Новое руководство Минэкономразвития предлагает вложить сотни миллионов долларов в проведение PR-кампании за рубежом - для привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику. Для этого планируется создать специальную государственную корпорацию и общероссийский Интернет-портал. Но серьезные инвесторы чаще предпочитают доверять заключению аналитиков, не покупающихся на рекламные трюки, хоть и такие дорогие.
Конечным результатом представленной Минэкономразвития программы должно стать устранение расхождений между представлениями иностранных деловых кругов об инвестиционном климате России и его реальным состоянием. Однако скептики уверены, что сложившееся в западных кругах мнение о России больше соответствует реальности, чем то, что будет изложено в рекламных материалах создаваемой информационной спецслужбы.
Враг не дремлет
Один из этапов PR-кампании – «эффективное противодействие недобросовестной конкуренции, направленной на дискредитацию России как объекта инвестиций». «На страницах ряда влиятельных международных экономических публикаций (таких как Economist, Wall Street Journal, и.т.д.) нередко встречаются антироссийские материалы. К примеру – реклама, призывающая выгнать Россию из «Большой восьмерки», была размещена на целую страницу газеты Financial Times незадолго до проведения саммита в Санкт-Петербурге», – констатируют специалисты Минэкономразвития.
Правда, о причинах появления такой статьи чиновники умалчивают. Действительно, зачастую о России в зарубежной печати появляются небылицы типа «русские пьют водку из самовара, а по улицам медведи ходят». Однако серьезные экономические СМИ публикуют объективные и критические материалы. «Какой инвестор согласится верить стране, устроившей обыск в офисе аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, – констатирует один из петербургских финансовых аналитиков. – Просто потому, что аудиторы выполняли свою работу – проверяли отчетность клиента (НК «ЮКОС»). Такого отношения к бизнесу не позволяют силовики ни одной страны мира, включая самые коррумпированные африканские государства. Компании уровня PricewaterhouseCoopers серьезные бизнесмены уважают больше, чем Путина. Только после такого инцидента стране будет очень сложно доказать, что в нее безопасно вкладывать средства. К тому же существующие государственные Интернет-сайты не содержат никакой действительно полезной информации, только одни призывы и обещания красивой жизни».
Есть и другая позиция: «Для привлечения внимания рекламная кампания необходима, – считает директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA) Наталия Кудрявцева. – Ошибочное мнение, что все мечтают вложить деньги в Россию. Сначала инвестор должен обратить внимание, а потом начинает изучать вопрос. Крупные инвесторы воспользуются услугами консалтинговых фирм «большой четверки» (Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers). Но для компаний поменьше услуги этих консультантов очень дороги».
Для Дона Педро
Для борьбы с «тлетворным влиянием Запада» предлагается создать новый государственный орган – Агентство по привлечению инвестиций и развитию инвестиционного имиджа. Это будет либо отдельная государственная корпорация, либо подразделение уже созданной структуры – ГК «Банк Развития».
Подобные агентства есть во многих странах мира. Даже в Бразилии в 1997 году была создана финансируемая из бюджета общественная автономная служба – агентство «Апекс Бразил», в совет которой входят руководители федеральных министерств и ведомств. В посткоммунистической Чехии с 1992 года действует Агентство по привлечению иностранных инвестиций «Чехинвест», бюджет которого в 2005 году составил $ 13 млн в год. А в США такие службы созданы во многих штатах. Государственное финансирование Британской службы по торговле и инвестициям (UK Trade&Investment) достигает $ 700 млн в год.
Эксперты оценивают стоимость реализации российского PR-проекта в $ 200-300 млн. Новое руководство Минэкономразвития такие затраты считает целесообразными, хотя в многостраничной программе не упоминаются ни предполагаемая сумма бюджетных затрат, ни оценка их эффективности. Экс-министр Герман Греф проводил значительно более осторожную политику, прослыв как критик популистских проектов того же связного ведомства Леонида Реймана (о судьбе потраченных на «Электронную Россию» миллионов не знает никто).
