Михайловский театр продолжает прекрасную традицию устраивать выступления всемирно известных джазовых музыкантов. В прошлый раз, как вы помните, в театре выступал Пако де Люсия, а теперь меломаны города с нетерпением ждут момента, когда на сцену выйдут Чик Кориа и Гэри Бертон. Это мгновение станет еще более захватывающим, если напомнить, что других концертов в России музыканты в этот раз больше не дадут, а следующий их концерт состоится в Риме.
К сожалению, на пресс-конференции, которая прошла накануне концерта, Чик Кориа не присутствовал — он почувствовал себя утомленным долгим перелетом и решил отдохнуть и набраться сил перед концертом. Гэри Бертону пришлось отдуваться за двоих — и он с честью выдержал общение с петербургскими журналистами.
Не дожидаясь вопросов, музыкант рассказал, как они с Чиком Кориа приезжали в Ленинград в 1981 году. Тогда концерт для узких кругов джазовой общественности нашего города и Москвы прошел в американском консульстве. В нынешнем концерте примерно половину программы составят те пьесы, которые они играли более 20 лет назад, — правда, уже обновленные. А специально для выступления в Петербурге по предложению Чика Кориа музыканты отрепетировали три прелюдии Скрябина в джазовой обработке.
Капризная петербургская погода, по мнению Бертона, только закалит их дуэт, прибывший из солнечной Флориды. Кроме того, по его словам, на концерте все равно, какова погода снаружи, — для легенд джаза не существует ничего, кроме музыки.
Санкт-Петербург имеет большое значение для Чика Кориа и Гэри Бертона. В начале восьмидесятых годов прошлого века американским джазменам очень редко выпадал случай выступить перед российской (тогда советской) публикой. Играть в СССР — в этом было нечто героическое, особенно если вспомнить напряженную политическую обстановку тех лет. Бертон заметил, что они были первыми американскими джазменами, выступавшими в Ленинграде с 50-х годов.
Тогда музыканты пробыли в городе около пяти дней и посетили многие достопримечательности Ленинграда — поскольку приезжали они летом, им даже удалось прокатиться по рекам и каналам города. В этот же раз, к сожалению, они посвятят почти все свое время подготовке к концерту. По словам Бертона, город очень изменился за 20 лет — да и вся Россия в целом тоже. Это касается всех областей жизни, в том числе и музыкальной.
Вспомнил Гэри Бертон и о встрече с Игорем Бутманом, ныне известным российским джазовым музыкантом. Именно Гэри Бертон помог Бутману получить джазовое образование в США, и до сих пор музыканты находятся в дружеских отношениях.
Когда Бертона попросили рассказать что-нибудь об отсутствующем Чике Кориа, он сказал, что за те 35 лет, что они играют вместе, он не перестает удивляться работоспособности своего товарища, тому, как много музыки он творит. Только он, сказал Бертон, может проснуться, сочинить две песни, поучаствовать в записи, а в перерыве дать пару концертов. Кстати, в одном из интервью Чик Кориа признавался, что довольно часто сочиняет мелодии во сне, а обычно для того, чтобы писать музыку ему не надо ничего, кроме карандаша и нотной бумаги, — на компьютере, по его словам, этот процесс занимает слишком много времени.
Гэри Бертон честно признался, что Чик Кориа является его вдохновителем, и Бертон находится под сильным влиянием своего партнера.
Напомним, что в джазовых кругах Чик Кориа по праву считается живой легендой. Более того, его музыка нравится даже тем, кто далек от современного джаза, - потому что ее спокойные мелодии и гармоничное течение утешают душу, способствуют ясности мысли и чувств.
Армандо Энтони Кориа по прозвищу Чик («Цыпленок») родился в Массачусетсе. Его отец играл на трубе в диксилендовых составах, но слушать любил самую разную музыку. Наряду с классиками бопа - Гиллеспи, Паркером, Пауэллом - в доме постоянно звучали и классики иные: Моцарт, Бетховен. С четырех лет он за роялем, а музыка, очевидно благодаря влиянию отца, стала для него любовью с первого взгляда. Чик Кориа вспоминал: "Когда я пошел в школу, появились вещи, которыми я обязан был заниматься, но музыка не была обязанностью, я любил ею заниматься всегда".
