Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 сентября 2007 19:30      299

Слушания в ЗакСе: не о бюджете, так о наболевшем


Уставшие чиновники, простые граждане (и молодежь, и пенсионеры), ангажированные политики и просто городские сумасшедшие собрались с утра 28 сентября в Законодательном собрании Петербурга. Здесь проходило общественное обсуждение бюджета города на ближайшие три года. Четыре часа подряд за главный финансовый документ отдувались вице-губернатор Михаил Осеевский, глава БФК Владимир Барканов и несколько городских чиновников. Но, увы, о бюджете на слушаниях спрашивали меньше всего. Гораздо чаще говорили о наболевшем.

Если первые общественные слушания бюджета города, прошедшие в прошлом году, обернулись отчетом о контрольных цифрах «для самих себя», то вторые превратили инициативу общественного обсуждения в балаган. Еще на входе в Мариинский дворец один из рвавшихся на слушания, но отсутствовавший в списках гражданин, обзывал всех, кто проходил в парламент либо «жидами, либо сумасшедшими». Увидев главу КСП Вадима Лопатникова, он тут же поинтересовался: жид тот или сумасшедший. Лопатников на вопрос никак не отреагировал.

Как сообщил спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, на этот раз вместо 6 граждан, записавшихся в прошлом году на обсуждение проекта городской казны, заявку на участие направили около 300 человек. В ЗакС из них пришла половина – беспрецедентное событие. Хозяев дворца, депутатов, которым придется утверждать и корректировать документ, было меньше всего.

Бюджет большой. Но не для всех

О достижениях финансистов и об уникальном труде над бюджетом рассказывал в основном Михаил Осеевский. В это время граждане, пришедшие в большой зал заседаний, нервничали: некоторые решили, что им слова для выступления не дадут, а потому очень сильно волновались. Председатель РОО «Охтинская дуга» Татьяна Красавина несколько раз вскакивала с места, перебирала кипу принесенных папок и документов и все время рвалась сказать что-то очень важное вице-губернатору. Осеевский же пытался рассказать, сколько хорошего будет сделано в городе на бюджетные деньги. Пять раз сообщив присутствующим о том, что город в первую очередь намерен решить жилищные проблемы граждан и это для властей «приоритет №1», он рассказал о доходных и расходных статьях бюджета по всем сферам. Напомним, что об этом уже сообщалось на заседании городского правительства в начале сентября.

Так, доходы Петербурга в 2008-ом году должны составить 293,8 миллиарда рублей, расходы – 323,7 миллиарда. В 2009-ом прогнозируются: прирост в размере 333,3 миллиарда, затраты – 359,9 миллиарда. В 2010-ом году «в плюсе» бюджета окажется 378,4 миллиарда рублей, «в минусе» – 400,8 миллиарда. За этими показателями скрываются и зарплаты бюджетников, и социальные выплаты, и инфраструктурные вложения, и затраты на «приоритет №1». Преобладающие статьи бюджета в течение ближайших трех лет – это строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры, жилье для госнужд, подготовка территорий под строительство жилых кварталов, а также развитие транспорта и дорожного хозяйства. Строительство жилья увеличится в два раза. Кроме этого, будет оказана поддержка социальному комплексу. На его развитие за 3 года планируется направить не менее 43,6 миллиарда рублей. В сферу ЖКХ – более 300 миллиардов, на здравоохранение и спорт – 167 миллиардов, на образование – 140, на социальную политику – 116, на культуру – 41,2 и на правоохранительные органы – 25,9 миллиарда соответственно.

Но пространные цифры и красивые слова приглашенных не заинтересовали. Как минимум, потому, что они – не финансисты. И у каждого был свой конкретный вопрос.

Кто в лес, кто по дрова

Одних интересовали базовые зарплаты в бюджетных учреждениях. Других– проекты «Газпрома», развитие малого и среднего бизнеса, проблемы дольщиков, размеры пенсий. Отдельных граждан волновали вопросы наличия совести у чиновников. Каждое выступление «из народа» встречали шквалом аплодисментов.