ТАСС уполномочен заявить
Распространять сообщения о достижениях российской экономики предлагается как через отечественные, так и зарубежные информационные агентства – «Прайм-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс», «РБК», Reuters, АР, AFP, Bloomberg, Dow Jones и другие. Кроме того, за счет федерального бюджета планируется привлечь на конкурсной основе крупное международное PR-агентство. Оно также должно будет проводить работу «по продвижению и должному отражению информации об инвестиционных возможностях России в зарубежных средствах массовой информации и на крупных международных экономических мероприятиях».
Ключевую роль в информировании зарубежной аудитории Минэкономразвития отводит национальному Интернет-ресурсу, посвященному инвестициям в Россию. Он должен будет содержать обобщенную информацию по инвестпроектам регионов и отраслей, аналитику, новости, комментарии и т.п. Позиционироваться этот сайт будет как официальный ресурс, выпускающийся при ведомственной поддержке. Через Интернет-портал планируется организовать доступ к базе данных инвестиционных проектов. Предлагается также создавать отдельные сайты крупных инвестиционных проектов, которые бы отражали «позитивную динамику по проекту». Причем обновляться они будут исключительно российскими участниками проектов (видимо, чиновники уже сейчас понимают, что западные партнеры могут и не найти в сотрудничестве ничего положительного).
Слово «положительный имидж» упоминается в программе чуть ли не в каждой строке. Т.е. разработчики заведомо не намерены представлять через создаваемый Интернет-портал и другие медийные каналы объективную информацию. Подобной политики придерживаются и создатели региональных сайтов, опыт которых предлагается использовать при разработке федерального портала. Например, в 2005 году Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга вложил несколько миллионов бюджетных средств в портал St-Petersburg.RU. Но еще месяц назад на нем была представлена информация по состоянию на 2004-2005 год. Сейчас материалы рубрик «Экономика и бизнес» и «Инвестиции» обновили, появились диаграммы, объективные отчеты Standard & Poor's, полезная информация о налогах, с августа ведется новостная лента и т.д. Но заметен «нож цензора» – на сайте представлена только положительная информация о городе и его доблестной администрации. Статистика посещаемости скрыта. Видимо, чиновники стесняются признавать отсутствие даже такой «положительной тенденции».
Антон Михайлов, специально для «Фонтанки.ру»
Конечным результатом представленной Минэкономразвития программы должно стать устранение расхождений между представлениями иностранных деловых кругов об инвестиционном климате России и его реальным состоянием. Однако скептики уверены, что сложившееся в западных кругах мнение о России больше соответствует реальности, чем то, что будет изложено в рекламных материалах создаваемой информационной спецслужбы.
Враг не дремлет
Один из этапов PR-кампании – «эффективное противодействие недобросовестной конкуренции, направленной на дискредитацию России как объекта инвестиций». «На страницах ряда влиятельных международных экономических публикаций (таких как Economist, Wall Street Journal, и.т.д.) нередко встречаются антироссийские материалы. К примеру – реклама, призывающая выгнать Россию из «Большой восьмерки», была размещена на целую страницу газеты Financial Times незадолго до проведения саммита в Санкт-Петербурге», – констатируют специалисты Минэкономразвития.
Правда, о причинах появления такой статьи чиновники умалчивают. Действительно, зачастую о России в зарубежной печати появляются небылицы типа «русские пьют водку из самовара, а по улицам медведи ходят». Однако серьезные экономические СМИ публикуют объективные и критические материалы. «Какой инвестор согласится верить стране, устроившей обыск в офисе аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, – констатирует один из петербургских финансовых аналитиков. – Просто потому, что аудиторы выполняли свою работу – проверяли отчетность клиента (НК «ЮКОС»). Такого отношения к бизнесу не позволяют силовики ни одной страны мира, включая самые коррумпированные африканские государства. Компании уровня PricewaterhouseCoopers серьезные бизнесмены уважают больше, чем Путина. Только после такого инцидента стране будет очень сложно доказать, что в нее безопасно вкладывать средства. К тому же существующие государственные Интернет-сайты не содержат никакой действительно полезной информации, только одни призывы и обещания красивой жизни».