В молодости одаренный музыкант определился с пристрастиями ― кроме джаза он тяготел к музыке Стравинского, Дебюсси и Бартока.
Спустя несколько лет после дебюта он уже играл со Стеном Гетцем и Майлзом Дэвисом. Творчество последнего сподвигло его на создание собственной группы Return To Forever – "Возвращение к Вечности". Именно эта группа довела до высшего предела особый жанр музыки, сложившийся в те годы, - фьюжн (fusion), синтез джаза и рок-музыки. Кстати, именно с этой группы началась карьера еще одной легенды ― гитариста Ала ди Меолы, на чье выступление в Михайловском театре мы тоже надеемся.
Сегодня на счету Чика Кориа около семидесяти альбомов. Он играл с самыми разными музыкантами: от Лайонела Хэмптона и Диззи Гиллеспи до Белы Флэка и Бобби Макферрина.
В 1972 году альбомом "Crystal Silence" ("Хрустальная тишина") Чик Кориа начал сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бертоном. Кориа в 1979 году говорил об этом партнерстве так: "Дольше всего я сотрудничаю в дуэтах с Гэри Бартоном. Нам почти не нужны репетиции, чтобы исполнить концерт с тем же свежим чувством, которое возникло в 1971 году, когда мы впервые сыграли дуэтом".
На пресс-конференции в Петербурге Гэри Бертон рассказал, что с Чиком Кориа они познакомились и начали играть почти случайно. Но через двадцать лет поняли, что, наверное, это все-таки не случайность. «У меня существует теория, - признался Бертон, - что все творческие дуэты рано или поздно распадаются. Просто потому, что люди меняются и расходятся. Но наш союз, как исключение, будет длиться вечно». Тут суеверный корреспондент «Фонтанки» трижды плюнул через левое плечо и постучал по дереву.
Напомним также, что Гэри Бертон ― один из самых известных вибрафонистов в мире. Именно он первым начал играть на вибрафоне четырьмя палочками, объясняя это тем, что в молодости в своем родном городе он не мог найти партнеров и вынужден был исполнять и мелодию, и гармонический аккомпанемент.
Бертон начинал играть в Нашвилле с музыкантами, которые играли кантри. Затем в 1962–64 играл в квинтете Джорджа Ширинга, в 1964–65 ― в ансамбле Стэна Гетца. Первый собственный квартет Бёртон собрал в 1967 с гитаристом Лэрри Кориэллом, басистом Стивом Своллоу и барабанщиком Бобом Мозесом. А с 1968 стал самым популярным исполнителем в анкете журнала "Down Beat".
В начале 70-х годов он начал выступать с сольными концертами (первая сольная запись ― No More Blues), получил премию “Грэмми» за композицию "Alone At Last" (1972) и пластинку "Gary Burton & Keith Jarrett". С 80-х годов преподает в Бостонской школе Беркли.
На пресс-конференции в Петербурге Гэри Бертон, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки», изложил свои взгляды на образование джазового музыканта. По его мнению, для формирования джазового музыканта очень важна среда, в которой он находится. Того же мнения, кстати, судя по интервью, придерживается и Чик Кориа.
Бертон полагает, что существуют три фактора, которые позволяют развиться таланту джазового музыканта: учителя, собственный опыт и возможность играть с другими музыкантами. По его словам, в существующей системе музыкального образования в Америке действуют все три фактора — и он, как глава школы в Беркли, делает все возможное, чтобы в его школе студенты могли получить и образование, и практику.
Но есть кое-что, чему не научишься в школе и не купишь за деньги, это либо есть, либо нет. Гэри Бертон сказал, что важнейшее качество джазмена — это дар импровизации: «Это как умение говорить — один человек может рассказать историю так, чтобы слушатели в нее поверили, а другой — нет. Один может сыграть так, чтобы мелодия рассказывала историю, передавала чувства музыканта, а другой — нет. Именно умение импровизировать делать из человека великого джазмена».
