Семь кораблей различных эпох – от времен Бориса Годунова до Великой Отечественной войны – обнаружены на дне Финского залива. Эти находки – результат завершившейся на днях очередной подводной исследовательской экспедиции, проходившей в рамках проекта «Тайны затонувших кораблей».
Три найденных судна, по словам специалистов, представляют наибольший интерес. Одно из них (длиной 29 метров, шириной 8), лежит на глубине 34-37 метров. В результате исследований выяснилось, что это двухмачтовый торговый корабль середины XIX века, который перевозил 300 тонн полосового железа.
Второе «интересное» судно обнаружено в трехстах метрах от предыдущего. Оно сохранилось гораздо лучше, несмотря на то, что лежит на большей глубине (42 метра), кроме того, и «постарше»: предположительно, это голландское торговое судно середины или конца XVIII века. Возможно, корабль затонул во время шторма 9 сентября 1717 года.
Но самой ценной находкой является судно примерно 1580-1610 годов. То есть корабль затонул во время правления аж самого Бориса Годунова или чуть позднее – в Смутное время. В этот период нашей истории Северо-Западная территория Московского царства была захвачена Швецией. И, как показали предварительные исследования, это судно, скорее всего, является шведской каравеллой или пинассой.
Более подробные исследования затонувших судов будут проводиться в очень сложных условиях: все корабли расположены на довольно большой глубине, да и видимость в воде очень плохая. А если учесть, что работа велась в открытом заливе, и ученым, и водолазам приходилось все время плавать то к земле, то опять назад на глубину, остается только восхищаться терпением и настойчивостью российских исследователей.
Поднимать затонувшие корабли не планируют. И хотя пресная холодная вода – естественный и очень хороший консервант, остатки судов буквально рассыпаются на глазах. Поэтому ученым иногда приходится определять возраст и «родину» корабля по найденным там сервизам, медной посуде, бутылкам и останкам моряков (захоронение которых также не планируется – по старой традиции утонувших членов корабельных команд не поднимают со дна).
На этом деятельность подводных ученых не закончится. «Нам очень повезло, так как именно в нашем Северо-Западном районе было самое интенсивное судоходство, - заявил научный руководитель проекта Андрей Лукошков. - А из-за частых штормов и подводных скал множество кораблей потерпело крушения в заливе».
Кто знает, может вскоре удастся найти какой-нибудь клад – «взятку»: существует легенда, согласно которой Петр Первый «купил» победу в одном из сражений со Швецией в самом начале Северной войны, когда русские еще проигрывали.
Справка:
Проект «Тайны затонувших кораблей» существует с 2000 года. Последней работой участников «Тайн» был заказ музея Блокады – из Невы вытаскивали танки, затонувшие в годы Великой Отечественной войны. В результате было найдено 12 единиц техники. По мимо этого, в Финском заливе этой же исследовательской группой был найден английский корабль «Портисон», затонувший в 1853 году, российский парусно – винтовой фрегат «Олег», попавший в шторм в 1869 году, русский шлюп «Свирь», погибший в 1824 и канадский барк «Эмблем» потерпевший крушение в 1896 году.
Валерия Рудь,
Фонтанка.ру
Три найденных судна, по словам специалистов, представляют наибольший интерес. Одно из них (длиной 29 метров, шириной 8), лежит на глубине 34-37 метров. В результате исследований выяснилось, что это двухмачтовый торговый корабль середины XIX века, который перевозил 300 тонн полосового железа.
Второе «интересное» судно обнаружено в трехстах метрах от предыдущего. Оно сохранилось гораздо лучше, несмотря на то, что лежит на большей глубине (42 метра), кроме того, и «постарше»: предположительно, это голландское торговое судно середины или конца XVIII века. Возможно, корабль затонул во время шторма 9 сентября 1717 года.
Но самой ценной находкой является судно примерно 1580-1610 годов. То есть корабль затонул во время правления аж самого Бориса Годунова или чуть позднее – в Смутное время. В этот период нашей истории Северо-Западная территория Московского царства была захвачена Швецией. И, как показали предварительные исследования, это судно, скорее всего, является шведской каравеллой или пинассой.
Более подробные исследования затонувших судов будут проводиться в очень сложных условиях: все корабли расположены на довольно большой глубине, да и видимость в воде очень плохая. А если учесть, что работа велась в открытом заливе, и ученым, и водолазам приходилось все время плавать то к земле, то опять назад на глубину, остается только восхищаться терпением и настойчивостью российских исследователей.
Поднимать затонувшие корабли не планируют. И хотя пресная холодная вода – естественный и очень хороший консервант, остатки судов буквально рассыпаются на глазах. Поэтому ученым иногда приходится определять возраст и «родину» корабля по найденным там сервизам, медной посуде, бутылкам и останкам моряков (захоронение которых также не планируется – по старой традиции утонувших членов корабельных команд не поднимают со дна).
На этом деятельность подводных ученых не закончится. «Нам очень повезло, так как именно в нашем Северо-Западном районе было самое интенсивное судоходство, - заявил научный руководитель проекта Андрей Лукошков. - А из-за частых штормов и подводных скал множество кораблей потерпело крушения в заливе».
Кто знает, может вскоре удастся найти какой-нибудь клад – «взятку»: существует легенда, согласно которой Петр Первый «купил» победу в одном из сражений со Швецией в самом начале Северной войны, когда русские еще проигрывали.
Справка:
Проект «Тайны затонувших кораблей» существует с 2000 года. Последней работой участников «Тайн» был заказ музея Блокады – из Невы вытаскивали танки, затонувшие в годы Великой Отечественной войны. В результате было найдено 12 единиц техники. По мимо этого, в Финском заливе этой же исследовательской группой был найден английский корабль «Портисон», затонувший в 1853 году, российский парусно – винтовой фрегат «Олег», попавший в шторм в 1869 году, русский шлюп «Свирь», погибший в 1824 и канадский барк «Эмблем» потерпевший крушение в 1896 году.
Валерия Рудь,
Фонтанка.ру