Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 07 ноября 2007 19:29      585

Фирма прививает к себе любовь

На фоне очередной забастовки работников завода «Форд» во Всеволожске в том же районе другая компания надеется удержать своих сотрудников от подобных мыслей. Компания Nokian Tyres, производитель шин для легковых автомобилей, заявила о строительстве жилого комплекса под названием Hakkapeliitta Village для российского подразделения во Всеволожске.

Аналитики считают, что предоставляемое жилье — это один из самых надежных способов «привязать» работника к фирме. Сегодня 70-80% ведущих российских компаний предоставляют компенсационные пакеты различного уровня для своих работников.

Суть специальной программы шинной компании заключается в том, что любой ее сотрудник сможет приобрести жилье в собственность по льготным ценам или оформить ипотечный кредит на льготных условиях. При этом первоначальный взнос составит 5-20% от стоимости квартиры, средняя стоимость кв.м с полной отделкой - 41000 руб., а ипотечный кредит в сотрудничестве с агентством ипотечного кредитования жилья будет предоставляться под 7,3% годовых в рублях на срок от 7 до 20 лет. Работник будет выплачивать по кредиту не более 40% от заработной платы в месяц, которая в среднем составляет 25 тысяч рублей. Интерес к программе проявили около 200 человек.

Предоставление жилья, пусть на довольно жестких условиях, - не самый распространенный способ удержания сотрудников даже в крупных фирмах. Например, в компании «МегаФон», в которой по Северо-Западу работает около 2,5 тысячи сотрудников, сложилась своя мотивационная система, помимо «возможности работать в стабильной, солидной компании с сильным брэндом». По словам начальника пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Маргариты Горбачевой, компания дает своим сотрудникам возможность получения второго высшего образования, MBA, изучения иностранного языка; организует участие в различных тренингах и семинарах.

Сотрудники, кому по роду деятельности необходима мобильная связь, имеют служебные телефоны. «Было бы странно, если бы в телекоммуникационной компании было по-другому», - отмечает Маргарита Горбачева. В компании проводятся различные профессиональные конкурсы, наградами в которых зачастую являются билеты на концерт, в театр и т.п. Здесь есть команды – футбольная и хоккейная, которые тренируют профессионалы. При этом, как отмечают связисты, они существуют не только для того, чтобы укреплять внутренний дух коллектива, но и для внешнего позиционирования.

«Мы участвуем в соревнованиях не только в России, но ездим играть с коллегами в Финляндию. Летом проводим «Спартакиаду народов GSM», в которой участвуют все желающие, дети играют в свои игры, а взрослые в свои», - рассказывает Маргарита Горбачева.

На предприятии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в качестве мотивации сотрудников включают в резерв на замещение руководящих должностей. В случае необходимости им предлагают получить второе высшее образование. В компенсационный пакет входят стандартные программы по ОМС и ДМС, путевки в профилактории, а каждый новый сотрудник при оформлении на работу получает на счет единовременно 25000 рублей, которые он может потратить на лечение и протезирование зубов, сообщили в пресс-службе компании.

По словам сотрудника страховой компании «РЕСО-Гарантия» Валентины Дьяковой, включение в компенсационный пакет страховки ДМС - довольно частое явление среди крупных компаний. Количество застрахованных от одного предприятия бывает от 10 до 5000-8000 человек. Средняя стоимость страхования ста человек по программе ДМС, включающей амбулаторное лечение и стационар, обойдется фирме примерно в 1 200 000-1 300 000 рублей в год.

Как отметила Валентина Дьякова, по количеству заключаемых договоров не выделяется какой-то конкретный сектор рынка. Это могут быть пищевые предприятия, различные производители. Государственные предприятия тоже в качестве дополнительного стимула для сотрудников внедряют ДМС: программами интересуются ЖЭКи, районные управления, школы. Интересно, что западные компании включают в компенсационный пакет для сотрудников добровольное медицинское страхование обязательным пунктом.

Аналитики отмечают, что в профессиональной среде нет единого понимания того, что подразумевается под социальным, а что под компенсационным пакетом. Многие говорят о том, что социальный пакет - это гарантии и льготы, предоставляемые работодателем, а компенсационный пакет - это компенсации, направленные на возврат работнику личных средств, затрачиваемых им в процессе исполнения трудовых обязанностей. Согласно наиболее распространенному определению, социальный пакет включает все, что предусмотрено для работников по Трудовому кодексу: оплачиваемый больничный лист, «белую» зарплату, оплачиваемый отпуск 28 календарных дней, обязательное медицинское страхование. Все, что сверх этого – компенсационный пакет. По сути, это добровольная «добавка» от администрации, куда могут входить: ДМС, страхование жизни, оплата представительских расходов, компенсация сотовой связи и предоставление служебного транспорта, питание за счет фирмы, различные премии, участие в прибыли, опционы на акции, льготное кредитование, оплата жилья, обучения, занятий спортом и другие схемы поощрения.

По данным «Альфа Персонал», более 80% ведущих российских компаний предоставляют компенсационные пакеты менеджерам среднего и высшего звена, по содержанию не уступающие западным образцам. HeadHunter Санкт-Петербург отмечает, что компенсационный пакет (в том или ином виде) существует примерно в 70% компаний, легально работающих на российском рынке.

Чаще всего компенсационный пакет включает: предоставление автомобиля/компенсацию издержек по эксплуатации личного транспорта/доставка до места работы, питание во время работы, оплату занятий спортом и фитнесом, оплату программ обучения персонала, предоставление льготных путевок в дома отдыха, санатории, детские лагеря, скидки на производимую продукцию, различные виды страхования, пакет кредитных схем и ссуд.

«Если говорить о предложениях, которые пока встречаются достаточно редко, можно отметить, например, корпоративный детский сад или приобретение жилья со скидкой. Из необычных предложений мы встречали в качестве одного из бонусов возможность вместе с детьми посещать корпоративный зоопарк», - рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы консалтинговой группы «Альфа Персонал» Ирина Адамович.

Некоторые компании предлагают своим сотрудникам карту «Экстренной помощи», предоставляющей доступ к круглосуточной комплексной практической и консультационно-информационной помощи и даже услугам адвоката в городах России и ближнего зарубежья. «Тем не менее, нестандартные предложения и «индивидуальный» подход при формировании компенсационного пакета – удел топ-менеджеров и уникальных специалистов, в услугах которых крайне заинтересован работодатель. В этих случаях наполнение компенсационного пакета может изменяться в соответствии с его требованиями: например, заменить корпоративный «Форд» на машину представительского класса», - рассказывает директор HeadHunter Санкт-Петербург Юлия Сахарова.

Дополнительные льготы в том или ином виде сейчас предоставляют очень многие компании в независимости от отраслевой принадлежности. Наиболее полные компенсационные пакеты у компаний из быстро растущих отраслей, которым приходится постоянно конкурировать между собой в борьбе за персонал – это ритейл, телекоммуникации, производственный сектор и т.д. По данным «Альфа Персонал», более 70% соискателей помимо уровня заработной платы обращают внимание именно на социальный пакет при принятии решения о работе.

Анна Генкина,
Фонтанка.ру