Про то, каким станет общественный транспорт в ближайшие годы, светлое будущее петербургского трамвая, «перспективы» карьерного роста кондукторов и систему оплаты общественного транспорта через так называемый «электронный кошелёк» ответил на вопросы читателей «Фонтанки» председатель городского комитета по транспорту Александр Дацюк.
Как будет развиваться улично-дорожная сеть города в ближайшее время?
Программой развития улично-дорожной сети непосредственно занимается КБДХ, но разработка идёт совместно с комитетом по транспорту. Наша часть — это утверждённая программа развития метрополитена — а он является основой системы общественного транспорта в городе — и программа развития «Горэлектротранса». Сейчас трамвай с большой скоростью идёт по выделенной полосе, не мешая общему дорожному движению. Проспект Просвещения — наглядный пример. Сделали там нормальные трамвайные пути, увеличили скорость перемещения и народ даже с маршруток туда перешёл. И сейчас наша задача — увеличивать количество таких маршрутов.
Кроме того, опыт Лиговского проспекта, где общественный транспорт выведен с общих полос, показал эффективность новой схемы организации движения. Там однозначно улучшился трафик, даже несмотря на то, что у нас сейчас Обводный канал закрыт. Мы поменяли там все «Газели» на большие автобусы и за счет этого сократилось общее количество автобусов и трамваев. В то же время пассажиров мы на этой трассе везем больше, чем до реконструкции. Этот опыт мы будем переносить и на другие улицы.
Ряд проектов уже делается в плане совмещения трамвайного и автобусного движения на одной полосе. Отрабатываются проекты по проспекту Косыгина от Ладожского вокзала и направление от Светлановской площади в сторону Комендантского аэродрома, там, где трамвай идёт по отведённой полосе. По трамвайному и троллейбусному движению мы через месяц-два выносим программу на заседание правительства и утверждаем её. Стоит отметить, что она включает в себя не только изменение организации движения, но и замену подвижного состава. Большая часть трамваев сейчас, в лучшем случае, 80-х годов выпуска. Но уже появились новые вагоны «ЛВС-2005», которые показали достаточно высокую комфортность для пассажиров, но есть ещё много проблем с технической частью, с конструкцией тележек, которые у нас остались старыми. Кроме того, программа подразумевает расширение производственной базы и реконструкцию маршрутной сети.
Должен отдельно сказать, что в этой программе практически не предусматривается сокращение маршрутной сети трамвая и снятие рельсов. Трамвай у нас — основной вид транспорта в периферийных районах.
Обе программы - и метрополитена, и электротранспорта - учитывают строительство надземного экспресса. Получается, что у нас в городе будет три основных вида скоростного транспорта, который может перевозить большие объёмы пассажиров.
Ну и, наконец, в этом году мы будем ещё готовить программу по автобусным перевозкам, по реорганизации автобусной маршрутной сети. Этот вид транспорта наиболее мобилен, но обладает меньшей провозной способностью, чем трамвай и тем более метрополитен, так что он будет уже играть третью роль и будет привязан к основным видам рельсового транспорта.
В этой программе основной частью станут выделенные полосы для автобусов?
Мы будем стараться везде, где это возможно, делать полосы для общественного транспорта. Мы не сами это придумали, это мировой опыт. Они улучшают эффективность работы общественного транспорта, делают его более привлекательным для пассажиров. Здесь ведь что важно? В комфортных условиях и с высокой скоростью добраться до места назначения.
Есть и ещё один момент. Мы сегодня ориентируемся на подвижной состав нового поколения. Он низкопольный. Троллейбусы мы уже на протяжении нескольких лет покупаем только такие, с этого года мы начали брать и автобусы только низкопольного класса. Это удобно пассажирам и уменьшает продолжительность рейса: посадка-высадка на таком автобусе занимает меньше времени.
В автобусах стало мало кондукторов, деньги за проезд нужно платить водителю. Но выход только через переднюю дверь создает толкучку.
Явление такое есть. Кондуктор — непопулярная профессия в нашем городе. Это с одной стороны. С другой — неэффективно использовать кондуктора для оплаты проезда. На сегодняшний день фактически только 20% пассажиров оплачивают проезд наличными деньгами, для остальных пассажиров кондуктор является контролёром, который проверяет их проездные билеты. Поэтому мы планируем уже с этого года начать переход на электронную систему платежей. У нас 85-й маршрут в экспериментальном режиме проходит обкатку: вместо кондукторов - электронная система оплаты проезда. Пассажиры прикладывают свои смарт-карты к валидаторам, которые установлены в салоне. У тех, кто не пользуются БСК, деньги за проезд принимает водитель, у него - контрольно-кассовая машина. В среднем так платят всего 17-20 %. И в этом году мы планируем провести на основании этого опыта конкурс на оснащение подвижного состава электронными системами оплаты. От кондукторов откажемся, часть из них просто перейдёт в контролёры, которые будут осуществлять контроль фактической оплаты проезда.
Мы экспериментировали, планировали ввести систему по московскому опыту. Поставили «вертушки» на входе, контролирующие вход-выход, но этим сильно усложнили жизнь пассажирам.
В планах было ввести в Петербурге единую карту оплаты на все виды общественного транспорта. В привязке к перехватывающим парковкам она может стать действительно эффективной. Но с 1 апреля повышаются тарифы, а они не единые — на метро 17 рублей, на остальном транспорте 16...
Сейчас есть единая карта оплаты, и она даёт право проезда на всех видах транспорта. Но мы планируем ввести другую карточку, которая позволит заносить на неё некий объём средств. Условно говоря, проезд у нас сегодня 14 рублей, пассажир заплатил за 10 поездок - это должно стоить 140 рублей, но так как он будет платить вперёд и в принципе кредитовать перевозчика, то, естественно, сумма оплаты будет меньше этих 140 рублей. Иначе это можно назвать «электронным кошельком», и пользоваться можно будет любым видом общественного транспорта вне зависимости от тарифов и со скидками.
Читатели задают вопросы: почему решили разделить остановки для разных видов общественного транспорта. Сейчас ситуация сложная даже на примере Невского проспекта — три остановки разнесены и на каждой останавливаются разные номера автобусов. Не удобно.
Сегодня у нас «Газель» пока останавливается там, где удобно пассажиру, хотя в принципе мы идем к тому, что весь общественный транспорт должен останавливаться не по требованию, а на обозначенных остановках. Поэтому сегодня, в рамках реорганизации автобусной маршрутной сети, будут сделаны адекватные, удобные остановки и наиболее эффективные для посадки пассажиров. И на них будет останавливаться весь общественный транспорт, включая маршрутки.
Демонтировать трамвайные пути на Садовой и Литейном всё-таки будут?
Смысла демонтировать пути нет никакого. Рассматриваются аспекты и градостроительные, и по организации движения. Линии в центре сегодня исполняют технологическую функцию при подъезде трамвая к тому маршруту, по которому он должен работать. У нас единая трамвайная сеть, и она объединяет все трамвайные парки. В Москве эта сеть разорвана, что создаёт определённые трудности. И на Литейном, и на Садовой пути хорошие, и при определённой организации движения там можно пустить трамвай. Вполне вероятно, что через какое-то время так и случится. Но трамвай там должен быть такой, какой существует в большинстве европейских городов. Удобный, бесшумный и с высоким комфортом пассажиров.
Наши читатели обеспокоены тем, что некоторые водители во время движения курят, а нередко кабина не отделена от салона. Куда жаловаться?
Жаловаться надо в Комитет по транспорту либо «Организатору перевозок», у нас есть специальная служба, номер горячей линии 576-55-55. Курить водителям запрещено, будем принимать соответствующие меры. Обещаю, что наказывать будем по всей строгости.
Существует в черте города такой посёлок Можайск, как пишут читатели, из всех видов транспортного сообщения в этом населённом пункте осталась только электричка. Когда-то пытались ввести маршрутки, однако интервал между ними был от 40 минут до 1 часа, народ перестал ими пользоваться и общественный транспорт из Можайска пропал. Собираетесь ли вы как-нибудь эту ситуацию исправлять?
Всё правильно. У нас есть несколько таких удалённых от центра районов города. Есть посёлок Хвойный, который тоже считается Санкт-Петербургом, а фактически находится в Ленинградской области, есть ещё несколько подобных населенных пунктов... Мы планируем с увеличением количества подвижного состава «Пассажиравтотранса» открывать новые маршруты, которые свяжут удаленные районы с городом. Но нужно учесть, что у них этот транспорт будет обходиться очень дорого. Там небольшой пассажиропоток, поэтому из городского бюджета придётся доплачивать на эти маршруты больше, чем на все остальные. Конкретно Можайск у нас в планах, думаю, что до конца года проблему местных жителей решим.