- Я в качестве вопроса сообщу следующее, - начал свое выступление один пожилой мужчина, - 10 лет подряд Законодательное собрание финансирует судебную власть и прокуратуру, в то время как средства должны поступать из федерального бюджета. В результате усиливается коррупция. И судебная власть, и прокуратура куплены Законодательным собранием. Я сам стал жертвой ограбления лицом, замещающим государственную должность, находящимся в одном перечне с президентом России. Могу ли я встретиться с депутатом Аркадием Крамаревым и Уполномоченным по правам человека, у которого прав на самом деле нет?

Михаил Осеевский тут же пояснил, что из бюджета города финансируется ремонт зданий, в которых находятся суды и прокуратура, потому что сами здания – это собственность города.

- Как можно бороться с тратой бюджета на подкуп избирателей в период избирательной кампании? Я живу на Малой Охте. И там депутат Риммер создал общественную организацию, которая постоянно раздает подарки, пледы, приборы для измерения давления….

- Я тоже житель Малой Охты, - признался Осеевский, но я с такими фактами не сталкивался. Позже он сообщил, что гражданина для беседы по этому поводу уже ждут в ближайшие дни в комитете по местному самоуправлению.

Ответив на десяток вопросов, Осеевский устал. По крайней мере, так решил Владимир Барканов, когда отведенное по регламенту для вице-губернатора время истекло. На трибуну тем временем поднялась «тяжелая артиллерия». Председатель РОО «Охтинская дуга» Красавина разразилась масштабной критикой работы властей со стратегическими инвесторами в целом и по «Охта центру», в частности. Больше всего женщину интересовало, сколько же налогов отчисляется в бюджет от дочерних компаний «Газпрома». Выслушав обвинения в том, что он все скрывает, Осеевский признался: за период с января по август от всех компаний группы «Газпрома» в бюджет поступило уже 13 миллиардов рублей, а к концу года ожидается порядка 18 миллиардов. Бюджетные инвестиции по проекту «Охта центра» могут предоставляться, только если есть технико-экономическое обоснование проекта, проектно-сметная документация, план передачи земель, договор между городом и компанией о разделе имущества. О том, есть ли эти документы, Осеевский сообщить не смог. Выступающая, между тем, раскритиковала программу по строительству газопроводов, на строительство которых город выделяет субсидии в 10 миллиардов рублей, а сами объекты безвозмездно передает частному бизнесу. Хотя, по ее мнению, на транспортировке газа город смог бы неплохо заработать. Подняв также вопросы о целесообразности предоставления льгот стратегическим инвесторам, продаже земель в устье Невы компании «Газпром нефть инвест» по заниженной стоимости и поведав о том, что банк «Санкт-Петербург» перечислил мало средств в бюджет за использование участка под проект Setl Citi, Красавина успокоилась.

О наболевшем

Было только одно выступление, на которое Осеевский не смог ответить. «Я – жительница блокадного Ленинграда, и во время блокады меня родители возили к дедушке, столяру, где кормили плитками столярного клея. А сейчас я вижу, что выступают граждане, а депутат подошел к своему коллеге, встал спиной и о чем-то разговаривает. И за мной в ряду сидят двое и беседуют о своем. Это - неуважение. Александр Ржаненков, вы в своем выступлении до или после могли хотя бы извиниться перед нами, что не может нам город дать как в Москве пенсии в 11 тысяч и надбавки в 5 тысяч рублей.

Вице-губернатор устал отвечать на вопросы…А рядом со мной учительница в школе, пенсионер. У нее несколько уроков подряд по 45 минут длятся. И какая у нее зарплата? В городе есть деньги. Но мы же «без часов, но с цепочкой». Мы можем тратить огромные средства на олимпиады и проекты, но у кого язык поворачивается доплату к пенсии в тысячу рублей называть второй пенсией для блокадников? Это цинично. Мы доплачиваем за проезд по 18 рублей. Но неужели город, в который приходит газ и нефть, не может скинуться и избавить пенсионеров и от этой оплаты? Депутаты не могут скинуться и оплатить эти 18 рублей? Во Франции, в Европе, пускают новые трамваи, у нас убирают. И последнее. В этом законе много красивых таблиц. Но где же графа «ответственные»?».