Такого, как Гэри Бертон и Чик Кориа.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру
К сожалению, на пресс-конференции, которая прошла накануне концерта, Чик Кориа не присутствовал — он почувствовал себя утомленным долгим перелетом и решил отдохнуть и набраться сил перед концертом. Гэри Бертону пришлось отдуваться за двоих — и он с честью выдержал общение с петербургскими журналистами.
Не дожидаясь вопросов, музыкант рассказал, как они с Чиком Кориа приезжали в Ленинград в 1981 году. Тогда концерт для узких кругов джазовой общественности нашего города и Москвы прошел в американском консульстве. В нынешнем концерте примерно половину программы составят те пьесы, которые они играли более 20 лет назад, — правда, уже обновленные. А специально для выступления в Петербурге по предложению Чика Кориа музыканты отрепетировали три прелюдии Скрябина в джазовой обработке.
Капризная петербургская погода, по мнению Бертона, только закалит их дуэт, прибывший из солнечной Флориды. Кроме того, по его словам, на концерте все равно, какова погода снаружи, — для легенд джаза не существует ничего, кроме музыки.
Санкт-Петербург имеет большое значение для Чика Кориа и Гэри Бертона. В начале восьмидесятых годов прошлого века американским джазменам очень редко выпадал случай выступить перед российской (тогда советской) публикой. Играть в СССР — в этом было нечто героическое, особенно если вспомнить напряженную политическую обстановку тех лет. Бертон заметил, что они были первыми американскими джазменами, выступавшими в Ленинграде с 50-х годов.
Тогда музыканты пробыли в городе около пяти дней и посетили многие достопримечательности Ленинграда — поскольку приезжали они летом, им даже удалось прокатиться по рекам и каналам города. В этот же раз, к сожалению, они посвятят почти все свое время подготовке к концерту. По словам Бертона, город очень изменился за 20 лет — да и вся Россия в целом тоже. Это касается всех областей жизни, в том числе и музыкальной.
Вспомнил Гэри Бертон и о встрече с Игорем Бутманом, ныне известным российским джазовым музыкантом. Именно Гэри Бертон помог Бутману получить джазовое образование в США, и до сих пор музыканты находятся в дружеских отношениях.
Когда Бертона попросили рассказать что-нибудь об отсутствующем Чике Кориа, он сказал, что за те 35 лет, что они играют вместе, он не перестает удивляться работоспособности своего товарища, тому, как много музыки он творит. Только он, сказал Бертон, может проснуться, сочинить две песни, поучаствовать в записи, а в перерыве дать пару концертов. Кстати, в одном из интервью Чик Кориа признавался, что довольно часто сочиняет мелодии во сне, а обычно для того, чтобы писать музыку ему не надо ничего, кроме карандаша и нотной бумаги, — на компьютере, по его словам, этот процесс занимает слишком много времени.
Гэри Бертон честно признался, что Чик Кориа является его вдохновителем, и Бертон находится под сильным влиянием своего партнера.
Напомним, что в джазовых кругах Чик Кориа по праву считается живой легендой. Более того, его музыка нравится даже тем, кто далек от современного джаза, - потому что ее спокойные мелодии и гармоничное течение утешают душу, способствуют ясности мысли и чувств.
Армандо Энтони Кориа по прозвищу Чик («Цыпленок») родился в Массачусетсе. Его отец играл на трубе в диксилендовых составах, но слушать любил самую разную музыку. Наряду с классиками бопа - Гиллеспи, Паркером, Пауэллом - в доме постоянно звучали и классики иные: Моцарт, Бетховен. С четырех лет он за роялем, а музыка, очевидно благодаря влиянию отца, стала для него любовью с первого взгляда. Чик Кориа вспоминал: "Когда я пошел в школу, появились вещи, которыми я обязан был заниматься, но музыка не была обязанностью, я любил ею заниматься всегда".