В конце декабря закрыли для проезда на личном автотранспорте Средний проспект Васильевского острова от 4 линии до 8. Потом прошла информация, о том, что новая схема отменяется, через несколько часов после этого известия выяснилось, что уже не отменяется. А ведь собираются же сделать ещё такие же участки...
Как разрулить ситуацию на Васильевском острове, в Дирекции по организации дорожного движения долго рассчитывали эту ситуацию и рассчитали. Сделали сложно и не совсем удачно. Сейчас в ГУ ДОДД анализируют ту ситуацию, которая была до закрытия, сравнивают с той, что сложилась сейчас, и в результате этого мониторинга будет принято решение. Или движение на Среднем проспекте вернется к старому режиму, или внесём какие-то коррективы. Тут ситуация какая? Был взят локальный перекрёсток в достаточно узком месте, а город надо рассматривать гораздо шире. Если увидим, что необходимо вернуться к старой схеме, мы так и сделаем. У нас должны быть основания для принятия решений, нельзя просто сказать: «Почему-то получилось плохо!» Там же была очень серьёзная ситуация в районе метро — не проехать и не пройти. Поэтому необходимо было принимать меры.
Вот сейчас подготовлена концепция, которая в целом рассматривает город Санкт-Петербург, этот документ называется Комплексная схема организации движения (КСОД). Там есть соответствующие предложения по реорганизации дорожного движения. Они разработаны на основании сегодняшнего трафика и с учётом расчётов на будущее. Все эти изменения касаются не отдельных мест или улиц, надо понимать: если из одного места машины ушли, то они обязательно появятся где-то в другом и дальше, и дальше... В итоге развивается целая цепочка. В течение месяца-двух в этом отношении уже будет соответствующее постановление правительства.
Наша читательница интересуется, будет ли продлён маршрут № 50 до Театральной площади?
Да, мы планируем его продление в ближайшее время. Существует такое мнение, что необходимо возродить этот маршрут в том виде, в котором он был ранее.
А что происходит на улицах Восстания и Маяковского? Реорганизация движения не планируется?
Там проблема совсем в другом. В неисполнении водителями правил дорожного движения. Встают там, где не положено. Хочу напомнить, что любые мероприятия по организации дорожного движения приводят к результатам, когда правила соблюдаются.
Беседовал Александр Фролов
Как будет развиваться улично-дорожная сеть города в ближайшее время?
Программой развития улично-дорожной сети непосредственно занимается КБДХ, но разработка идёт совместно с комитетом по транспорту. Наша часть — это утверждённая программа развития метрополитена — а он является основой системы общественного транспорта в городе — и программа развития «Горэлектротранса». Сейчас трамвай с большой скоростью идёт по выделенной полосе, не мешая общему дорожному движению. Проспект Просвещения — наглядный пример. Сделали там нормальные трамвайные пути, увеличили скорость перемещения и народ даже с маршруток туда перешёл. И сейчас наша задача — увеличивать количество таких маршрутов.
Кроме того, опыт Лиговского проспекта, где общественный транспорт выведен с общих полос, показал эффективность новой схемы организации движения. Там однозначно улучшился трафик, даже несмотря на то, что у нас сейчас Обводный канал закрыт. Мы поменяли там все «Газели» на большие автобусы и за счет этого сократилось общее количество автобусов и трамваев. В то же время пассажиров мы на этой трассе везем больше, чем до реконструкции. Этот опыт мы будем переносить и на другие улицы.
Ряд проектов уже делается в плане совмещения трамвайного и автобусного движения на одной полосе. Отрабатываются проекты по проспекту Косыгина от Ладожского вокзала и направление от Светлановской площади в сторону Комендантского аэродрома, там, где трамвай идёт по отведённой полосе. По трамвайному и троллейбусному движению мы через месяц-два выносим программу на заседание правительства и утверждаем её. Стоит отметить, что она включает в себя не только изменение организации движения, но и замену подвижного состава. Большая часть трамваев сейчас, в лучшем случае, 80-х годов выпуска. Но уже появились новые вагоны «ЛВС-2005», которые показали достаточно высокую комфортность для пассажиров, но есть ещё много проблем с технической частью, с конструкцией тележек, которые у нас остались старыми. Кроме того, программа подразумевает расширение производственной базы и реконструкцию маршрутной сети.