Еще одно оппозиционное выступление не услышал никто. Потому что оно было разложено на столах перед входом. И никто его не зачитывал. Партия «Яблоко» выразила свой протест по проекту бюджета города в целом. «Представленный бюджет является непрозрачным…доходы и расходы на 2008 год запланированы в три раза больше, чем было в 2004-ом году. Однако мы не видим, чтобы уровень жизни граждан рос пропорционально…бюджет предусматривает множество неэффективных расходов (имеется ввиду строительство «Охта центра»)…бюджет предусматривает выделение расходов, которые никак не обоснованы и представляются совершено нецелесообразными (речь идет об обязательствах Петербурга по реализации стратегических проектов в 183,3 миллиона рублей и средствах на пропаганду деятельности губернатора через «Петербургский дневник» в размере 33,8 миллиона рублей)…», - говорится в кратком обращении от имени лидера РО партии Максима Резника, которое заканчивается требованием отклонить проект закона в первом чтении.

Опять выводы, но не те

«Можно я отвечу на вопросы. А то говорят, что я устал, а я не устал», - «расстрелянный» Осеевский снова поднялся на трибуну. Он согласился с главой профсоюзов Владимиром Дербиным, который поднимал проблемы необходимости изменения системы расчета зарплаты, усиления подготовки кадров и обеспечения безопасности труда. Особенно на вредном производстве. Мнения бывшего главы КСП Германа Шаляпина по поводу увеличения госдолга, вице-губернатор не разделил, сообщив, что его снижали последние годы, и сейчас госдолг составляет не более 10 процентов от объема всего бюджета. Представителей общественных организаций, которые вспоминали былые времена и щедрость депутатов – одномандатников, выделявших им бюджетные средства, Осеевский огорчил, сообщив, что по бюджетному кодексу деньги город может выделять только некоммерческим автономным учреждениям. Обеспокоился проблемами молодых врачей, которые рассказали, что получают по 7-8- тысяч рублей в месяц, что расходится с его данными. И расставил все «точки над i» в вопросе с обманутыми дольщиками, на решение проблем которых, как выяснилось, в бюджете денег нет: «Людям, которые копили деньги и вкладывали последнее, мы поможем. Это наша задача, и мы разберемся с этим и без бюджетного финансирования. А другая категория – это самые шумные, самые крикливые – те, кто покупал по 3-5- квартир и планировал заработать. Так вот зарабатывайте не на городском бюджете», - твердо сказал Осеевский.

Мероприятие в ЗакСе участники оценили по-разному. Депутаты в общественных слушаниях не увидели ничего нового – они-то регулярно ведут прием граждан. Глава Жилищного Комитета Юнис Лукманов посчитал, что «работать» по бюджету лучше с подготовленной публикой. Владимир Барканов провел комплексный анализ произошедшего и разделил пришедших на слушания на три группы: первая - благожелательно настроенные граждане, интересующиеся жизнью города и бюджетом Петербурга, вторая – граждане, пришедшие со своим наболевшим, и третья – ангажированные политики, желавшие помешать вести мероприятие. И только Осеевский, уставший за четыре часа дискуссий, сказал главное: «Бюджет – это деньги не города, не властей, это – деньги народа. Есть вопросы, которые не имеют простых решений. И низкие пенсии – это проблемы не Петербурга, а всей России. Другое дело, что власти невозможно проконтролировать как покрашен каждый дом и отремонтирована каждая улица. Не будьте безразличны, в том числе и на выборах, и выбирайте молодых и толковых».

Мы же обратили внимание на то, что общественные обсуждения проходили в будний день и в рабочее время. Поэтому прийти в этот день в городской парламент могли либо те, кто не занят, либо те, кому это очень нужно (и, возможно, не для себя). Но большинство неравнодушных опять оказались «за бортом».

Александра Медведева
Фонтанка.ру