Есть и другая позиция: «Для привлечения внимания рекламная кампания необходима, – считает директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA) Наталия Кудрявцева. – Ошибочное мнение, что все мечтают вложить деньги в Россию. Сначала инвестор должен обратить внимание, а потом начинает изучать вопрос. Крупные инвесторы воспользуются услугами консалтинговых фирм «большой четверки» (Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers). Но для компаний поменьше услуги этих консультантов очень дороги».
Для Дона Педро
Для борьбы с «тлетворным влиянием Запада» предлагается создать новый государственный орган – Агентство по привлечению инвестиций и развитию инвестиционного имиджа. Это будет либо отдельная государственная корпорация, либо подразделение уже созданной структуры – ГК «Банк Развития».
Подобные агентства есть во многих странах мира. Даже в Бразилии в 1997 году была создана финансируемая из бюджета общественная автономная служба – агентство «Апекс Бразил», в совет которой входят руководители федеральных министерств и ведомств. В посткоммунистической Чехии с 1992 года действует Агентство по привлечению иностранных инвестиций «Чехинвест», бюджет которого в 2005 году составил $ 13 млн в год. А в США такие службы созданы во многих штатах. Государственное финансирование Британской службы по торговле и инвестициям (UK Trade&Investment) достигает $ 700 млн в год.
Эксперты оценивают стоимость реализации российского PR-проекта в $ 200-300 млн. Новое руководство Минэкономразвития такие затраты считает целесообразными, хотя в многостраничной программе не упоминаются ни предполагаемая сумма бюджетных затрат, ни оценка их эффективности. Экс-министр Герман Греф проводил значительно более осторожную политику, прослыв как критик популистских проектов того же связного ведомства Леонида Реймана (о судьбе потраченных на «Электронную Россию» миллионов не знает никто).
ТАСС уполномочен заявить
Распространять сообщения о достижениях российской экономики предлагается как через отечественные, так и зарубежные информационные агентства – «Прайм-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс», «РБК», Reuters, АР, AFP, Bloomberg, Dow Jones и другие. Кроме того, за счет федерального бюджета планируется привлечь на конкурсной основе крупное международное PR-агентство. Оно также должно будет проводить работу «по продвижению и должному отражению информации об инвестиционных возможностях России в зарубежных средствах массовой информации и на крупных международных экономических мероприятиях».
Ключевую роль в информировании зарубежной аудитории Минэкономразвития отводит национальному Интернет-ресурсу, посвященному инвестициям в Россию. Он должен будет содержать обобщенную информацию по инвестпроектам регионов и отраслей, аналитику, новости, комментарии и т.п. Позиционироваться этот сайт будет как официальный ресурс, выпускающийся при ведомственной поддержке. Через Интернет-портал планируется организовать доступ к базе данных инвестиционных проектов. Предлагается также создавать отдельные сайты крупных инвестиционных проектов, которые бы отражали «позитивную динамику по проекту». Причем обновляться они будут исключительно российскими участниками проектов (видимо, чиновники уже сейчас понимают, что западные партнеры могут и не найти в сотрудничестве ничего положительного).
Слово «положительный имидж» упоминается в программе чуть ли не в каждой строке. Т.е. разработчики заведомо не намерены представлять через создаваемый Интернет-портал и другие медийные каналы объективную информацию. Подобной политики придерживаются и создатели региональных сайтов, опыт которых предлагается использовать при разработке федерального портала. Например, в 2005 году Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга вложил несколько миллионов бюджетных средств в портал St-Petersburg.RU. Но еще месяц назад на нем была представлена информация по состоянию на 2004-2005 год. Сейчас материалы рубрик «Экономика и бизнес» и «Инвестиции» обновили, появились диаграммы, объективные отчеты Standard & Poor's, полезная информация о налогах, с августа ведется новостная лента и т.д. Но заметен «нож цензора» – на сайте представлена только положительная информация о городе и его доблестной администрации. Статистика посещаемости скрыта. Видимо, чиновники стесняются признавать отсутствие даже такой «положительной тенденции».
Антон Михайлов, специально для «Фонтанки.ру»