Должен отдельно сказать, что в этой программе практически не предусматривается сокращение маршрутной сети трамвая и снятие рельсов. Трамвай у нас — основной вид транспорта в периферийных районах.
Обе программы - и метрополитена, и электротранспорта - учитывают строительство надземного экспресса. Получается, что у нас в городе будет три основных вида скоростного транспорта, который может перевозить большие объёмы пассажиров.
Ну и, наконец, в этом году мы будем ещё готовить программу по автобусным перевозкам, по реорганизации автобусной маршрутной сети. Этот вид транспорта наиболее мобилен, но обладает меньшей провозной способностью, чем трамвай и тем более метрополитен, так что он будет уже играть третью роль и будет привязан к основным видам рельсового транспорта.
В этой программе основной частью станут выделенные полосы для автобусов?
Мы будем стараться везде, где это возможно, делать полосы для общественного транспорта. Мы не сами это придумали, это мировой опыт. Они улучшают эффективность работы общественного транспорта, делают его более привлекательным для пассажиров. Здесь ведь что важно? В комфортных условиях и с высокой скоростью добраться до места назначения.
Есть и ещё один момент. Мы сегодня ориентируемся на подвижной состав нового поколения. Он низкопольный. Троллейбусы мы уже на протяжении нескольких лет покупаем только такие, с этого года мы начали брать и автобусы только низкопольного класса. Это удобно пассажирам и уменьшает продолжительность рейса: посадка-высадка на таком автобусе занимает меньше времени.
В автобусах стало мало кондукторов, деньги за проезд нужно платить водителю. Но выход только через переднюю дверь создает толкучку.
Явление такое есть. Кондуктор — непопулярная профессия в нашем городе. Это с одной стороны. С другой — неэффективно использовать кондуктора для оплаты проезда. На сегодняшний день фактически только 20% пассажиров оплачивают проезд наличными деньгами, для остальных пассажиров кондуктор является контролёром, который проверяет их проездные билеты. Поэтому мы планируем уже с этого года начать переход на электронную систему платежей. У нас 85-й маршрут в экспериментальном режиме проходит обкатку: вместо кондукторов - электронная система оплаты проезда. Пассажиры прикладывают свои смарт-карты к валидаторам, которые установлены в салоне. У тех, кто не пользуются БСК, деньги за проезд принимает водитель, у него - контрольно-кассовая машина. В среднем так платят всего 17-20 %. И в этом году мы планируем провести на основании этого опыта конкурс на оснащение подвижного состава электронными системами оплаты. От кондукторов откажемся, часть из них просто перейдёт в контролёры, которые будут осуществлять контроль фактической оплаты проезда.
Мы экспериментировали, планировали ввести систему по московскому опыту. Поставили «вертушки» на входе, контролирующие вход-выход, но этим сильно усложнили жизнь пассажирам.
В планах было ввести в Петербурге единую карту оплаты на все виды общественного транспорта. В привязке к перехватывающим парковкам она может стать действительно эффективной. Но с 1 апреля повышаются тарифы, а они не единые — на метро 17 рублей, на остальном транспорте 16...
Сейчас есть единая карта оплаты, и она даёт право проезда на всех видах транспорта. Но мы планируем ввести другую карточку, которая позволит заносить на неё некий объём средств. Условно говоря, проезд у нас сегодня 14 рублей, пассажир заплатил за 10 поездок - это должно стоить 140 рублей, но так как он будет платить вперёд и в принципе кредитовать перевозчика, то, естественно, сумма оплаты будет меньше этих 140 рублей. Иначе это можно назвать «электронным кошельком», и пользоваться можно будет любым видом общественного транспорта вне зависимости от тарифов и со скидками.
Читатели задают вопросы: почему решили разделить остановки для разных видов общественного транспорта. Сейчас ситуация сложная даже на примере Невского проспекта — три остановки разнесены и на каждой останавливаются разные номера автобусов. Не удобно.
Сегодня у нас «Газель» пока останавливается там, где удобно пассажиру, хотя в принципе мы идем к тому, что весь общественный транспорт должен останавливаться не по требованию, а на обозначенных остановках. Поэтому сегодня, в рамках реорганизации автобусной маршрутной сети, будут сделаны адекватные, удобные остановки и наиболее эффективные для посадки пассажиров. И на них будет останавливаться весь общественный транспорт, включая маршрутки.
Демонтировать трамвайные пути на Садовой и Литейном всё-таки будут?