В молодости одаренный музыкант определился с пристрастиями ― кроме джаза он тяготел к музыке Стравинского, Дебюсси и Бартока.
Спустя несколько лет после дебюта он уже играл со Стеном Гетцем и Майлзом Дэвисом. Творчество последнего сподвигло его на создание собственной группы Return To Forever – "Возвращение к Вечности". Именно эта группа довела до высшего предела особый жанр музыки, сложившийся в те годы, - фьюжн (fusion), синтез джаза и рок-музыки. Кстати, именно с этой группы началась карьера еще одной легенды ― гитариста Ала ди Меолы, на чье выступление в Михайловском театре мы тоже надеемся.
Сегодня на счету Чика Кориа около семидесяти альбомов. Он играл с самыми разными музыкантами: от Лайонела Хэмптона и Диззи Гиллеспи до Белы Флэка и Бобби Макферрина.
В 1972 году альбомом "Crystal Silence" ("Хрустальная тишина") Чик Кориа начал сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бертоном. Кориа в 1979 году говорил об этом партнерстве так: "Дольше всего я сотрудничаю в дуэтах с Гэри Бартоном. Нам почти не нужны репетиции, чтобы исполнить концерт с тем же свежим чувством, которое возникло в 1971 году, когда мы впервые сыграли дуэтом".
На пресс-конференции в Петербурге Гэри Бертон рассказал, что с Чиком Кориа они познакомились и начали играть почти случайно. Но через двадцать лет поняли, что, наверное, это все-таки не случайность. «У меня существует теория, - признался Бертон, - что все творческие дуэты рано или поздно распадаются. Просто потому, что люди меняются и расходятся. Но наш союз, как исключение, будет длиться вечно». Тут суеверный корреспондент «Фонтанки» трижды плюнул через левое плечо и постучал по дереву.
Напомним также, что Гэри Бертон ― один из самых известных вибрафонистов в мире. Именно он первым начал играть на вибрафоне четырьмя палочками, объясняя это тем, что в молодости в своем родном городе он не мог найти партнеров и вынужден был исполнять и мелодию, и гармонический аккомпанемент.
Бертон начинал играть в Нашвилле с музыкантами, которые играли кантри. Затем в 1962–64 играл в квинтете Джорджа Ширинга, в 1964–65 ― в ансамбле Стэна Гетца. Первый собственный квартет Бёртон собрал в 1967 с гитаристом Лэрри Кориэллом, басистом Стивом Своллоу и барабанщиком Бобом Мозесом. А с 1968 стал самым популярным исполнителем в анкете журнала "Down Beat".
В начале 70-х годов он начал выступать с сольными концертами (первая сольная запись ― No More Blues), получил премию “Грэмми» за композицию "Alone At Last" (1972) и пластинку "Gary Burton & Keith Jarrett". С 80-х годов преподает в Бостонской школе Беркли.
На пресс-конференции в Петербурге Гэри Бертон, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки», изложил свои взгляды на образование джазового музыканта. По его мнению, для формирования джазового музыканта очень важна среда, в которой он находится. Того же мнения, кстати, судя по интервью, придерживается и Чик Кориа.
Бертон полагает, что существуют три фактора, которые позволяют развиться таланту джазового музыканта: учителя, собственный опыт и возможность играть с другими музыкантами. По его словам, в существующей системе музыкального образования в Америке действуют все три фактора — и он, как глава школы в Беркли, делает все возможное, чтобы в его школе студенты могли получить и образование, и практику.
Но есть кое-что, чему не научишься в школе и не купишь за деньги, это либо есть, либо нет. Гэри Бертон сказал, что важнейшее качество джазмена — это дар импровизации: «Это как умение говорить — один человек может рассказать историю так, чтобы слушатели в нее поверили, а другой — нет. Один может сыграть так, чтобы мелодия рассказывала историю, передавала чувства музыканта, а другой — нет. Именно умение импровизировать делать из человека великого джазмена».
Такого, как Гэри Бертон и Чик Кориа.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру