это делает?!), но еще и какую-то тяжесть в груди. Как будто сам пропел, прохрипел и простонал полтора часа. И после таких «трудов» мне тоже хочется хлебнуть воды (а то и чего покрепче!) из бутылочки, передохнуть, расслабиться…

Но «передохнуть» любителям рока и блюза на финише сезона вряд ли удастся: на подходе питерские гастроли «Кисс», «Юрай Хип», «Назарет», Боба Дилана, Роджера Уотерса, Карлоса Сантаны, Лени Кравица, «Секс-пистолс», «Металлики»!

Михаил Садчиков,
Фото М.Садчикова-мл.,
Фонтанка.ру