Французская Башня Мира на Сенной площади пришла в негодность. Длинная продольная трещина пересекает три стеклянных блока этого сооружения. Осколки пока еще не осыпаются, но эксперты уже предупреждают - этот день, возможно, не за горами. Они считают безумием саму идею водружать высотные сооружения из стекла в центре города.
О том, что на возвышающейся посреди Сенной площади стеклянной колонне под названием «Башня Мира» появились трещины, «Фонтанке» сообщили читатели. И приложили фотографии. Корреспондент нашего издания на площади побывал и убедился в том, что угроза обрушения - не плод воображения горожан, а вполне ощутимая реальность. Продольная трещина пересекает три верхних стеклянных блока башни и делит каждый из них приблизительно пополам. Наиболее глубокие повреждения в самом нижнем из них — он находится на высоте около десяти метров над землей.
Башня Мира находится в ведении администрации Адмиралтейского района. На баланс этого ведомства она была передана 19 мая 2003 года — сразу после вручения Петербургу французского подарка. Никаких комментариев от лиц, ответственных за хранение стеклянного произведения архитектуры, пока не последовало. С главой района не удалось связаться даже по сотовому телефону. Впрочем, обвинять именно администрацию района в разрушении Башни не приходится. По мнению экспертов, появление трещин вполне закономерно — рано или поздно они должны были появиться.
«Похоже, что вибрации от метро дают себя знать, - сообщили в Музее городской скульптуры, как только узнали о проблеме. - Такого результата следовало ожидать». «Чтобы точно определить причину, разумеется, надо осмотреть объект, но судя по характеру трещин, их появление вызвано именно вибрациями, - оценила представленные фотографии и начальник отдела качества «Российской стекольной компании» Людмила Немыкина. - К счастью, стекла не разлетелись». Впрочем, по ее мнению, самым лучшим выходом из ситуации будет демонтаж Башни — осколки начнут осыпаться уже в ближайшее время.
Еще один эксперт, с которым удалось поговорить «Фонтанке» - Александр Калухин, управляющий директор по технической диагностике группы компаний «Городской центр экспертиз», полагает, что трещины могли появиться и и из-за вибрации, и из-за климатических условий, мало подходящих для стеклянного строительства, а также - из-за некачественного исполнения проекта.
«Если трещины пошли из-за внешних воздействий: перманентных колебаний, вызванных поездами метрополитена, из-за слишком холодной зимы, слишком жаркого лета или из-за ветров, то проблема Башни Мира заложена ещё в проекте - авторы должны были учесть абсолютно все факторы, влияющие на сохранность сооружения, причем с запасом. Например, если зимой в городе может быть больше -25 градусов, то строения и коммуникации должны выдерживать воздействия температур, раза в полтора превышающих эту цифру. Если в городе время от времени случаются штормовые предупреждения – а у нас скорость ветра в таких случаях может превышать более 20 м/с – значит, строения должны выдерживать и более сильные ветра», - объясняет он. Но если архитекторы стеклобетонной конструкции представляли, какие погодные условия ждут их творение в Петербурге и учли при проектировании все факторы до единого, то ошибиться могли строители - например, использовав некачественное стекло, рассуждает Калухин.
Ошибку при эксплуатации Калухин полагает менее вероятной. «В случае с Башней Мира, думаю, эксплуатация заключается только в мытье и чистке поверхностей - в том случае, если проектом не оговорены какие-то особые правила. Возможен такой вариант - крепления, соединяющие стекло с несущей конструкцией, со временем ослабляются: как от внешних факторов, так и под давлением самого стекла. Зная о таких особенностях конструкции, архитектор вводит специальные правила эксплуатации, гласящие, что, например, раз в год промышленные альпинисты должны подкручивать все крепления. Если этого не происходит, части конструкции начинают «люфтить», то есть разбалтываться, и в таком случае стекло тоже может треснуть», - объясняет он. «Экспертиза необходима, иначе архитектор может кивать на строителей, а те – на организацию, отвечающую за содержание Башни Мира. И лучше провести исследование до того, как стекло обрушится, а я такой возможности не исключаю», - добавляет эксперт.
Как уже писала «Фонтанка», треснувшая Башня Мира — не первая стекольная проблема в Петербурге. В августе 2009 года без видимых причин осыпалось остекление бизнес-центра «Бенуа». «Стекла падают у всех, даже у самых больших мастеров», - прокомментировала тогда ситуацию специалист архитектурной мастерской «Студия-44» Людмила Лихачева. - Это очень капризный материал, и использовать его надо с осторожностью».
Любопытно, что появление Башни Мира в Петербурге сопровождалось скандалами, и было не слишком желанным подарком. Это архитектурное сооружение было включено в «юбилейный набор» к трехсотлетию города. Первоначально его появление было анонсировано как дар французского правительства. Генеральный комиссар Генерального комиссариата по участию Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга Марек Хальтер (по совместительству супруг автора работы, скульптора Клары Хальтер), неоднократно заявлял в СМИ, что Башня выполнена для Петербурга по соглашению с Жаком Шираком. Планировалось, что президент Франции будет присутствовать на торжественном открытии нового памятника в нашем городе.
Позднее выяснилось, что этот подарок — частная инициатива, и правительство Франции не имеет к нему никакого отношения. Информацию об этом МИД Франции разместило на своем официальном сайте. Изменение статуса подарка могло повлечь за собой новые проблемы: крупные таможенные пошлины. Но этот вопрос обошли, оформив башню при доставке как «гуманитарный груз».
Шли споры и по поводу размещения памятника. Против появления Башни на Сенной возражала и культурная общественность, и многие политики, и местные жители. Например, местное отделение «Демократической России» направляло в городскую прокуратуру документ, где ссылалось на нарушения Градостроительного кодекса и федерального закона о культурном наследии.
Однако победило мнение сторонников Башни, в число которых входил и Иван Уралов, на тот момент занимавший пост главного художника Петербурга. По их мнению, сооружение в стиле «хай-тек» придало современную ноту классическому звучанию центра. Тем более, что и название будущего памятника было созвучно прежнему наименованию Сенной площади (и станции метро) - в советские времена она называлась «Площадь Мира». Протестующих успокаивали — сооружение временное, конструкция разборная, и если окажется, что подарок категорически не вписывается в окружающую среду, Башню всегда можно будет перенести на другое место.
Однако, когда в мае 2004 года представители общественности во главе с народным артистом России Кириллом Лавровым попытались поднять вопрос о переносе, им объяснили, что переместить Башню с Сенной, конечно, можно, но, во-первых, дорого, а денег у города нет, во-вторых, обидится правительство Франции. Какая связь между подарком частного лица и французским правительством, недовольным Башней Мира не объяснили. Окажутся ли достаточным основанием для демонтажа появившиеся трещины, станет ясно в самое ближайшее время.
«Башня Мира». Скульптор Хальтер Клара, архитектор Вильмот Жан-Мишель. Открыта 27 мая 2003 года. Архитектурное сооружение из стекла с внутренней и наружной подсветкой. Сердцевина сооружения выполнена из металла, к ней крепятся две стеклянные выпуклые пластины, на которых выгравировано слово "Мир" на 32-х языках. Высота около 1800 см, диаметр 300 см. Общая стоимость проекта - примерно 1,5 млн евро. Изготовлен памятник на спонсорские средства.