Смысла демонтировать пути нет никакого. Рассматриваются аспекты и градостроительные, и по организации движения. Линии в центре сегодня исполняют технологическую функцию при подъезде трамвая к тому маршруту, по которому он должен работать. У нас единая трамвайная сеть, и она объединяет все трамвайные парки. В Москве эта сеть разорвана, что создаёт определённые трудности. И на Литейном, и на Садовой пути хорошие, и при определённой организации движения там можно пустить трамвай. Вполне вероятно, что через какое-то время так и случится. Но трамвай там должен быть такой, какой существует в большинстве европейских городов. Удобный, бесшумный и с высоким комфортом пассажиров.
Наши читатели обеспокоены тем, что некоторые водители во время движения курят, а нередко кабина не отделена от салона. Куда жаловаться?
Жаловаться надо в Комитет по транспорту либо «Организатору перевозок», у нас есть специальная служба, номер горячей линии 576-55-55. Курить водителям запрещено, будем принимать соответствующие меры. Обещаю, что наказывать будем по всей строгости.
Существует в черте города такой посёлок Можайск, как пишут читатели, из всех видов транспортного сообщения в этом населённом пункте осталась только электричка. Когда-то пытались ввести маршрутки, однако интервал между ними был от 40 минут до 1 часа, народ перестал ими пользоваться и общественный транспорт из Можайска пропал. Собираетесь ли вы как-нибудь эту ситуацию исправлять?
Всё правильно. У нас есть несколько таких удалённых от центра районов города. Есть посёлок Хвойный, который тоже считается Санкт-Петербургом, а фактически находится в Ленинградской области, есть ещё несколько подобных населенных пунктов... Мы планируем с увеличением количества подвижного состава «Пассажиравтотранса» открывать новые маршруты, которые свяжут удаленные районы с городом. Но нужно учесть, что у них этот транспорт будет обходиться очень дорого. Там небольшой пассажиропоток, поэтому из городского бюджета придётся доплачивать на эти маршруты больше, чем на все остальные. Конкретно Можайск у нас в планах, думаю, что до конца года проблему местных жителей решим.
В конце декабря закрыли для проезда на личном автотранспорте Средний проспект Васильевского острова от 4 линии до 8. Потом прошла информация, о том, что новая схема отменяется, через несколько часов после этого известия выяснилось, что уже не отменяется. А ведь собираются же сделать ещё такие же участки...
Как разрулить ситуацию на Васильевском острове, в Дирекции по организации дорожного движения долго рассчитывали эту ситуацию и рассчитали. Сделали сложно и не совсем удачно. Сейчас в ГУ ДОДД анализируют ту ситуацию, которая была до закрытия, сравнивают с той, что сложилась сейчас, и в результате этого мониторинга будет принято решение. Или движение на Среднем проспекте вернется к старому режиму, или внесём какие-то коррективы. Тут ситуация какая? Был взят локальный перекрёсток в достаточно узком месте, а город надо рассматривать гораздо шире. Если увидим, что необходимо вернуться к старой схеме, мы так и сделаем. У нас должны быть основания для принятия решений, нельзя просто сказать: «Почему-то получилось плохо!» Там же была очень серьёзная ситуация в районе метро — не проехать и не пройти. Поэтому необходимо было принимать меры.
Вот сейчас подготовлена концепция, которая в целом рассматривает город Санкт-Петербург, этот документ называется Комплексная схема организации движения (КСОД). Там есть соответствующие предложения по реорганизации дорожного движения. Они разработаны на основании сегодняшнего трафика и с учётом расчётов на будущее. Все эти изменения касаются не отдельных мест или улиц, надо понимать: если из одного места машины ушли, то они обязательно появятся где-то в другом и дальше, и дальше... В итоге развивается целая цепочка. В течение месяца-двух в этом отношении уже будет соответствующее постановление правительства.
Наша читательница интересуется, будет ли продлён маршрут № 50 до Театральной площади?
Да, мы планируем его продление в ближайшее время. Существует такое мнение, что необходимо возродить этот маршрут в том виде, в котором он был ранее.
А что происходит на улицах Восстания и Маяковского? Реорганизация движения не планируется?
Там проблема совсем в другом. В неисполнении водителями правил дорожного движения. Встают там, где не положено. Хочу напомнить, что любые мероприятия по организации дорожного движения приводят к результатам, когда правила соблюдаются.
Беседовал Александр Фролов